[Погода в доме] Минпросвещения разослало новые правила разрешения конфликтов с учениками. В инструкции руководству школ и колледжей поручено бороться со сплетнями, лицемерием и интригами в коллективах
![[Погода в доме] Минпросвещения разослало новые правила разрешения конфликтов с учениками. В инструкции руководству школ и колледжей поручено бороться со сплетнями, лицемерием и интригами в коллективах](/story_images/715000/1766722382_95_1956595153_0:294:3053:2011_1920x0_80_0_0_4f2738341b69e1aae0dc2f73ccb7daf8.jpg.webp)
Минпросвещения утвердило пять этапов действий на случай конфликтной ситуации для руководителей образовательных организаций. Документ есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с деталями разработки. Инструкция уже направлена в регионы.
Согласно инструкции, на каждый этап разрешения конфликта отводится один—три дня.
На первом из них информацию о ситуации доводят до руководителя образовательного учреждения, устанавливаются факты, назначаются ответственные, если нужно — к делу привлекаются правоохранительные органы.
На втором этапе выясняются все детали конфликта, его участники проходят опрос (при необходимости — при участии психологов), устанавливаются виновные. Если разобраться с ситуацией на этом этапе не удается, руководителям школы или колледжа рекомендуется обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (она должна быть в каждой школе и вузе).
В ходе третьего этапа к конфликту подключается комиссия, которая рассматривает все факты и выносит письменное решение.
На четвертом этапе руководитель образовательного учреждения или назначенные им ответственные контролируют его исполнение.
Если участники конфликта хотят обжаловать решение, они обращаются в региональную комиссию по защите чести и достоинства педагогов или в вышестоящие образовательные органы, к следователям или в суд.
В инструкции Минпросвещения есть и другие рекомендации. Так, в образовательных учреждениях советуют больше просвещать учеников и учителей о правовой культуре. Конфликты рекомендовано разрешать при помощи медиации, а всех их участников — обеспечивать психологическим сопровождением. Школьному руководству советуют обращать внимание на конфликты интересов и защищать честь педагогов.
«Пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе», — говорится в документе. Руководству учреждения рекомендуется заниматься профилактикой конфликтов, а также своевременно выявлять несовершеннолетних и семьи в социально опасном положении. Для этого с учащимися, их родителями и представителями нужно вести индивидуальную профилактическую работу, говорится в инструкции.
Инструкция для образовательных работников в конфликтных ситуациях была утверждена в декабре на Совете по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников, в котором принял участие министр Сергей Кравцов. Она была разработана из-за участившихся атак в российских школах.
В 2025 году таких случаев было несколько.
В декабре петербургский школьник атаковал с ножом преподавательницу математики.
В ноябре в городе Карталы Челябинской области школьница напала на учительницу физкультуры с маникюрными ножницами.
Глава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев предложил исключать учеников, напавших на педагога.


