У поляков кончается терпение и украинские беженцы это уже почувствовали. Исторические разногласия, ужесточение политического дискурса... В Польше пропадает солидарность с Украиной

Польское государство заинтересовано в присутствии украинских беженцев — дешевой и непритязательной рабочей силы, пишет Le Figaro. Но рядовые поляки воспринимают ситуацию совершенно иначе, и у многих уже кончается терпение.
В феврале 2022 года польское гражданское общество впечатлило весь мир, спонтанно организовав гуманитарные конвои на границе. Три года спустя страна столкнулась с проблемами, связанными с трудностями интеграции.
«Если бы не всё это, нас бы здесь не было...» – вздыхает Владислав, наводя порядок в кондитерском отделе супермаркета, где он работает. Этот украинский беженец приехал в Польшу в августе 2022 года, чтобы избежать обязательного призыва на военную службу в своей стране. Он вспоминает «главврача, который попросил мою подругу говорить по-польски, а не по-украински в приемном покое», и признает, что его сестру иногда «игнорируют однокурсники из-за ее акцента». Эти случаи нельзя назвать единичными: каждый третий украинец утверждает, что сталкивался с высокомерным отношением со стороны поляков.
Волна солидарности, всколыхнувшаяся в Польше после начала боевых действий на Украине, теперь может показаться очень далеким воспоминанием. В феврале 2022 года польское гражданское общество впечатлило весь мир, спонтанно организовав гуманитарные конвои на границе, прием беженцев на железнодорожных вокзалах и размещение семей. Три года спустя Польша, принявшая почти миллион беженцев, столкнулась с проблемами интеграции: 38% поляков заявляют, что испытывают неприязнь к украинцам, и только 30% относятся к ним положительно. Падение на 10 пунктов по сравнению с предыдущим годом и на 21 пункт по сравнению с 2023 годом. «Для беженцев, прибывших в 2022 году, это огромный шок», – признает сотрудник Украинского дома в Варшаве Александр Пестриков. Тридцатилетний мужчина, поселившийся в Польше в 2018 году, чтобы работать над докторской диссертацией, предпочитает сглаживать углы: «По правде говоря, мы думали, что усталость проявится намного раньше».
Стойкие стереотипы
Польско-украинские отношения основаны на реальной культурной близости между народами – связи также укреплялись более чем десятилетней экономической миграцией в Польшу, – и образцовом единстве перед лицом угрозы со стороны Кремля. Но стойкие стереотипы никуда не делись, и болезненное историческое прошлое продолжает преследовать настоящее. С 1942-го по 1944 год Волынская резня – этническая чистка, направленная на подготовку к созданию независимого украинского государства, – унесла жизни нескольких десятков тысяч поляков. Этот период, день памяти о котором отмечается 13 июля, остается в центре напряженности [в отношениях между двумя государствами]: эксгумация жертв [на Украине] началась только в апреле прошлого года, после многих лет давления со стороны Варшавы. «Несколько месяцев назад, услышав, что я говорю по-украински, прохожие сказали мне, что помнят, что произошло столетие назад», – с горечью рассказывает 23-летний Дима, бармен из Вроцлава.
В более общем плане украинцы, первое по величине иностранное сообщество в стране, с опаской наблюдают за ужесточением политического дискурса по вопросам миграции. В ходе президентских выборов сторонник укрепления польского суверенитета Кароль Навроцкий, который вступит в должность главы государства 6 августа, обещал, что «предоставит полякам право первоочередного доступа при приеме к врачу». Однако «с каждого злотого, выплаченного украинцам в рамках семейных пособий, 5,40 злотого возвращаются государству в виде налогов и взносов», – напоминает главный экономист польского Национального банка развития Матеуш Валевский. С экономической точки зрения, приток украинцев является благом для Польши, страны с одним из наиболее низких уровней рождаемости в Европейском союзе, испытывающей нехватку рабочей силы.
Эксперты считают, что образование и обучение являются важными рычагами, побуждающими украинских беженцев остаться и думать о будущем. На данный момент правительством так и не запущена программа «Школа для всех», направленная на улучшение сопровождения украинских учащихся в польской образовательной системе. Но те, на кого она рассчитана, не отчаиваются: «Для нас самое главное, чтобы бомбы не падали», – говорит Александр Пестриков.
Адам Саку (Adam Hsakou)
Комментарии читателей Le Figaro
Carter
На Украине и в других странах чересчур много украинцев. По прошествии трех лет это начинает давить на общество и дорого обходится экономикам этих государств.
Xophe
Многие украинцы ведут себя в Польше неподобающим образом, не говоря уже о правонарушениях. Правительство страны предоставило им слишком много привилегий, и многие этим злоупотребляют, как говорят мои польские друзья. От себя могу добавить: общаться в Польше с официантом или продавцом, который упорно говорит только по-украински, не очень удобно.
anonyme
«Приехал в Польшу в августе 2022 года, чтобы избежать призыва на военную службу»… Браво! Ничего удивительного, что они проигрывают…
Добавил
suare 5 часов 6 минут назад

нет комментариев
На эту же тему:
17
Украина обвинила Польшу в терроре и репрессиях
— 17 Июля
23
«Для нас они всегда будут убийцами»: президента Польши возмутил отказ Киева осудить бандеровцев
— 30 Мая
24
Поляки хотят выставить Украине счет
— 4 Марта
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено