источник: 3.bp.blogspot.com
Общество национально-культурного возрождения «Ирĕклĕх» («Свобода») направило в государственные органы Чувашии ряд писем с инициативой ввести школьное преподавание чувашской истории, языка и литературы.
Общество, прежде всего, требует ввести в школах республики полноценный предмет «История Чувашии». Сейчас отдельного учебного курса по чувашской истории не существует, а предмет «Родной край» преподается только как факультатив.
«Чувашская нация, имеющая богатую историю и большой опыт государственного строительства, достойна большего», — говорится в обращении, текст которого приводит чувашская газета Ирĕклĕ Сăмах.
Еще одна инициатива чувашских общественников касается преподавания чувашской литературы. Организация предлагает вернуть этот предмет в курс 10-11 классов во всех школах Чувашии и преподавать чувашскую литературу «на языке оригинала». Это обосновывается, в частности, тем, что школьный курс чувашского языка завершается в 9-м классе — «следовательно, предполагается, что к 10-11 классам обучающийся овладел чувашским языком».
Касаясь преподавания чувашского языка, «Ирĕклĕх» предлагает проводить всеобщие и обязательные экзамены по чувашскому языку после 9 и 11 классов. В частности, из-за отсутствия таких экзаменов, по мнению участников организации, «престиж государственного языка Чувашии падает». Параллельно предлагается разрешить школьникам сдавать ЕГЭ по всем предметам и всероссийские проверочные работы «на чувашском языке, который должен быть равен русскому во всех отношениях, а не только на бумаге». Поскольку решить этот вопрос можно только на федеральном уровне, то Минобразования Чувашии просят выйти с таким предложением на Минобрнауки России, «желательно совместно с другими национальными республиками».
Обязать чиновников знать язык республики...
Газета приводит также другое письмо общества «Ирĕклĕх». Здесь общественники обращаются к президенту Чувашии Михаилу Игнатьеву.
От руководителя республики требуется законодательно закрепить обязательность знания обоих государственных языков (чувашского и русского) для государственных и муниципальных служащих. Для этого предлагается утвердить критерии оценки знаний.
Также общество «Ирĕклĕх» требует провести мониторинг знания чувашского языка среди служащих до начала таких реформ.
проблема (3)