«Донбасс как Лермонтов». Андрей Бабицкий о советских символах в Новороссии
отметили
16
человек
в архиве

Мифологизированный Советский Союз для местных жителей — это совсем не мечта о былом благополучии, которого не вернешь. За 23 года люди абсолютно отчетливо это поняли и научились ориентироваться в реалиях нового мира.
По моим наблюдениям, советское — это не конкретная модель государственного устройства, не социализм в его ушедшем изводе, нет, речь идет об особом трафарете мироустройства, в котором символика СССР олицетворяет собой справедливость. Эта справедливость несколько иного порядка, чем просто социальная: в нее вмонтированы базовые нравственные ценности, которые с коммунистической идеологией отождествить не удается. То, что «золотой век» — повторюсь, не в смысле изобилия, донбассцы соединили с советским прошлым — так это в силу веселого упрямства отрицать «малину», которая пошла гулять на останках СССР, в пику коррупции, нищете, временам юного бандитского капитализма, погрузившего страну в ложь, насилие и тотальный произвол.
Прекрасно, что здесь, пусть и неверно названная по имени, бытует мечта о лучших временах. Донбасс — романтик в том смысле, в котором им был, например, Михаил Юрьевич Лермонтов. Романтизм всегда заимствует идеал в прошлом, но на самом деле, у конкретно донбасского идеала все пропорции абсолютно современные, и куда более европейские, нежели у идеалов Майдана или «Правого сектора» *. Этот идеал интернационален, свободен, уважает человеческое достоинство. Обращение к былому абсолютно логично, поскольку, по логике вещей, будущее, которое органично разовьется из отвратительного настоящего, должно оказаться еще более отвратительным. Донбасскому идеалу пока не хватает государственной стати — ну а кому ее хватает на постсоветском пространстве?
А если перебраться из идеального в феноменальный план, то и здесь мы обнаружим, что выравнивание реальности производится совсем не по советским лекалам, которых, видимо, вообще ни у кого сегодня не осталось в наличии. Например, Донецк выглядит по большей части, как современный европейский город. Чем, вы думаете, были озабочены местные власти, когда вокруг столицы ДНР шли самые жестокие бои? На городские улицы ежедневно выходили бригады коммунальщиков и под обстрелами ожесточенно скребли, чистили, подстригали газоны, убирали последствия артобстрелов, чинили оборванные электросети, восстанавливали водоснабжение. Даже в самые тяжелые дни Донецк не терял присущего ему европейского лоска, которым, кажется, не может похвастаться ни один из украинских городов, включая Киев. В августе прошлого года, когда украинская артиллерия садила в белый свет, как в копеечку, и громыхало везде, я наблюдал, как в центре рабочие обновляют покраску велодорожек. Это казалось немного даже диким, я бесконечно полюбил и этих женщин, ухаживающих за кустами роз на полностью обезлюдевших улицах, и этих аварийщиков, латающих трубы в Киевском районе, где земля ходила ходуном от ни на секунду не замолкавших взрывов. Чистота и порядок, несмотря ни на что, — и выверенная городская эстетика — чем не ценности, которые мы…
По моим наблюдениям, советское — это не конкретная модель государственного устройства, не социализм в его ушедшем изводе, нет, речь идет об особом трафарете мироустройства, в котором символика СССР олицетворяет собой справедливость. Эта справедливость несколько иного порядка, чем просто социальная: в нее вмонтированы базовые нравственные ценности, которые с коммунистической идеологией отождествить не удается. То, что «золотой век» — повторюсь, не в смысле изобилия, донбассцы соединили с советским прошлым — так это в силу веселого упрямства отрицать «малину», которая пошла гулять на останках СССР, в пику коррупции, нищете, временам юного бандитского капитализма, погрузившего страну в ложь, насилие и тотальный произвол.
Прекрасно, что здесь, пусть и неверно названная по имени, бытует мечта о лучших временах. Донбасс — романтик в том смысле, в котором им был, например, Михаил Юрьевич Лермонтов. Романтизм всегда заимствует идеал в прошлом, но на самом деле, у конкретно донбасского идеала все пропорции абсолютно современные, и куда более европейские, нежели у идеалов Майдана или «Правого сектора» *. Этот идеал интернационален, свободен, уважает человеческое достоинство. Обращение к былому абсолютно логично, поскольку, по логике вещей, будущее, которое органично разовьется из отвратительного настоящего, должно оказаться еще более отвратительным. Донбасскому идеалу пока не хватает государственной стати — ну а кому ее хватает на постсоветском пространстве?
А если перебраться из идеального в феноменальный план, то и здесь мы обнаружим, что выравнивание реальности производится совсем не по советским лекалам, которых, видимо, вообще ни у кого сегодня не осталось в наличии. Например, Донецк выглядит по большей части, как современный европейский город. Чем, вы думаете, были озабочены местные власти, когда вокруг столицы ДНР шли самые жестокие бои? На городские улицы ежедневно выходили бригады коммунальщиков и под обстрелами ожесточенно скребли, чистили, подстригали газоны, убирали последствия артобстрелов, чинили оборванные электросети, восстанавливали водоснабжение. Даже в самые тяжелые дни Донецк не терял присущего ему европейского лоска, которым, кажется, не может похвастаться ни один из украинских городов, включая Киев. В августе прошлого года, когда украинская артиллерия садила в белый свет, как в копеечку, и громыхало везде, я наблюдал, как в центре рабочие обновляют покраску велодорожек. Это казалось немного даже диким, я бесконечно полюбил и этих женщин, ухаживающих за кустами роз на полностью обезлюдевших улицах, и этих аварийщиков, латающих трубы в Киевском районе, где земля ходила ходуном от ни на секунду не замолкавших взрывов. Чистота и порядок, несмотря ни на что, — и выверенная городская эстетика — чем не ценности, которые мы…
Добавил
manny21 24 Сентября 2015

1 комментарий
проблема (1)
Комментарии участников: