Комментарии участников:
«Чтобы выразить мысль, ее сначала надо иметь»
«Большевики ликвидировали неграмотность для облегчения цензуры. Ведь как можно цензурировать неграмотность? Никак»
А интернет американцы придумали чтобы информация была в открытом доступе, а социальные сети, чтобы знать кто что думает :).
А интернет американцы придумали чтобы информация была в открытом доступеНа самом деле для того, чтобы при атомной бомбардировке не падала связь.
Или я просто не уловил иронию?
Школа виновата лишь частично. Сейчас ведь и объемы литературы уменьшились. Мне приходилось много раз об этом говорить, и в «Литературной газете» я об этом писал.Сейчас и количество предметов увеличилось, если отдавать столько же времени литературе, как в советские времена, на изучение других, более нужных предметов, времени не останется… У меня друг есть, читал литературу только в виде «100 сочинений для абитуриента», зато MSDN наизусть знает ;)…
Ну ка, ну ка, каких таких новых предметов много появилось?
MSDN — совершенно прикладная вещь, которая изучается в практической работе при необходимости, а школьные знания — базовая.
Чтение литературы совершенно не связано со знанием MSDN и не должно быть связано.
MSDN — совершенно прикладная вещь, которая изучается в практической работе при необходимости, а школьные знания — базовая.
Чтение литературы совершенно не связано со знанием MSDN и не должно быть связано.
Появилось? Физику тут порываются слить с химией и биологией в «естествознание»; астрономия, кажется, уже совсем вынесена; алгебра и геометрия в единую «математику», с минимизацией доли геометрических доказательств…
А что добавилось? Обществознание не берём, оно появилось до всех этих перестановок. ОБЖ тоже было, хотя занимались мы на нём очень странными вещами. Программирование было. Зато теперь есть «основы православной культуры» по выбору, да.
А что добавилось? Обществознание не берём, оно появилось до всех этих перестановок. ОБЖ тоже было, хотя занимались мы на нём очень странными вещами. Программирование было. Зато теперь есть «основы православной культуры» по выбору, да.
Я в школе по всем не гуманитарным предметам был отличником, во всех олимпиадах участвовал, даже до республиканских добирался, только вот сейчас дай мне задачку по какой-нибудь электродинамике или предложи написать реакцию синтеза водорода, без справочника хрен решу или напишу. И на хрена я так вкалывал? У меня с школе на математике в последнем классе были дифференциальные уравнения, комплексные числа и прочая хрень, только нафига они тем кто не собирался на математику идти? В школе в выпускном классе было по 9 уроков в день, при всей нагрузке еще и руссичка была сумасшедшая: 1 ошибка в сочинении минус один балл. Крыша ехала, как надо. Когда в университет поступил — сплошные каникулы, ни тебе сочинений, ни контрольных, ни стихотворений на наизусть. Мое мнение школу надо обрезать до 9-ти классов, потом колледж 3-года, где уже предметы только те, которые нужны для поступления в университет. Хочешь быть учителем русского языка — идешь в гуманитарный колледж, зато тебе нет математики и физики. Надо учителям понять, что у ученика башка не резиновая все в нее не поместится.
Задорнов смеется над американцами — специалистами по правой ноздре, но уж лучше пусть врач свою ноздрю знает от и до, чем как у нас, ни в чем не профессионал, зато базовых знаний вагон и маленькая тележка…
Задорнов смеется над американцами — специалистами по правой ноздре, но уж лучше пусть врач свою ноздрю знает от и до, чем как у нас, ни в чем не профессионал, зато базовых знаний вагон и маленькая тележка…
читал литературу только в виде «100 сочинений для абитуриента», зато MSDN наизусть знаетэто антипример. этот человек не совсем нормален. о нем и говорится в заметке.
Этот человек зато сейчас в Англии зарабатывает не плохие деньги, а вот одноклассница, которая наизусть знала Евгения Онегина, сейчас где-то за копейки сидит в call-centre на телефоне…
Что, значит «базовая». Что я могу, на базе знаний произведений Толстого или Островского, построить в будущем в своей жизни? Аргументы типа «Каждый культурный...» и прочие, аналогичные, не принимаются, устарели.Базовыми могут быть только фундаментальные, как сейчас говорится ,«кроссплатформенные» знания.
как может устареть культура, мораль? бред несете.
в произведениях классиков мировой литературы учитесь выражать свои мысли красиво, учитесь вести себя в обществе. учитесь выглядеть человеком, а не кроссплатформенным бесполым копипастом (последнее — не в ваш адрес, это в целом).
в произведениях классиков мировой литературы учитесь выражать свои мысли красиво, учитесь вести себя в обществе. учитесь выглядеть человеком, а не кроссплатформенным бесполым копипастом (последнее — не в ваш адрес, это в целом).
Выражать свои мысли красиво учит риторика, всё-таки; в школе это опыт написания изложений и сочинений, плюс некоторая теория литературы; на них уже могут накладываться конкретные литературные примеры (чтобы человек хлопнул себя по лбу «о, а ведь можно писать и так, в следующий раз попробую»).
Вести себя в современном обществе классическая литература «школьного курса» тоже учит весьма относительно — это же истории из другого времени. Мораль — таки-да! — устаревает; когда-то вскрытие трупов (да и вообще занятие медициной в её современном понимании), положим, было в высшей степени предосудительным занятием, а вот порка слуг — нормой жизни.
Выглядеть человеком? Решающее значение книги в этом, как мне кажется, могут оказать только на «книжного» человека, для которого мир бумажных страниц живей реального. Опять же, если капитан Блад или гайдаровский Тимур школьником могут восприниматься как живые персонажи, ассоциировать себя с Раскольниковым, Кирилловым, Болконским… ему будет несколько сложнее, скажем так.
Литература даёт, как уже сказано, примеры выражения мыслей (которые полезны тем, кто хотел бы выразить какую-то мысль, да не очень представляет, как); литература помогает изучению соответствующего исторического периода; литература, как любое искусство, воспитывает (способна воспитывать, во всяком случае) художественный вкус; наконец, литература учит пониманию «сложности человеческой натуры» — тому, что одномерные объяснения человеческих мотивов годятся не всегда.
Кроме того, в качестве приятного «бонуса», прошлые произведения дают возможность увидеть чуть больше в нынешних.
Вести себя в современном обществе классическая литература «школьного курса» тоже учит весьма относительно — это же истории из другого времени. Мораль — таки-да! — устаревает; когда-то вскрытие трупов (да и вообще занятие медициной в её современном понимании), положим, было в высшей степени предосудительным занятием, а вот порка слуг — нормой жизни.
Выглядеть человеком? Решающее значение книги в этом, как мне кажется, могут оказать только на «книжного» человека, для которого мир бумажных страниц живей реального. Опять же, если капитан Блад или гайдаровский Тимур школьником могут восприниматься как живые персонажи, ассоциировать себя с Раскольниковым, Кирилловым, Болконским… ему будет несколько сложнее, скажем так.
Литература даёт, как уже сказано, примеры выражения мыслей (которые полезны тем, кто хотел бы выразить какую-то мысль, да не очень представляет, как); литература помогает изучению соответствующего исторического периода; литература, как любое искусство, воспитывает (способна воспитывать, во всяком случае) художественный вкус; наконец, литература учит пониманию «сложности человеческой натуры» — тому, что одномерные объяснения человеческих мотивов годятся не всегда.
Кроме того, в качестве приятного «бонуса», прошлые произведения дают возможность увидеть чуть больше в нынешних.
опыт написания изложений и сочиненийКак можно что-то написать не зная языка?
Язык улицы с дай бог с 300 словами — это не язык.
Литература в том числе и показывает язык, обучает ему по средствам чтения.
Если, конечно, у вас бабушка филолог МГУ, то язык вы будете знать и уметь им пользоваться во всей красе без книг. Но это нонсенс, быть внуком филолога и не читать)))
Дальше не читал, т.к. в первичном посыле у вас заблуждение.
Раньше русский нужен был, а сейчас знанием русского языка можно подтереться. Какая разница как тебя в школе обучали излагать мысль по-русски, если все теперь по-английски…
Где, что? Надо ж такое ляпнуть)
Да, пишите уж и тут тогда на не русском, раз такое отношение у вас.
(а констатации факта нет такого)
Да, пишите уж и тут тогда на не русском, раз такое отношение у вас.
(а констатации факта нет такого)
Не обижайтесь, но за пределами постсоветского пространства русский никто не изучает (разве что филологи), да и на постсоветском пространстве русский уже знают слабо. А для бизнеса хватает эмигрантов из России. К примеру, в Прибалтике молодое поколение до 25-ти, практически вообще не знает. В Литве, среди тех, кто до 30-ти, русский знают только те, для кого русский родной или двуязычные семьи, и то в 50% случаев, написанный текст кириллицей не понимают… По-русски говорят примерно 3% населения планеты, Россия сейчас слабая третьесортная страна, так что не удивительно, что такое отношение к языку…
В дальнем зарубежье немало эмигрантов поддерживают язык у детей. Мои говорят и (типа) пишут. Полно других знаю. Хотя, их дети врядли будут говорить на «этом языке».
У нас сейчас в Литве уже где-то 4 год, когда в русских школах еле набирается 1 класс, и то один на 3-4 школы. Русские или эмигрируют на запад или не считают нужным отдавать детей в русские школы. У меня одногруппник был, с чисто русским именем и фамилией, но не только не говорил по-русски, но и не понимал. А я университет закончил 10 лет назад. У моей матери знакомая просто раздала свою библиотеку, так как ни дети книг не читали, а внуки там более… Сейчас в Литве русский язык иностранный, и когда выбирают в школе из английского, немецкого, французского и русского 2 языка, предпочитают изучать английский и немецкий. У меня друг кафушку имеет: в Вильнюсе, где когда-то русскоязычных было 50%, сейчас официантку студентку, которая говорит по-русски фиг найдешь…
Охренеть. Неожиданно слышать. Я привык что очень многие родители в Израиле и Штатах (с совсем не-русскими именами и фамилиями ;) ) пичкают своих детей русским. Конечно, не у всех получается. И от ребенка зависит тоже. Но почему-бы и нет?
Лев прав, решили нанять репетитора для старшого, посоветовали какую-то бабку, «филологиня», бывший заслуженный учитель СССР, «делает чудеса» и т.д. Дети и даже читать могут. Нам бы разговор «наладить», чтоб с дедами/бабками кантачил и вообще. Великий, Могучий (без скобок).
Я ей позвонил с месяц назад, она сразу же заявила, что у нее все занято с 5, есть «окно» с 4 (забирайте раньше) и сумму назвала тоже не малую, когда я осведомился, а знает ли достаточно она Иврит, чтоб контактировать с ребенком (а то мы уже видели опыт «ульпанов»), она вообще мне заявила, что у нее доказанный опыт, а я чуть-ли не хам трамвайный, с «такими вопросами» ее оскарблять и вообще, не нравится? — бай-бай!
Кто бы мог подумать, что русский язык может быть таким прибыльным бизнесом на Б.Востоке!? Ах… ь
Я ей позвонил с месяц назад, она сразу же заявила, что у нее все занято с 5, есть «окно» с 4 (забирайте раньше) и сумму назвала тоже не малую, когда я осведомился, а знает ли достаточно она Иврит, чтоб контактировать с ребенком (а то мы уже видели опыт «ульпанов»), она вообще мне заявила, что у нее доказанный опыт, а я чуть-ли не хам трамвайный, с «такими вопросами» ее оскарблять и вообще, не нравится? — бай-бай!
Кто бы мог подумать, что русский язык может быть таким прибыльным бизнесом на Б.Востоке!? Ах… ь
Насчет настрадался, то Вы же сами говорили, в политике ничего личного, только бизнес (ну может только за исключением немцев и тех же литовцев с западегцами).
А так было противостояние систем, мы с этими, арабы с теми.
Ну походу, как в анекдоте про одесситов, наши наших чуть не разбомбили (вы мне про Стелу Марис писали), и наши наших тоже
обижали и не раз, но ненависть как-то не культивировалась, тем более, что Красная-то армия фашистов замочила, здесь-то это все знают (из тех, что вообще хоть что-то знают). Ну и вообще רוסיה אמא типа.
Поэтому никаких вообще проблем с русским и даже до 90х, ну а сейчас так вообще.
Как левые вопили, когда Шарон вдруг стал на лиманном русском интервью по Российским каналам раздавать? Подкуп, заигрывание ;)
Ну и вообще, даже у некоторых местных в модно, типа немного по-русски изьясняться.
Вы вот пойдите скажите, что взяли ребенку репетитора по-немецки… хотя в наше время и это прохляет!
А так было противостояние систем, мы с этими, арабы с теми.
Ну походу, как в анекдоте про одесситов, наши наших чуть не разбомбили (вы мне про Стелу Марис писали), и наши наших тоже

Поэтому никаких вообще проблем с русским и даже до 90х, ну а сейчас так вообще.
Как левые вопили, когда Шарон вдруг стал на лиманном русском интервью по Российским каналам раздавать? Подкуп, заигрывание ;)
Ну и вообще, даже у некоторых местных в модно, типа немного по-русски изьясняться.
Вы вот пойдите скажите, что взяли ребенку репетитора по-немецки… хотя в наше время и это прохляет!
У литовских русских нет страха за литовский суверенитет. ;) Просто многие считают, что учась в литовской школе, ребенку будет проще адаптироваться в обществе. А если семья двуязычная, то в семье все равно говорят, на языке, который доминирует.
Сейчас у литовских русских вся ориентация на запад. Окончил школу, едешь в Англию, пытаешься просочиться в какой-нибудь колледж или университет. Поэтому английский номер 1, надо TOEFL тест сдавать. Те, кто эмигрирует, все свои библиотеки раздают, так как не где там хранить. Дети еще мультики советские по ютубу смотрят, разговорную речь понимают, а вот письменная — если родители сами не обучили, то и не кому. Я родителям некогда, и так крутишься, как белка в колесе.
Да и если взять практический бытовой смысл. Сейчас литовцы в США ездят без визы, а в Россию визовый режим. В Германию, Данию вообще сел в машину, паром до Гамбурга, и через пару часов уже в Лего-ленде, детей сводить на выходные. У нас зимой популярно, если вдруг праздники, и получается 3 выходных подряд, в Словакию или Австрию на машине на лыжах кататься. А там везде немецкий или английский. Фирмы, которые работают с Россией — с гулькин нос, а учить русский чтобы работать в кафе в Неринге или Паланге российских туристов развлекать — не цель жизни.
Сейчас у литовских русских вся ориентация на запад. Окончил школу, едешь в Англию, пытаешься просочиться в какой-нибудь колледж или университет. Поэтому английский номер 1, надо TOEFL тест сдавать. Те, кто эмигрирует, все свои библиотеки раздают, так как не где там хранить. Дети еще мультики советские по ютубу смотрят, разговорную речь понимают, а вот письменная — если родители сами не обучили, то и не кому. Я родителям некогда, и так крутишься, как белка в колесе.
Да и если взять практический бытовой смысл. Сейчас литовцы в США ездят без визы, а в Россию визовый режим. В Германию, Данию вообще сел в машину, паром до Гамбурга, и через пару часов уже в Лего-ленде, детей сводить на выходные. У нас зимой популярно, если вдруг праздники, и получается 3 выходных подряд, в Словакию или Австрию на машине на лыжах кататься. А там везде немецкий или английский. Фирмы, которые работают с Россией — с гулькин нос, а учить русский чтобы работать в кафе в Неринге или Паланге российских туристов развлекать — не цель жизни.
да и на постсоветском пространстве русский уже знают слабо. [...] К примеру, в Прибалтике молодое поколение до 25-ти, практически вообще не знает.Смотрел документалку о казахском кино. Вся молодежь — актеры, композитор, ещё кто-то — прекрасно говорит по-русски без акцента. При том, что даже в советские времена прибалтийские актеры говорили с акцентом, и их дублировали.
И? Следуя вашей логике нужно перестать изучать русский и в России, а учить латышский или английский?
Причем тут Латвия? Каким местом? Не хотят — пусть не учат. А фины например учат, и весьма интенсивно, на втором месте в приграничных районах после английского.
Грузия с Украиной на международных встречах именно на русском лопочут и не стесняются, хотя в своих странах притесняют язык.
Причем тут Латвия? Каким местом? Не хотят — пусть не учат. А фины например учат, и весьма интенсивно, на втором месте в приграничных районах после английского.
Грузия с Украиной на международных встречах именно на русском лопочут и не стесняются, хотя в своих странах притесняют язык.
И? Следуя вашей логике нужно перестать изучать русский и в России, а учить латышский или английский?Надо поднимать престиж страны и увеличивать население. Иначе через 100 лет по распространенности русский будет, как сейчас финский ;)…
«Дальше не читал» — особенно умилило. Возвращая Вам Ваше же, как можно отвечать на сообщение, не прочитав его целиком? Это сообщение несколько короче — надеюсь, его дочитать получится.
Следует всё-таки разделять школьный курс литературы и чтение книг вообще. Речь идёт (желающие могут ещё раз прочитать первый пост ветки, он недлинный) о произведениях, обязательных к прочтению и анализу в рамках школьной программы, причём вопрос анализа как-то вышел за скобки. К слову, вношу обратно: анализ письменных текстов, вычленение из них смыслов — навык важный и актуальный в современной жизни.
Так вот, прочитанный единожды — согласно программе (положим, у нас честный школьник, обошедшийся без книжки «100 произведений школьной программы»), — роман даже пассивный словарный запас не слишком пополнит. А уж активный тем более.
Следует всё-таки разделять школьный курс литературы и чтение книг вообще. Речь идёт (желающие могут ещё раз прочитать первый пост ветки, он недлинный) о произведениях, обязательных к прочтению и анализу в рамках школьной программы, причём вопрос анализа как-то вышел за скобки. К слову, вношу обратно: анализ письменных текстов, вычленение из них смыслов — навык важный и актуальный в современной жизни.
Так вот, прочитанный единожды — согласно программе (положим, у нас честный школьник, обошедшийся без книжки «100 произведений школьной программы»), — роман даже пассивный словарный запас не слишком пополнит. А уж активный тем более.
Честно говоря, в школьной программе только произведения, которые включили в советские времена. Где собраны, мягко говоря не лучшие произведения. 90% для воспитания классовой борьбы и т.п. У Чехова, к примеру, есть куда лучше и интереснее произведения нежели «Вишневый Сад», а у Пушкина есть тоже не только «Капитанская дочка» или «Онегин». Прочитал, практически всю прозу русских классиков, но стихотворную форму ну вообще никак. Это как внушили ненависть в школе к поэзии. Да и перенеси героев книги Пушкина и Лермонтова в наше время, получится откровенная банальная мыльная опера или какой нибудь «фильм про войну», каких сейчас наснимали уйму. Да и в те времена, что Пушкин, что Лермонтов, чувствую, воспринимался, как писатели женских романов…
Да уж, выбор не лучший.
Вот меня, например, очень задели сказки для взрослых Горького. Можно сказать, что они наивны и примитивны, но слишком уж в них мысли не соответствующие идеологии власти, которые формируют личность. Но мало кто знает, что он их писал. Не говоря, о школьной программе.
Вот меня, например, очень задели сказки для взрослых Горького. Можно сказать, что они наивны и примитивны, но слишком уж в них мысли не соответствующие идеологии власти, которые формируют личность. Но мало кто знает, что он их писал. Не говоря, о школьной программе.
Помню, как читал «Старуха Изергиль» — откровенная чернуха, НТВ включи и не такое расскажут. Помню, отец увидел название книги — ну и гадость вас читать заставляют. Мало того что читать, так еще наизусть отрывки учить заставляли. Помню в последних классах одна чернуха от «правильных» писателей-революционеров начала 20-ого века, сейчас даже не вспомню их имен. Зачем это в школе преподавать? Там нет ни красивого литературного языка, ни содержания.