Статья "Попустительство сквернословию угрожает безопасности граждан"

отметили
23
человека
в архиве
Матерщина появилась в печати в президентство Бориса Ельцина. Её вторжение происходило тогда по всем направлениям: в литературе, публицистике, периодике, СМИ, аудио- и видеозаписях… Однако сейчас наступает качественно новый этап. Присутствие непечатной лексики (не говоря о грубой брани, связанной с испражнениями и т.п.) в сфере письменности и СМИ, перестало восприниматься как нечто аморальное, перейдя в привычку, общий фон, норму. Литераторы, журналисты, телеведущие молодёжных (!) программ, звёзды всех размеров соревнуются друг с другом в выражениях, которые ещё 15 лет назад были жёстко табуированы в публичной сфере.

Кто и когда из занимавших ответственные посты в министерствах и комитетах, на телевидении, радиовещании, открывал шлюзы для этого потока грязи должно быть выяснено, хотя бы из чистого любопытства. Несомненно, данные радетели за "свободу слова" оказали убийственное влияние на формирование отечественной речи и письменности на несколько поколений вперёд.

Перед всеми, кому дороги духовно-нравственные ценности, стоит нелёгкая задача: определить свою позицию в создавшейся новой ситуации. Впервые за всю историю русской словесности фактически сняты цензурные запреты на мат. Сегодня из выступающих в публичной сфере не матерится лишь тот, кому не позволяют делать этого его нравственные или религиозные убеждения, либо тот, кто не вполне уверен, что это сойдёт ему с рук при продвижении по карьерной лестнице. Если же обратиться к сфере приватной, то там падение тотальное. Широкое распространение электронных видов связи, предполагающих оперативное деловое и бытовое письмо (e-mail, sms, icq и т.д.), облегчает привычку каждодневно писать матерщину у тех граждан, у кого отсутствуют соответствующие моральные принципы. Эта уникальная, катастрофическая ситуация.

Могут спросить: а что, разве матерщина отсутствовала в нашей культуре раньше? Разумеется, нет. Можно даже сказать больше: матерщина, нецензурная брань были частью простонародной культуры. Но культуры устной. Существовал жанр срамных частушек, особенно популярный у малоимущей и необразованной прослойки крестьянства. Употребление нецензурщины в такого рода частушках было даже "нормой" в определённых ситуациях (например, на пьяной гулянке), однако оно не перекидывалось на письменность. Я не беру здесь порнографическую поэзию типа Баркова – непечатную буквально, а не номинально, как сегодня, когда Баркова издают с академическим комментарием.

Не секрет, что в народной среде любители срамословия попросту не умели писать или писали еле-еле. Грамотные же крестьяне избегали устной матерщины (не говоря об изложении её на письме). Уровень грамотности был неразрывно связан с восприятием слова через призму священных текстов и церковных песнопений.

Невозможно представить, чтобы матерные слова писались церковнославянским уставным письмом, которым переписывали Евангелие и молитвы. Мат могли употреблять лишь в берестяных грамотах, т.к. это было упрощенное, бытовое письмо, во многом графически иное, чем буквы, употреблявшиеся при переписывании священных текстов. Случаи такие, между прочим, крайне редки: из примерно 1000 известных нам берестяных грамот, обсценную лексику (матерщину) содержат только четыре.

Если же говорить о российских мусульманах и иудеях, то для них рукописное слово было ещё теснее связано с религиозными ценностями, ведь знание священных языков Корана или Танаха было для них ещё более трудозатратным и ещё менее доступным, чем знание церковнославянского для православных. Использование полученные в медресе и хедерах знания для записи ругательств было бы расценено как помешательство или одержимость демоном.

Если религиозные институты прямо осуждали матерщину в любом виде, расценивая как грех сквернословия, то традиционная этническая культура, хотя и ограничивала матерщину устной сферой, всё-таки допускала её существование в своих недрах. Объяснение этому следует искать в психологии человеческой агрессии. Традиционная этническая культура в отличие от религиозной в чистом виде, предельно прагматична, хотя религиозные заповеди и играют для неё основополагающую роль. Так, чтобы дать отдушину подсознательной (а иногда и вполне осознаваемой) скапливающейся агрессии, традиционная мораль позволяет произнесение матерных слов в определённых эмоциональных ситуациях. Чтобы предотвратить совершение человеком грубого насилия лучше на короткий миг пожертвовать чистотой речи. В этот момент срабатывал механизм взгляда на себя, на ситуацию со стороны, отстранение от греховных, осуждаемых действий. Открывался путь к успокоению и последующему самоукорению за допущенное нарушение речевой нормы. В других случаях (например, на свадьбе) пропевание срамных частушек являлось наследием архаических верований, причём подобный обычай практиковался не всегда, не везде и часто игнорировался благочестивыми семьями, либо сурово регламентировался.

Конечно, механизм употребления обсценной лексики давал положительный результат только при условии табуирования матерщины. При этом, в определённых (даже малограмотных) слоях, матерщина сурово осуждалась, поскольку в ней усматривали хулу на священных лиц (в частности, на Богоматерь). Для ряда слоёв населения употребление матерных слов расценивалось как сугубый грех и строго наказывалось: несовершеннолетние, монашество, священство.

Когда табу на мат снято и "всё дозволено", "аварийные" механизмы традиции не срабатывают. Происходит даже нечто обратное. Перенасыщенность повседневной лексики матерщиной не предотвращает насилие и агрессию, а, напротив, подталкивает к ним. Тот, кому знакомы правила поведения в криминальной среде, знает, что актам агрессии и насилия всегда предшествует там словесный "зачин", который плавно переходит в действие.

Сейчас необходимо осознать, что вопрос о сквернословии непосредственно связан с психологией агрессии. Если ещё недавно попустительство матерщине казалось кое-кому удобной отдушиной, "выхлопом" для социального недовольства масс в условиях экономического стресса, то теперь мы уже имеем дело с качественно иной средой и качественно иной ситуацией. Дальнейшая пассивность по отношению к матерщине и похабщине поведёт не к амортизации насилия, а к его росту.

Этот вопрос тесно связан с безопасностью и здоровьем нации. Здесь необходимы жёсткие и нелицеприятные меры: матерщинники должны быть отторгнуты сферой СМИ и культуры, а бытовое сквернословие, наконец, загнано в административные и уголовные рамки.
Добавил manny21 manny21 27 Марта 2009
проблема (3)
В каких ситуациях, по вашему мнению, матерщина уместна?
ramelito матершина неуместна всегда (3)
Supreme когда нет уважения к окружающим (2)
Комментарии участников:
ramelito
-2
ramelito, 27 Марта 2009 , url
Русский язык настолько велик, что пользоваться матерными словами пришедшими к нам от монголов это унижение самого себя.
psyhedg
+2
psyhedg, 27 Марта 2009 , url
Мат, как мне кажется, в некоторых ситуациях очень даже уместен и емок. Другое дело, что некоторые просто на нем говорят.
aleksejtimofeev
+2
aleksejtimofeev, 27 Марта 2009 , url
Матерщина появилась в печати в президентство Бориса Ельцина.

Известно что Ельцин не матерился и не любил когда это делали в его присутствии.
Supreme
+3
Supreme, 27 Марта 2009 , url
новость на злобу дня. я уже некоторое время думаю, что не мешало бы на н2 тоже следить за языком. можно создать пост по типу того, в который заносят пакостников. давайте вести себя прилично?!
comander
+2
comander, 27 Марта 2009 , url
у нас им так юзверей мало… если еще за сленг банить — вообще закрытый клуб получится
comander
0
comander, 27 Марта 2009 , url
где же новости 300х?
Supreme
0
Supreme, 27 Марта 2009 , url
на мой взгляд новичков и нет необходимости банить. они не наглеют. матерки в основном от ветеранов. бан это ведь не смертная казнь. сматерился ньюсхантер — ему напоминание прилетело от товарищей. через день на нейтралку перевести. если матерится часто, то так и оставить. но тогда уже без привелегий и не взирая на лица. если договорились вести себя прилично, то не обижаться и не спорить.
comander
+2
comander, 27 Марта 2009 , url
я пасс.
там и с пакостниками у народа критерии размытые… а если еще за высказывания банить централизовано — вообще жесть будет

хотя кристализацию неосознанного правления на Н2 я поддерживаю
witalia
+1
witalia, 28 Марта 2009 , url
Ответ на комментарий Supreme, comander
по поводу мата согласна с Вами абсолютно, но вот за безграмотность на "нейтралку" надо переводить однозначно… Тему-то вы открыли столь пафосными словами: "Русский язык настолько велик...", а через несколько сообщений уже и позабыли, как "привИлегию", да "централизованНо" в словарике-то орфографическом величают...
Начинать надо со своей грамотности, а потом и о кристалЛизации неосознанного правления думать.
precedent
+1
precedent, 28 Марта 2009 , url
"орфографию, как и кунфу, мастер применяет в случае крайней необходимости" (с) ))
Блуждая по "паутине"- то..
Но, в целом, согласен: с подходом.
А он у Вас тот же самый, что и у Вами вышеупомянутых.
Скажите, а только за орфографические ошибки на "нейтралку" переводить?;)
И расскажите уж, мимоходом, про "пафосные слова". Или Вы пафосный слог имели ввиду?
witalia
0
witalia, 28 Марта 2009 , url
Не уверена, что мой ответ будет относиться к теме статьи, но раз Вы настаиваете, поясню, мимоходом. ;)
Ни один из комментов не написан пафосным слогом, на мой взгляд. Я бы не применила и термин «пафосно» к высказываниям участников. Как некоторые участники, так и я, мы просто использовали «пафосные слова», т.е. слова, «проникнутые пафосом, выражающие пафос» :)
«Пафосный слог, как способ оформления мысли — тоже навык, который не всеми развит.» (с)
О! кстати, ближе к теме статьи! Как Вы относитесь к «пафосному высокопарному слогу из матов»? ;)
precedent
0
precedent, 28 Марта 2009 , url
"пафосное слово"- чрезвычайно свежая дефиниция)) Но, вряд ли лингвисты, стилисты поддержат.
Паче чаиния Вы сами "скатились" до употребления "пафосные слова" ("проникнутые пафосом"), т.е. во множественном значении. А единственного значения нет?;) Скажем,… "пафосное слово")).

Высокопарным слово может быть, а пафос обозначает интонационный характер речи или ее элементов (слога, фраз, высказываний и т.д.) или идею (замысел). Основное значение имеет не связь синтаксическая между словами, а связь, передающая интонацию, т.е. связь, определяющая слог, не "механическая".
witalia
0
witalia, 28 Марта 2009 , url
Вот уж не задавалась таким вопросом! :)) Зачем мне с Вами спорить? Я уже высказала свою точку зрения, а Вам все хочется услышать от меня определение «пафосному слову» :)) Как Вы правильно отметили, я употребила множественное значение.
Есть существительное «пафос», определение ему Вы уже дали выше, есть прилагательное «пафосный» — «соотносящийся по значению с существительным «пафос», связанный с ним; свойственный пафосу, характерный для него; проникнутый пафосом, выражающий пафос»
Соответственно, имеют право быть: пафосные слова, пафосное слово, пафосный слог.
Боюсь, ничего больше к этой «пафосной» теме я уже добавлять не буду. :)
precedent
0
precedent, 28 Марта 2009 , url
))) Во как оно, оказывается бывает: не только Вы можете "занудствовать")
witalia
+2
witalia, 30 Марта 2009 , url
точно! :))) тягаться с Вами в "занудстве" не буду! ПризнаЮ, Вы главный зануда! ;))
Supreme
+1
Supreme, 30 Марта 2009 , url
Да, вот думаю, как написать «подло или подла (-вили)» =)))
«Подло» вроде не подходит – наоборот даже, а word говорит «подло».
В общем, благодарю за замечание.
comander
0
comander, 30 Марта 2009 , url
"привИлегию", да "централизованНо"
забаньте нас, чего уж там :)
comander
0
comander, 27 Марта 2009 , url
небось зенков и тах у всех забанен. и что?
precedent
+3
precedent, 27 Марта 2009 , url
нет, он у меня не "забанен", точнее, "забанен" — "отбанен"))
Для него исключение. Признал я за zenkov "право на мат", после того как узнал, как ему не повезло с учителями
Supreme
0
Supreme, 27 Марта 2009 , url
довольно неприятно наблюдать, когда матам еще и плюсы ставят. ладно бы работал тег цензоред, как в правилах написано. а в чем его исключительное "право на мат"? ну хорошо. у zenkov исключительное право. у Grigory. у кого еще?
comander
0
comander, 30 Марта 2009 , url
дайте два!!!

п.с. блин, вот же развели полемику на ровном месте
psyhedg
0
psyhedg, 30 Марта 2009 , url
Не у всех. Порой он говорит очень даже правильные вещи.
witalia
0
witalia, 28 Марта 2009 , url
А новостей и не будет, также, как и юзверей. Ведь любая новоюзверская новость приравнивается к спаму, либо "неинтересно". А можно и забанить сразу, чтобы юзверь долго не мучился.
witalia
0
witalia, 28 Марта 2009 , url
365 чел заходят и выходят быстренько, понимая, что вы просто их захаваете с удовольствием! :)
witalia
0
witalia, 28 Марта 2009 , url
Ребята, у вас и так закрытый клуб…
comander
+1
comander, 30 Марта 2009 , url
не правда.
приходите оставайтесь — опрвергнете собственное предубеждение.
для этого не обязательно даже постить новости — достаточно просто в обсуждениях покрутиться — сработает эффект узнавания и дальше еще легче будет.
многие кто приходят сбда со своим ресурсом или апломбом действимтельно получают крайне негативную оценку вплоть до бана — но как говорится "со своим самоваром..."

п.с. а девушек тут вообще дефицит — к ним особая лубофф


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать