«Отрезали больше батальона»: ВС РФ освободили Купянск-Узловой и не оставили шансов ВСУ
Интенсивные боевые действия в Харьковской области, которые с новой силой возобновились на этой неделе, похоже, указывают на то, что северное направление станет одной из основных задач в эту зимнюю кампанию. Рывок ВС РФ на этом участке фронта уже ознаменовался новым успехом, о котором сообщил начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов: освобожден Купянск-Узловой.
![]()
Военный аналитик, историк сил ПВО Юрий Кнутов в беседе с «МК» рассказал о значении нашего продвижения и первостепенных задачах ВС РФ в эту зимнюю кампанию.
Освобождение Купянска-Узлового стало, пожалуй, главной новостью этого года. Начальник Генштаба, проинспектировавший группировку «Запад», сообщил, что идет зачистка кварталов в этом городе.
Между тем на Харьковском направлении отмечено серьезное оживление. Противник начал перебрасывать сюда свои инженерные части, подразделения главного управления разведки (ГУР) и 169-ю механизированную бригаду ВСУ. В самом Харькове после наших высокоточных ударов 27 января фиксировались отключения света и перепады напряжения в сети. Обесточены близлежащие города — Изюм, Лозовая, Чугуев и Златополь.
Итог ударов по энергетике — в этом районе нарушена логистика ВСУ. Теперь противник вынужден обустраивать пункты обогрева личного состава и придумывать, чем кормить и греть тыл. А это в свою очередь затрудняет ротацию ВСУ на фронте, в том числе под Купянском и Купянском-Узловым.
Военный эксперт Юрий Кнутов напоминает: Купянск и Купянск-Узловой — это разные города.
— Надо иметь в виду, — говорит он, — что Купянск — это город, имеющий свои административные границы. К нему прилегает ряд населённых пунктов, в том числе Купянск-Узловой. В конце декабря заявлялось о том, что Купянск освобождён, хотя там достаточно сложная ситуация, поскольку противник использовал российскую тактику просачивания «малых групп».
Они проникают в город для демонстрации присутствия украинских войск, но там их выявляют и уничтожают. Такая тактика осуществляется уже в течение месяца. Киев пытается таким образом продемонстрировать, что в состоянии удерживать важные населённые пункты под своим контролем. А вчера было объявлено, что населённый пункт Купянск-Узловой освобождён. Это очень важно.
— Почему?
— Потому что на восточном берегу реки Оскол ранее была заперта крупная группировка противника. Звучала цифра 800 человек — это чуть больше батальона. Достаточно серьёзные силы. Кроме того, Купянск-Узловой — это логистический центр, через который шло снабжение украинских войск.
Наше продвижение теперь фактически разрывает снабжение ВСУ на данном направлении. Поэтому полагаю, что операция по освобождению всей купянской агломерации имеет принципиальное значение. Мы сможем добить окружённые украинские части на восточном берегу Оскола и после этого непосредственно двигаться в том числе в сторону Харькова.
Там еще есть Чугуев и ряд других городов. В Чугуеве в своё время было летное училище и аэродром, который сейчас Украина практически не использует, потому, что он находится в зоне досягаемости наших высокоточных средств поражения и у нас есть возможность быстро поражать авиацию на этом аэродроме. Но в любом случае это достаточно важный объект, который может использоваться противником, как аэродром подскока.
— В целом, как мы продвигаемся на Харьковском направлении?
— В Красном Лимане сейчас идут тяжёлые бои. Но наши войска продвигаются вперед, чтобы после освобождения Красного Лимана выйти к Изюму и заняться освобождением этого города. Это позволит, с одной стороны, двигаться на Харьков, а с другой — заходить противнику в тыл, в сторону Славянско-Краматорской агломерации. То есть, мы сможем Славянско-Краматорскую агломерацию обходить с запада, с тыла и двигаться с севера на юг. А на юге находится Долгополье, где сейчас также идут тяжёлые бои. Это район Константиновки, Дружковки.
— В ночь на 27 января наши силы обесточили Харьковскую область. Какие задачи помогут выполнять российской армии эти действия?
— Действительно сейчас по Харьковской области идёт интенсивная работа нашим высокоточным оружием. Основная задача — поражение энергетических мощностей, которые обеспечивают военное производство, сосредоточенное в городе. С советских времён там остался тракторный завод, авиазавод и ещё целый ряд предприятий двойного назначения, которые киевский режим мог приспособить для выпуска беспилотников, ремонта бронетехники и решения других задач.
— Противник перебрасывает в Харьковскую область инженерные части, подразделения ГУР, 169-ю мехбригаду. Сколько в целом Киев может пожертвовать сил для обороны этого участка?
— Вообще, бригада это порядка пяти тысяч человек, но я сильно сомневаюсь, что они могут себе позволить полный штат. Дай Бог, если половина есть.
Инженерная бригада, как раз перебрасывается для строительства укреплений на подходах к Харькову. Их основная задача попытаться создать новую систему укреплений и выиграть время для того, чтобы обеспечить оборону города на дальних подступах.
ГУР — это спецназ. Учитывая большие проблемы Украины с личным составом, они сейчас пытаются закрыть определённые разрывы в обороне. Отсутствие личного состава закрывается как раз с помощью беспилотников и так называемых «килл-зон» — зон смерти, в которых с помощью дронов уничтожается всё, что движется. И таким образом они пытаются сдерживать оборону при серьёзной нехватке военных.