Казнь. Смертная казнь присутствует в нашей системе наказаний, но в связи с вступлением РФ в Совет Европы на неё был наложен мораторий. Ввиду выхода из СЕ встает вопрос – может быть пора его снимать? Сейчас активно делаются замеры общественного мнения, и я тоже хочу на эту тему порассуждать, причем исключительно с субъективной позиции, не замахиваясь на глобальную мораль.
Оговорюсь, что я не могу посмотреть на вопрос с точки зрения того, что «право каждого человека на жизнь является фундаментальной ценностью». Для меня это набор слов, требующий важного уточнения – фундаментальной ценностью для кого? Для меня фундаментальной (т.е. лежащей в фундаменте моего мировосприятия) ценностью является только моя жизнь, т.к. весь мир дан мне только в моих ощущениях и когда моя жизнь закончится, то закончатся и мои ощущения, а с ними и все мировосприятие. Я не против «жизни после смерти», и гипотетически ее исключать нельзя, но вероятность реализации такой гипотезы я оцениваю как крайне низкую. Все остальные жизни – это часть окружающей меня среды и все они имеют для меня разную ценность. Некоторые очень большую, некоторые статистическую, а некоторые не имеют никакой. Более того, я понимаю, что ценность для меня может иметь как раз прекращение некоторых жизней.
Чем мне может быть полезен мораторий на смертную казнь? Самая очевидная причина – если случится судебная ошибка и меня или кого-то из дорогих мне людей, осудят на высшую меру наказания, будет возможность исправить ошибку. Что еще? Может быть, безысходность способна напугать больше смерти, и перспектива вечной отсидки будет выступать бОльшим фактором устрашения для потенциальных преступников? «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Для некоторых людей (такое документировалось) ПЖ действительно страшнее смерти, но большинство адаптируется даже к такой жизни и научается находить и в ней свои поводы для радости – можно читать, работать, думать, от еды тоже можно получать удовольствие. И самое главное – надежда. Человек всегда способен тешить себя надеждой. Потому в это я не верю.
Чем мне может быть полезна смертная казнь? Государство будет тратить меньше денег на содержание пожизненно осужденных. Это неплохо, но экономия невелика – если убрать затраты на зарплату персонала, то непосредственно на поддержании жизнедеятельности пожизненно осужденных сгорает немногим более 100 млн. руб. в год – в масштабах страны это ни о чем. Но тоже копеечка. Потом – бОльший фактор устрашения, чем перспектива пожизненного заключения. С этим согласен – для большинства смерть страшнее. Но тут тоже есть один момент – подавляющее большинство тех, кто получает ПЖ, очень плохо управляют рисками, если вы понимаете, о чем я. Настолько плохо, что речь о рассмотрении ими вероятных последствий преступления перед его совершением в принципе не идет. Тем не менее, кого-то это может остановить. Есть еще один важный фактор – удовлетворение от осуществления смертной казни. Если смертной казни нет, то удовлетворение от наказания какого-то упыря можно ощутить только в момент его поимки и наблюдения за его первичной адаптацией к новой жизни – когда в его глазах постепенно умирает живость и поселяется тупая обреченность. Потом состояние фиксируется и больше не доставляет обществу удовольствия. А смертная казнь позволяет получить дополнительную сатисфакцию – сначала задержание, затем казнь. Чем еще может быть полезна смертная казнь? Тем, что опасный преступник точно не выйдет на свободу спустя какое-то время вследствие, например, пересмотра законодательства.
Что в итоге? Возможность реализации сценария, при котором я или дорогой мне человек будет несправедливо осужден на пожизненное заключение, а потом оправдан, я рассматриваю как исчезающе маленькую. Посмотрел статистику – за все время с ПЖ было отпущено только 5 человек, и никто из них не был признан невиновным, все они были убийцами. При этом я как раз не хочу, чтобы эту шваль отпускали и, самое главное, я хочу больше сатисфакции – общество должно получать свою дозу удовлетворения от наказания преступников. Казнить, нельзя помиловать, получается