Стимулом, конечно, послужили геополитическое напряжение и торговая война с США, что заставляет Китай искать альтернативные маршруты поставок. Пекин уже отказался покупать американские углеводороды, при этом с удовольствием покупает российскую нефть с дисконтом. Буквально с августа КНР начала скупать подсанкционный российский СПГ с подсанкционного завода «Арктик СПГ — 2», который еще и перевозит теневой флот. Это спровоцировало санкции Британии против китайского порта. Но Китай этого даже не заметил. Танкеры с нашим СПГ продолжили прибывать в китайский порт, который Пекин специально отдал для работы только с российским СПГ, понимая, что санкции неизбежны.
Китай, похоже, окончательно принял, что США от него не отстанут, даже если он откажется от российских нефти и газа. Это лишь повод для торга, не более того. Глобально цель Вашингтона — ослабить Китай, не дать ему обойти США экономически и политически. Противостояния уже невозможно избежать — и лучше вступать в него, имея альтернативы в виде российских углеводородов и торговых маршрутов через Россию. Это для Китая теперь не просто ресурсы, а самые безопасные ресурсы, до которых не дотянется «всевидящее око» Белого дома. Дело в том, что США могут достаточно легко перекрыть южные маршруты доставки углеводородов и, по сути, любых товаров в Китай.
К тому же Арктика в целом становится в нынешнюю переходную эпоху новым мейнстримом, и первым застолбить себе место на новом маршруте — дальновидная политика. Неслучайно США, которые десятилетиями имели всего один-два рабочих ледокола, на днях договорились с Финляндией о строительстве для них сразу 11 ледоколов. Более того, Штаты хотят, чтобы финны научили их самостоятельно делать такие суда. У Америки нет ничего: ни технологий, ни опыта, ни навыка в этой сфере. Раньше это им было просто не нужно, а теперь спохватились и хотят срочно догнать Россию — мирового лидера и по ледокольному флоту, и по опыту строительства и эксплуатации ледоколов.
США понадобились ледоколы, чтобы быть готовыми, когда в Арктическом регионе начнется борьба — и за ресурсы, и за торговые пути.
России, несмотря на обладание самым большим ледокольным флотом в мире, тоже нужно еще больше судов ледового класса. Без этого расширять и торговлю по Северному морскому пути невозможно. Также потребуются вложения в развитие арктической инфраструктуры вдоль северной трассы. Без этого нарастить за десять лет грузооборот до 150-220 миллионов тонн будет тяжело. Стоит напомнить, что в 2024 году по СМП было перевезено 38 миллионов тонн различных грузов.
Европа, кстати, тоже выиграет от транзитных перевозок из Китая по российскому маршруту. Так она сможет получать китайские товары и комплектующие быстрее и без перебоев, а Китай — по-прежнему главный торговый партнер для европейцев. Для экономики ЕС, которая теряет промышленность, борется с инфляцией и находится в стагнации, это может стать неплохим подспорьем.