Что известно о проекте туннеля между Россией и США под Беринговым проливом. История вопроса
Инженер Разбегин: Проект туннеля экономически целесообразен и технически реализуем,
В Сети активно обсуждается идея строительства туннеля между Россией и Аляской под Беринговым проливом. Ее озвучил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и спецпредставитель президента РФ Кирилл Дмитриев.
Идею подхватил и Дональд Трамп, заявивший, что инициатива постройки туннеля ему кажется интересной, поскольку, добавил американский президент, объект позволит увеличить количество полезных ископаемых, добываемых в Соединенных Штатах.
Дмитриев заявил, что стоимость строительства не превысит 8 млрд долларов. Он также объяснил, что технологии компании Илона Маска The Boring Company позволят уложиться именно в эту сумму. Без Маска проект обошелся бы в 65 млрд долларов. Также, по его словам, строительство займет менее восьми лет.
Подобную идею еще 135 лет назад высказал Уильям Гилпин, губернатор штата Колорадо. Правда, он мечтал соединить Аляску и Чукотку посредством железнодорожной паромной переправы. Вскоре проект был представлен американцами царскому правительству с условием передать им в полную собственность территории вдоль железной дороги шириной 25,7 км на 90 лет. После обсуждений, в 1907 году Совмин России постановил отклонить проект, хотя в 1906 году его одобрил царь Николай II.
В 1950-е годы американский инженер китайского происхождения Тунг-Йен Линь предложил построить мост «для содействия торговле и взаимопониманию между народами Соединенных Штатов и Советского Союза».
В 90-х годах прошлого столетия в России был создан координационный комитет по данному проекту, объединивший представителей ряда ключевых министерств и регионов и научный совет, который возглавили академики РАН П. Мельников и А. Гранберг. В США для продвижения проекта была зарегистрирована международная корпорация IBSTRG, которую возглавил американский инженер и предприниматель Джордж Кумал.
Сегодня появилось такое наименование — «туннель Путина — Трампа». Так его назвал сам Кирилл Дмитриев.
Исследования геологов, проведенные ранее, показали, что геологические условия в этом регионе в целом благоприятны: глубины пролива небольшие — 30-40 метров, а грунты удобны для проходки.
Отмечалось, что длина туннеля вместе с выходами составит около 100 км, включая два острова на пути — Ратманова (Big Diomede) и Крузенштерна (Little Diomede). Геологи утверждают, что острова позволяют вести проходку с четырех концов, что ускорит строительство существенно.
По мнению главы российского отделения корпорации IBSTRG Виктора Разбегина, которое приводит «Газета.Ru», «создание подводных туннелей такой длины — давно освоенная человечеством задача», а «туннель не будет принципиально сложнее, чем, например, Северомуйский на БАМе или Лефортовский в Москве».
Ко входу в туннель понадобится проложить железнодорожную ветку из Якутска длиной примерно 3700 км. На американском берегу ветка понадобится длиной 2000 км. Есть еще одна загвоздка — разная ширина колеи в России и США. Но, утверждают эксперты, технология автоматической смены колесных пар отработана давно.
Виктор Разбегин считает, что «этот проект экономически целесообразен и технически реализуем».
