Русские изобретатели, составившие техническую историю планеты. Часть 2

отметили
14
человека

Андрей Нартов (1693-1756): токарный станок с суппортом. Личный токарь Петра Первого давал уроки мастерства европейским монархам.

Токарные станки представляются многим как чудище, чего не скажешь про станки Нартова. Они хранятся в Эрмитаже.

Этого умельца приметил в 1712 году Петр I: вытащил 16-летнего Андрея Нартова из мастерских Московской школы математико-навигацких наук в столицу — и произвел в свои «личные токари». Прямо в царском дворце обустроили «токарню», в которой Нартов работал и жил, — и Петр не разлучался с ним до своей смерти.

Нартов решил главную задачу: прежние станки годились для обработки дерева, но не металла. Чтобы резать металл, надо жестко закрепить резец и не вручную перемещать его вдоль обрабатываемой детали.

Нартов решил эту задачу уже в 1717 году. Его изобретению удивились в Европе. Во время поездки Нартова по Европе к нему на приём — «потокарничать» — просился даже Фридрих Вильгельм I.

После смерти Петра в январе 1725г Нартова отправили в Москву, налаживать технику монетного дела. Нартов взялся за станки гуртильные (для насечки «гурта», ребра монет). Чем-то помог в изготовлении Царь-колокола. Придумывал «махины для обсерватории»...

Вернувшись в Петербург, Нартов продолжал изобретать.

Николай Пирогов (1810 -1881): гипс и наркоз

14 февраля 1847 года, Николай Иванович провел первую операцию с применением эфирного наркоза. Пока другие спорили о новации, Пирогов испытывал свойства эфира на собаках, телятах, даже на себе и своих помощниках. И, решив применить эфирный наркоз на войне, немедленно уехал на Кавказ. Причем в самую горячую тогда точку.

В медицинской палатке Самуртском отряде он провел 100 операций с эфирным наркозом. Впервые в мире — на поле сражения.

А в 1853 году началась Крымская война — и Николай Иванович рванул в Севастополь. Первым делом ввел сортировку раненых — тоже впервые. Кого оперировать срочно, под пулями, кого эвакуировать в тыл после первой помощи. Благодаря Пирогову в русской армии появились сестры милосердия: организовал

За год до этого он стал использовать налепную алебастровую повязку для заживления переломов...

После падения Севастополя основоположник военно-полевой медицины на приеме у Александра II со всей солдатской прямотой сказал, что думает о руководстве армией князем Меншиковым. Чем ответил мудрый царь-реформатор? Пирогова убрали из Медико-хирургической академии, сослали сначала попечителем Одесского и Киевского учебных округов, потом и вовсе за границу, в немецкий Гейдельберг — руководить русскими кандидатами в профессора...

Сергей Брюхоненко (1890 -1960): аппарат искусственного кровообращения

Успешные опыты отчаянного физиолога превосходили фантазию лучших писателей

На столике голова собаки, отдельная от тела, — трубки и шланги соединяют ее с хитрой системой насосов и сосудов, заменявших легкие и сердце. Голова щурится от яркого света, уши вздрагивают, слыша удары молотка, язык облизывает нос, почуявший резкий запах лимона...

Это не «ужастик» какой-нибудь, а кадры учебного фильма «Опыты по оживлению организма» (1940), рассказавшего об исследованиях физиолога Сергея Брюхоненко. Еще он в том фильме оживлял подопытных собак — Черноушка, Зайчик и Найда, виляя хвостиками, подтверждали: головокружительные опыты проходят успешно.

Нагромождение насосов, трубок, шлангов и резервуаров выглядело зловеще — но чудо свершилось. Автожектор демонстрировали на II Всероссийском съезде патологов (1925), на II Всесоюзном съезде физиологов в Ленинграде (1926). Он был запатентован в СССР, Германии, Англии, Франции...

В 1936 году Брюхоненко разработал пузырьковый оксигенатор («искусственные легкие»), получил патент на него в 1937м, — и аппарат искусственного кровообращения стал использоваться в сочетании «автожектор + оксигенатор». Аппараты совершенствуют по сей день, и у нас, и за рубежом. Но первым был Брюхоненко...

Петр Прокопович (1775-1850): рамочный улей

Создатель пчелиного завода «отдал оному всю жизнь, всю мышленность, всю бдительность»

Он в 1799г купил десятину земли «для своей оседлости», пчел завел. Неопытный был, из 32 пчелиных семей выжило только девять.

Он не сдавался и у 1808г пасека насчитывала уже 300 семей. В январе 1814-го Прокопович придумал первый в мире улей с вынимающимися рамками. Пробовал разные — колоды и дуплянки, из соломы, приставные и надставные, строил улей в виде бочонка.

Но всех лучше вышел этот, квадратный, с разборными рамками. Нехитрая конструкция — а будто нашел с пчелами общий язык...

Улей Прокоповича имел верхнее и нижнее донья. Внутренняя часть улья делилась двумя перегородками на три отделения. Верхнее отделение (магазинная часть) от среднего отделялось доской с пропилами, через которые свободно проходили пчелы, а матка в магазин проникнуть не могла. В это отделение вдвигались, ставились на решетку и свободно вынимались деревянные рамки размером 245x175 мм.

Григорий Петров (1886-1957): стиральный порошок

Талант русского химика поражал Горького и был поддержан Лениным. Петров отказался уезжать из России после революции 1917г. Его пригласили в Главхим ВСНХ, где он занимался проблемой окисления жидких углеводородов нефти с целью получения карбоновых и оксикарбоновых кислот...

При сернокислотной очистке нефтепродуктов образуются сульфокислоты, от которых не знали как избавиться. Петров додумался до главного: нельзя победить — значит, надо правильно использовать. Тут и открылось чудо.

Нефтяные сульфокислоты, действующие как расщепители жиров, оказались незаменимы в промышленности.

К тому же, заметил Петров, при взбалтывании растворы нефтяных сульфокислот пенились как мыло. Они, оказалось, обладают прекрасными моющими свойствами и смягчают воду.

Алексей Бахмутский* (1893-1939): угольный комбайн

Донбасский самородок ради своей машины жизни не пощадил. Алексей Бахмутский родился в Петрово-Марьевке — донбасском поселке, прокопченном от тяжелой шахтерской работы.

После Гражданской войны на Донбасс пришли немецкие горные машины, но Бахмутский понимал — это вчерашний день. Нужна шахтеру техника революционно новая.

17 августа 1932 года в шахте «Альберт» прошли испытания новой машины. Угольный комбайн Б-1 прошел 12 погонных метров, загрузив 25 вагонеток.

Через год его комбайн Б-6-39 выдал 23,6 тонны угля в час — производительность вдвое выше, чем у первого образца.

Матвей Капелюшников (1886-1959): Турбобур

Американцы просили русского нефтяника продать лицензию, но он держался, как кремень.

Сын тифлисского отставного писаря Алкуна Капелюшникова закончил Томский технологический институт вовсе не по нефтяной специальности. Но в 1915-м году Матвей Капелюшников попал в Баку. И забурился!

К 1920 году он уже «топ-менеджер» в тресте «Азнефть». Вместе с толковыми инженерами С.М. Волохом и Н.А. Корневым к 1922 го разработал принципиально новый турбобур.

Осенью 1924 года заявку в Комитет по делам изобретений СССР они подали втроем. Но уже в феврале 1925-го возникло их совместное заявление: «Ввиду состоявшегося между нами соглашения… просим Комитет: в патент на изобретение… включить только единое имя Матвея Алкуновича Капелюшникова». Дальнейший путь Семена Волоха и Николая Корнева тает в этом тумане неясности. Но мы с благодарностью вспоминаем их. В двадцатом веке окончательно прошли времена, когда за чудо-изобретениями стояли кустари-одиночки.

А Капелюшникова уже ждали с хлебом-солью американцы. В 1929г он с супругой Варварой Андреевной, бригадой рабочих и двумя турбобурами отправился за океан в командировку на два года. Ошарашенные янки просили продать им патент или лицензию, но дудки, наши были как кремень...

В 1959 году Капелюшникова похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Дмитрий Григорович (1883-1938): гидросамолёт

Григорович всю жизнь делал гидросамолеты (да и просто самолеты) — успел сконструировать больше 60 разных типов, 38 из них выпускали серийно. После Киевского политеха и учебы в бельгийском Льеже перебрался в Петербург и в 1912-м стал техдиректором «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинин и К».

А еще через год соорудил тот самый новый тип морского самолета, который станет классическим.

До Григоровича задачу решали примитивно — ставили обыкновенные сухопутные самолеты на огромные поплавки. Молодой инженер создал именно летающую лодку. Она могла взлетать и садиться при полуметровых волнах. Днище не «прилипало» и легко отрывалось от водной поверхности. Двухместный гидросамолет М-5 легко разгонялся до приличной скорости 105 км/ч.

Разумеется, его сразу приняли на вооружение. И уже в апреле 1915 года М-5 выполнил первый боевой полет, подтвердивший его высокие летно-технические данные, а в следующем году бомбил турецкие порты Зунгулдак и Стамбул. От закупок иностранных самолетов, как ни кряхтели чиновники, пришлось понемногу отказываться.

До 1917 года Григорович успел сконструировать и первый в мире морской истребитель М-11, и летающий морской торпедоносец (с 1000-килограммовой торпедой на борту), и летающий морской крейсер...

При новой власти Григорович совместно с Поликарповым создал знаменитый истребитель И-5, потом И-7.

В 1938-м организовал новое ОКБ-153. В том же году, 26 июля, умер от белокровия. Похоронили с почестями на Новодевичьем.

Павел Молчанов (1893-1941): радиозонд

Гребенчатый радиозонд Молчанова был прост, удобен и дешев в изготовлении. К небольшому воздушному шару подвешена гондола с одноламповым радиопередатчиком, датчиками температуры, давления и влажности воздуха, а также коммутаторы. Передающей антенной служит провод, укрепленный вдоль стропы шара, а противовесом — свободно свисающий провод.

По характеру полученных сигналов в аэрологической лаборатории определяют показатели слоев атмосферы, через которые проходит зонд. Температура определяется в пределах от +40 до -60, давление от 30 до 700 мм ртутного столба и влажность до 100%.

Радиозонды Молчанова были вне конкуренции. Они оказались совершенны настолько, что использовались практически без изменений до 1958 года.

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий конструктор Геннадий Денежкин

Мальчик, переживший в детстве Великую Отечественную войну, заканчивает в Туле механический институт. Поступает работать в федеральное предприятие «Сплав», где умом и талантом вкладывается в совершенствование боевых систем «Град», «Ураган», «Смерч». Становится Героем Труда...

Его работы известны всему техническому миру. Неизвестна только фамилия, потому что работает самородок в закрытой оборонной системе.

Великий конструктор-оружейник умер в феврале этого года, и фамилия его стала общеизвестной. На ней играет отсвет нашей неистребимой веселой подначки: Денежкин.

Таковы они, титаны, русской инженерной мысли.

Часть 1здесь

Интересно — Фармкомпании придумали «миф о холестерине», чтобы больше продавать лекарств

Добавил Retorin Retorin 9 часов 23 минуты назад
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать