Предупредить и топить: откуда был нанесен удар по нефтяным терминалам близ Санкт-Петербурга
Эксперт Литовкин считает, что по сухогрузам, с которых взлетают беспилотники, атакующие Россию, надо нанести удар
О том, что атаки по российской территории на Балтике могут быть нанесены с грузовых и торговых судов других стран, эксперты предупреждали давно. Похоже, это уже происходит: есть мнение, что беспилотники, атаковавшие Петербург и Ленинградскую область, могли стартовать с сухогрузов в Балтийском море. Об этом пишет Life со ссылкой на эстонское гостелерадио ERR.
В аэропорту Пулково из-за этих атак было отменено и задержано множество рейсов, над регионом сбиты десятки БПЛА. Долетели дроны и до Петербурга. А в Кингисеппском районе обломки дрона стали причиной пожара на терминале компании НОВАТЭК в порту Усть-Луги.
Как защитить от таких атак северо-запад России? Свое мнение об этом высказал военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин.
— Виктор Николаевич, есть ли у России способы, чтобы прекратить на Балтике такие атаки с моря?
— Если мы установим, с какого именно сухогруза была осуществлена атака, мы можем нанести по нему удар. Об этом надо публично заявить, скажем, в Совете Безопасности ООН или в Постоянном совете ОБСЕ. С таким предупреждением может выступить и какой-нибудь крупный российский политический деятель. И после этого пора наносить удары. Думаю, что это подействует.
— Почему такое решение не принимается?
— Потому что за это надо отвечать, брать на себя большую международную ответственность. Проще сбить уже взлетевшие беспилотники.
— Но подставлять свои стратегические объекты под удар – тоже ответственность. Разве нет?
— Видимо, ставка делается на защиту стратегических объектов средствами ПВО. В том числе и силами хозяев самих объектов. Взять, например, нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий какой-нибудь крупнейшей компании, условно говоря, «Газпрому». Разве топ-менеджерам такой компании сложно купить зенитно ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С» и обучить личный состав — расчет этих «Панцирей» работать на этой технике во взаимодействии с военными? Не сложно. А почему этого не делают? Скупость обуревает? Или не хватает для этого законодательных положений? Ну, принесите их в Госдуму, там такие вопросы зачастую решаются в течение двух дней. Значит, кому-то это не очень нужно?
— Как думаете, наши военные знают, с каких конкретно сухогрузов взлетали беспилотники?
— Установить это несложно. Все передвижения судов на Балтике с точностью отслеживаются. Есть даже такой сайт, на котором эти маршруты отображаются. Определить, с какого судна взлетел дрон, для наших военных технической сложности не представляет.
— С судов каких стран могли стартовать дроны?
— С любых. Вы же понимаете, что сейчас все суда ходят под удобными флагами, наиболее дешевыми. Какой купят флаг, под таким и идут. Например, под флагом Либерии, Панамы или Островов Зеленого Мыса. Это обычная практика. Даже наши суда, которые перевозят сжиженный газ, тоже могут ходить под каким угодно флагом. С названием корабля, условно говоря, «Художник Крамской» и флагом, к примеру, Белиза.
Технически здесь использована та же схема, как и в том недавнем случае, когда дроны, взлетавшие с фур, атаковали наши стратегические самолеты на аэродромах. На сухогрузе нужна только катапульта, или, если в ней нет необходимости, беспилотник можно запустить с рук. Оператор, который управляет процессом, может сидеть, скажем, в кают-компании или на капитанском мостике.
— По одной из версий, для перелета беспилотников было использовано воздушное пространство Эстонии.
— Вполне возможно. По прямой от Таллина до Санкт-Петербурга 80 километров. Почему нет? Оператор может вести дрон к цели и над воздушным пространством Эстонии, если это заранее обговорено с эстонцами, и они не будут сбивать этот беспилотник.
— Что делать в таком случае? Наносить удар по Эстонии? И по НАТО?
— Мы не вправе сбивать дроны в воздушном пространстве этой страны.
— Даже если эти беспилотники летят там, чтобы нанести удар по нам?
— Мы вправе сбить их над своей территорией – когда они пересекут российско-эстонскую границу. Дрон запустили – мы его сбили. Но у себя.
— Это не считается нападением Эстонии на Россию?
— Нет, не считается. Эстонцы скажут: «А мы не знали, мы не видели…». И все.
