Четверо против пятнадцати: офицер-разведчик рассказал о памятном бое
Кавалер четырех орденов рассказал о боях за освобождение Курской области
О своих боевых буднях поведал заместитель командира разведывательной роты «Тихий». Небольшая предыстория: когда призвался по частичной мобилизации, за плечами у него уже был опыт вооруженных конфликтов. Вновь примерив погоны, офицер по сей день участвует в ожесточенных боях на самых трудных направлениях.
Сегодняшний разведчик, подчеркивает «Тихий», многофункционален. В начале спецоперации он исключительно совершал такого рода вылазки: проникал в стан противника, передавал координаты артиллеристам. Затем спектр задач расширился — теперь за плечами офицера и успешные штурмы, и даже опыт работы в эвакогруппе. Мимоходом вспоминает, как занимал вражеские позиции на Запорожском направлении, как брал в плен вэсэушников в островной зоне на Днепре. На каких только направлениях ни побывал: Сватово, Кременная, Работино, Херсонская область...
Офицер считает, что сильно на характер боевых действий повлияло массовое внедрение дронов. Правда, в то же время и помогло. Сейчас трудно представить себе работу любого тактического звена без «птички», будь то расчёт гаубицы или штурмовая группа. А как средство наблюдения беспилотник и вовсе незаменим.
Тем не менее даже дроны порой проигрывают матерым разведчикам. Офицер вспоминает дни работы в Курской области, когда их, четверых бойцов, не смогли одолеть ни «птичками», ни штурмовыми накатами.
Зима 2025 года. Задача: разведгруппа «Тихого» проникает в населенный пункт, ликвидирует встретившийся на маршруте личный состав противника, вклинивается в оборону. Параллельно выявляет огневые точки и скопления его сил, чтобы передать командованию. Как преодолеют спланированный путь, дают дорогу штурмовым подразделениям, ожидавшим «отмашки» в селе неподалеку. Те занимают это поселение.
— Решили действовать так, поскольку в «населеннике» находились гражданские. Начать штурм с работы артиллерии было нельзя – мирных могло задеть, — рассказывает замкомроты.
В предрассветных сумерках отправились на задачу. Группа из четверых бойцов подошла в близлежащую лесополосу. Пробрались через минное поле, незаметно прошмыгнули между двух наблюдательных постов, зашли в деревню. Первый заброшенный дом стал первой остановкой для передышки. Но для начала его требовалось отбить.
— Взяли его очень быстро. Противник нас совсем не ожидал. Один нацик, помню, стоял в огороде, без «броника», мух считал, оружие с собой даже не взял. Очевидно, мы стали для него большим сюрпризом, — говорит с лёгкой усмешкой военный.
Собрались в здании на ночь. Тут по радиоперехвату слышат: боевики замыслили утром наведаться к ним в «гости». Разведчики оперативно заколотили окна, подготовили укрепление с бойницами. К натиску подготовились так, что и дрон в окно не заскочит.
— Время в ожидании тянется очень медленно, особенно если впереди тебя ждёт смертельный бой, — признается офицер.
На рассвете встретили противника.
— Утром, как и планировалось, подъезжают два бронетранспортёра М113. Высаживаются человек пятнадцать – довольно много для нас четверых. Мои парни сразу начинают по ним работать. Сдержали тогда натиск. Ребята, конечно, большие молодцы, задали мы им жару, — вспоминает «Тихий».
Важную роль сыграла хорошая связь с командованием и беспилотником, который следил за ситуацией и передавал данные с поля боя. Так бойцы группы знали действия неприятеля наперёд.
И всё бы ничего, накат отбили. Одно только «но»: дроны начали работать по крыше. Тактика такая: пробить дыру, а в неё забросить термобарический боеприпас. Чтобы этого избежать, пришла им пора покинуть «стоянку».
Сначала укрылись в подвале, чтобы переждать беспилотный натиск. А наутро погода пришла на подмогу: поднялся сильный ветер, начался снегопад. Следовательно, угроза с воздуха уже отступила на второй план.
Так группа «Тихого» продвинулась ещё на несколько зданий вглубь населенного пункта. И, говоря об этом, офицер отмечает главную слабость противника – плохое взаимодействие подразделений. Пока тот осознавал, что и как, разведчикам всегда удавалось быть на шаг впереди.
В одном из зданий в подвале обнаружили гражданских. В основном это были старики, один семилетний ребенок. Сказали, что сидят в укрытии с момента прибытия к ним в село вэсэушников. Их позже эвакуировали, но вот у разведгруппы на тот момент такой возможности не оказалось. Слишком уж опасно было вести десяток людей: их непременно бы атаковали дроны. Укронацистам, завидевшим такое скопление народу, было бы всё равно, по кому они бьют.
— О том, что там люди, ВСУ прекрасно знали. Их специально удерживали в селе, чтобы укрываться ими, как живым щитом, — уверен разведчик.
В конце концов, группа преодолела маршрут успешно. Их благополучно сменила вторая разведгруппа, а вскоре в населённый пункт зашли наши основные силы. Но именно они, «первопроходцы», дали им всем зелёный свет.
Подобных историй в закромах «Тихого» много. За этот эпизод его впоследствии наградили орденом «За заслуги перед Отечеством». К слову, сейчас у разведчика помимо этого четыре ордена Мужества, две медали «За отвагу», медаль Суворова. Некоторые — за прошлые боевые заслуги, но большинство получено именно во время спецоперации.
А ещё «Тихий» гордится тем, что за многие десятки боевых выходов в его подразделении не было потерь. Вот что значит профессионалы. Даже фортуна на их стороне.
