Дилеры зажрались, но им всё мало — автовладельцам готовят драконовский сюрприз

Ассоциация автодилеров разрабатывает законопроект, призванный мотивировать автовладельцев чаще менять машины. Причем мотивация планируется методом кнута: предлагается сделать жизнь владельцев автомашин старше 15 лет настолько невыносимой, чтобы у них не осталось иного выхода, кроме как сменить авто. Наглость лоббистов выходит на новый уровень: они уже не клянчат деньги из бюджета, а пытаются залезть напрямую в наши карманы.
Как известно, продажи автомобилей в России в этом году серьезно просели: за 6 месяцев реализовано 530 тыс. автомобилей (новых и подержанных, российских и зарубежных), что почти на 27% меньше, чем за аналогичный период 2024-го.
Причин несколько: резкое удорожание машин из-за утилизационного сбора; сохраняющаяся недоступность многих «недружественных» брендов; высокие ставки по автокредитам. Сыграл также роль тот факт, что многие граждане предпочли поспешить и купить новую машину до повышения утильсбора, в результате чего потенциальный спрос нынешнего года был частично «вычерпан» заранее.
Кстати, в силу этого факта сравнение с прошлым годом не совсем корректно: в прошлом году спрос на автомобили был ажиотажно перегрет. Но, как говорится, к хорошему быстро привыкаешь. Вот и наши автодилеры за прошлый год успели привыкнуть к сверхприбылям. Естественно, хочется «продолжения банкета».
Лоббисты этой отрасли могли, наверное, пойти тем же путем, какой много лет успешно использовали застройщики, — клянчить господдержку из бюджета. Но, по-видимому, что-то там у них не срослось: то ли лоббистского ресурса оказалось меньше, чем у строительной отрасли, то ли на фоне стремительно падающих нефтегазовых доходов наш Минфин стал бережливее.
В общем, продолжение банкета за счет госбюджета у автодилеров не получается. И они придумали, как им собрать денег непосредственно с народа, минуя госбюджет.
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) предложила ввести повышенный транспортный налог на автомашины старше 15 лет, а также обязать их владельцев проходить техосмотр дважды в год (сейчас техосмотр для легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании, не требуется).
Глава РОАД Алексей Подщеколдин на пресс-конференции, прошедшей на минувшей неделе, заявил, что их ассоциация готовит соответствующий законопроект, сейчас он находится на стадии согласования с юристами. По словам Подщеколдина, предлагаемые меры позволят стимулировать население к обновлению автопарка.
Озвучив эту антинародную инициативу, глава РОАД примирительно добавил: «Остальную дискриминацию вводить не стоит. К сожалению, в нашей стране сейчас средний возраст автомобиля — 16 лет. Если ввести более жесткие нормы, граждане пострадают». Ах вот оно как! Значит, то, что предложено сейчас, это еще не «жесткие нормы» и от них граждане ну нисколько страдать не будут. По-видимому, в арсенале РОАД еще много креативных идей, которые они будут пытаться воплощать в жизнь, если после реализации предлагаемых сейчас мер народ резко не кинется покупать новые машины.
Надеемся, Госдума отклонит законопроект РОАД — хотя бы потому, что даже депутаты от партии власти побоятся электоральных последствий для себя лично, ведь инициатива ударит по кошельку многих из числа их избирателей.
Причем ударит напрямую, а не через влияние на бюджет, который для многих простых граждан представляется чистой абстракцией (льготная ипотека тоже проводилась за наш с вами счет, но поскольку деньги забирали от нас не напрямую, а транзитом через бюджет, далеко не все понимали, что их грабят).
Тем не менее, нельзя недооценивать влияние лоббистов, что наглядно показала уже упомянутая льготная ипотека. Вопреки всем разумным доводам она продолжала действовать пять с лишним лет, принося застройщикам сверхприбыли, а государственному бюджету триллионные убытки.
Принятию законопроекта РОАД может помочь и то, что для госбюджета он выгоден: повышение транспортного налога, хотя и выборочное, какую-то копеечку в бюджет принесет. Так что придется отнестись к инициативе РОАД со всей серьезностью и проанализировать ее социальные и экономические последствия.
Нетрудно догадаться, что жизнь малообеспеченных автовладельцев (именно они в большинстве своем являются «счастливыми обладателями» авто старше 15 лет) в случае принятия законопроекта РОАД значительно усложнится.
Им придется выбирать из трех очень плохих вариантов: либо продолжать ездить на старой машине, оплачивая повышенные налоги и проходя техосмотр каждые полгода; либо вообще отказаться от машины; либо все-таки поддаться на шантаж и купить новое авто, причем в большинстве случаев — в кредит.
Сейчас сложно спрогнозировать, какая доля владельцев старых машин выберет каждый из этих трех вариантов. Тем более что мы пока не знаем, на сколько планируется поднять транспортный налог на старые машины.
Если большинство автовладельцев будет продолжать ездить на своих старых машинах, то в экономике ничего не изменится; просто эти и без того не особо богатые люди станут еще немного (а может быть, даже и сильно) беднее. Повышенный транспортный налог на старые машины, конечно, принесет государству дополнительный доход, но это фактически станет отъемом последних копеек у малообеспеченных граждан, что абсолютно неприемлемо с социальной точки зрения.
Более того, владельцы старых машин станут беднее не только из-за повышенного транспортного налога, но и из-за регулярных расходов на техосмотр. Ведь прохождение техосмотра — это не только время, но и деньги, которые для малообеспеченных могут быть весьма заметными. Мы все помним, насколько коррупционным был техосмотр в те времена, когда он являлся обязательным для всех. А значит, возвращение техосмотра для старых машин создаст механизм перераспределения денег от малообеспеченных автовладельцев к коррумпированным гаишникам.
Кстати, отмена обязательного техосмотра не привела к росту числа ДТП, произошедших из-за неисправности транспортного средства. Так, согласно данным Научного центра БДД МВД РФ, за первые 9 месяцев 2022 г. (то есть сразу после отмены обязательного техосмотра; более свежих официальных данных не нашлось) число таких ДТП сократилось на 25% по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года.
Поэтому не стоит рассчитывать, что возвращение обязательного техосмотра уменьшит аварийность. Да на это никто и не рассчитывает: РОАД даже не скрывает, что возвращение техосмотра для старых машин — это просто мера создания стимула к покупке нового авто.
В возвращении обязательного техосмотра есть еще один негативный аспект: влияние на рынок труда. Кто-то должен будет проводить все эти техосмотры старых машин (или в коррупционном случае — делать вид, что проводит).
Значит, потребуется нанимать дополнительных людей в органы, которые будут этим заниматься, что создаст ненужное давление на рынок труда, который и без этого сейчас предельно жесткий (безработица в мае в очередной раз обновила исторический минимум — 2,2%).
Нам в России не хватает работников для решения важных государственных задач, а тут придется еще отвлекать трудовые ресурсы на совершенно непроизводительную деятельность — на целенаправленное создание невыносимых условий жизни для определенной категории наших граждан.
Вот такие последствия будут у закона, лоббируемого РОАД, в случае если большинство владельцев старых авто выберут вариант оставить всё как есть и просто платить все поборы. В этом случае цель, ради которой ассоциация автодилеров все это затевала, достигнута не будет, и они наверняка продолжат свои лоббистские усилия.
И кто знает, до какой степени цинизма дойдут? Может быть, власти с подачи РОАД поднимут транспортный налог на старые машины еще выше, или сделают обязательный техосмотр таких машин еще более частым? Как вам, например, идея ежемесячного техосмотра? А может, у РОАД в запасе есть еще какой-нибудь креатив, о котором упоминал ее глава как о «жестких нормах», которые пока вводить не стоит.
Так что владельцам старых машин в итоге, скорее всего, придется выбирать из двух альтернатив — либо вообще отказаться от машины, либо всё-таки купить новую.
Те, кто выберет отказаться от машины совсем, существенно потеряют в качестве жизни (если бы это было не так, они отказались бы от машины раньше, без всяких дополнительных мотиваций).
Более того, в условиях нового закона эти граждане даже не смогут толком продать свою старую машину, потому что она никому не будет нужна. Продать ее можно будет только совсем за бесценок. Это еще одна причина, по которой предлагаемые автодилерами меры будут делать малоимущих автовладельцев (уже бывших) еще беднее.
Эта же проблема — невозможность даже частично профинансировать покупку нового авто за счет продажи своей старой машины — будет и у тех, кто под давлением закона все-таки решится купить новое авто. А таких граждан тоже будет немало. Ведь бывают случаи, когда даже очень небогатому человеку без личной автомашины все-таки не обойтись.
Например, если житель какой-нибудь деревеньки в условной Костромской области каждый день ездит на работу в райцентр за 40 километров, а автобус там ходит пару раз в сутки, да и то не всегда. Или если мастер или маленькая строительная бригада оказывают ремонтные услуги дачникам и им надо возить свой инструмент или время от времени ездить за недостающими деталями.
Если граждан, вынужденных сменить свою машину на более новую, будет много, то жизнь автодилеров (и, в меньшей степени, отечественных автопроизводителей) наладится: деньги опять потекут в их карманы. Им удастся избавиться от затоваренности складов, а потом можно будет еще больше поднимать цены.
Будут и другие выгодоприобретатели. Во-первых, банки — потому что большинство машин будет покупаться в кредит. Во-вторых, кое-что перепадет и страховым компаниям: машину, покупаемую в кредит, надо страховать не только по ОСАГО, но и по КАСКО (то есть от угона и ущерба). Понятно, что прибыли всех указанных выгодоприобретателей возникнут за счет того, что вынужденные покупатели попадут в кредитную кабалу.
Таким образом, один из эффектов от инициативы РОАД — рост закредитованности среди малообеспеченного населения. Значительная часть этих «вынужденных» долгов наверняка окажется неподъемной, и это уже будет серьезной социальной проблемой. Пожалуй, это главное негативное следствие предлагаемого законопроекта.
В заключение посмотрим на инициативу РОАД с точки зрения макроэкономики. Мы увидим еще один негативный эффект — дополнительный рост темпов потребительского кредитования (строго говоря, автокредитование не относится к категории потребительского, потому что это кредитование под залог, но суть от этого не меняется: это все равно кредитование потребления). А значит, при прочих равных оно будет способствовать ускорению инфляции. В текущих условиях для России это совсем не нужно.
Еще один макроэкономический эффект — это рост объемов импорта, поскольку большая часть приобретаемых в России автомашин — импортные. Как минимум, значительная (если не основная) часть «вынужденно приобретаемых» машин также будут импортными. А значит, это будет фактор дополнительного давления на курс рубля.
Сейчас, при курсе в районе 78−79 руб. за доллар это не кажется большой проблемой, но рано или поздно эффект от снижения нефтегазовых доходов возьмет свое, рубль развернется к ослаблению, и тогда дополнительные факторы, ускоряющие этот процесс, будут нам совсем ни к чему.
Итак, резюмируем сказанное. Инициатива ассоциации автодилеров контрпродуктивна при всех раскладах и со всех точек зрения. Об этом надо заявить четко и открыто, чтобы властям было сложнее дать ход антинародной затее.

современные авто сами по себе 15 лет не проживут) Хотя, чтобы успокоить народ, можно было бы установить этот срок в 20 лет и только для импортных машин (чтобы деревенские владельцы УАЗиков и Волг не пострадали)