Интернет, как мы его знаем, на грани гибели: пользователи переходят на нейросети. Трафик сайтов катастрофически падает

Искусственный интеллект рушит интернет в классическом его понимании. Десятилетиями сайты боролись за переходы из поисковиков и старались подниматься как можно выше в их выдаче, но теперь это никому не нужно. Пользователи пишут запрос и никуда не переходят – готовый ответ ему предоставляет ИИ прямо в поисковике.
Нейросетевой сайтокалипсис
Число поисковых переходов на самые разные сайты в последнее время резко упало на фоне роста популярности нейросетей, особенно тех, что встроены прямо в поисковики. Как пишет The Register, для веб-сайтов наступил «апокалипсис искусственного интеллекта» (AIpocalypse).
Издание приводит в пример функцию Google AI Overviews в составе поисковика Google, в России известную как «Обзор от ИИ». Но аналогичные возможности есть и в других поисковых системах, в том числе и в российских. Так, в октябре 2024 г. «Яндекс» встроил в свой «Поиск» технологию «Нейро», являющуюся аналогом Google AI Overviews, а позже переименовал ее в «Поиск с Алисой».
«Google AI Overviews и другие поисковые службы на основе искусственного интеллекта, похоже, лишают кормившую их (веб-сайты – прим. CNews) руку возможности работать без средств к существованию», – пишет The Register.
Почему это важно
Владельцы веб-сайтов десятилетиями боролись за первые места в поисковых выдачах, поскольку это гигантский источник посетителей. Чем их больше, тем больше трафик, тем больше просмотров рекламы и, следовательно, выше заработок.
Но такая концепция интернета, похоже, все же устарела. Теперь «Обзор от ИИ», «Поиск с Алисой» и им подобные предоставляют пользователям сводку нужной пользователям информации прямо в поисковой выдаче, то есть пользователям больше не нужно переходить на другие сайты в поисках требуемых сведений.
Сотрудники редакции CNews на собственном опыте убедились, что такая технология существенно экономит время, а в некоторых случаях и нервы, поскольку некоторые сайты из-за нестабильной работы интернета в России в последнее время могут вовсе не открываться. Однако «Обзор от ИИ», как показала практика, часто предоставляет устаревшую информацию, и ее все же приходится перепроверять вручную. За аналогом этой функции от «Яндекса» такого замечено не было.
Проблема существует
«Обзор от ИИ» был запущен Google в мае 2024 г. Год спустя компания BrightEdge, занимающаяся корпоративной аналитикой в области искусственного интеллекта, сообщила, что этот сервис сгенерировал в полтора раза (на 49%) больше показов в результатах поиска год к году, При этом количество переходов на реальные веб-сайты за тот же период упало почти на треть – на 30%.
Это означает, что AI Overviews побуждает больше людей использовать поиск Google для поиска ответов на свои запросы. Но то же время эти же пользователи с заметно меньшей вероятностью начнут переходить по ссылкам из результатов поиска – им хватит лишь выжимки, предоставленной нейросетью Google.
«Хорошо для Google. Ужасно для экосистемы веб-сайтов, которые научились зависеть от поисковых рефералов для покупателей, читателей и зрителей», – пишет The Register.
Страдают все
Нейросетевое новшество крупных поисковиков бьет по сайтам самой разной направленности. Так, согласно статистике SimilarWeb в США суммарное количество поисковых переходов по крупнейшим туристическим сайтам упало на 20% год к году.
Новостные сайты тоже ощутили на себе негативные последствия «Обзора от ИИ» и ему подобных функций. В США трафик на новостных сайтах из поисковых систем за тот же период сократился на 17%. Аналогичные данные SimilarWeb приводит и по различным медиа-порталам.
Другие категории веб-сайтов тоже продемонстрировали отрицательную динамику. За год с момента запуска «Обзора от ИИ» трафик на интернет-магазины в США упал на 9% на финансовые порталы – на 7%, тогда как кулинарные сайты и порталы о моде не досчитались 7% и 5% трафика.
В России ситуация может быть немного иной. Например, на трафике CNews внедрение нейросетевой выжимки прямо в поисковики не отразилось.
Цифры разные, проблема – одна
Хотя статистика различается в зависимости от того, кто ее измеряет, картина остается неизменной: веб-издатели, предоставляющие контент, на основе которого обучаются эти модели ИИ, сталкиваются с резким сокращением числа посетителей, что означает снижение доходов от рекламы и подписки, даже на фоне общего роста числа показов в поиске. Это уже привело к тому, что владельцы веб-сайтов начали подавать иски против компаний, занимающихся искусственным интеллектом – его развитием и обучением. отмечает The Register.
Пока доподлинно неизвестно, как происходящее отражается на финансовых показателях компаний, владеющих поисковыми системами – Google, «Яндекс» и др. Конкретно у этих двух интернет-гигантов есть собственные рекламные сети, подразумевающие размещение рекламы на сайтах, подключенных к ней. По всей вероятности, чем меньше переходов на страницы, тем меньше с показов рекламы зарабатывают не только владельцы сайтов, но и владельцы рекламных сетей.


Вчера в 18:18 | Прочее | ИИ, сервисы и приложения
Наступление эпохи искусственнного интеллекта обернулось для веб-сайтов, живущих за счет рекламы, настоящим апокалипсисом: аналитики отмечают резкое сокращение числа переходов с поисковых выдач на оригинальные сайты. Всему виной разработанная компанией Google функция AI Overviews (ИИ-сводки) и другие интеллектуальные поисковые сервисы, которые начали рубить сук, на котором сидят их создатели.
В мае 2024 года Google официально запустила функцию AI Overviews — краткие обзоры веб-страниц, генерируемые искусственным интеллектом. Эти обзоры отображаются в самом верху поисковой выдачи, избавляя пользователей от необходимости переходить по ссылкам на первоисточники.
Согласно недавно опубликованному отчету исследовательской фирмы BrightEdge, внедрение функции AI Overviews в поисковую систему Google привело к неоднозначным последствиям. С одной стороны, количество просмотров контента непосредственно в поисковой выдаче увеличилось на 49%. С другой — трафик на внешние веб-сайты сократился на 30%. Данная статистика указывает на то, что пользователи все чаще удовлетворяют свои информационные потребности, не переходя по ссылкам. Если для Google такая модель удержания аудитории является выгодной, то для всей индустрии сайтов, критически зависящей от органического трафика, складывающаяся тенденция несет серьезную угрозу.
Появление AI Overviews в поисковой выдаче сократило количество переходов на внешние ресурсы примерно на треть. Такой вывод можно сделать на основе данных от SEO-платформы Ahrefs, зафиксировавшей падение кликов на 35%. Более детальное исследование представил эксперт в области SEO Кевин Индиг. Приурочив его к годовщине запуска AI Overviews, он опросил 70 человек и установил, что при отключении этой функции доля кликов возрастает до 28% на компьютерах и до впечатляющих 38% на смартфонах.
Издание Barron's, ссылаясь на данные SimilarWeb, сообщило, что за год поисковый трафик на ведущие американские туристические сайты упал на 20%, а новостные и медийные ресурсы потеряли 17% трафика из поиска. Снижение коснулось и других областей, в частности электронной коммерции (минус 9%), финансового сектора и сферы общественного питания (по 7%), а также индустрии моды и стиля жизни (минус 5%).
Особенно болезненным выглядит тот факт, что трафик от ИИ-поисковиков компенсировал лишь около 10% потерь традиционного поискового трафика, согласно SimilarWeb.
Несмотря на некоторые расхождения в статистических оценках, эксперты сходятся в одном: онлайн-ресурсы, чьи материалы использовались для тренировки искусственного интеллекта, фиксируют значительное падение трафика. Следствием этого становится сокращение выручки от платных подписок и размещения рекламы. Парадокс заключается в том, что финансовые потери происходят даже при увеличении общего числа показов их контента в поисковой выдаче. Вероятно, именно эта ситуация и стала катализатором для череды судебных разбирательств, инициированных издателями против компаний-разработчиков ИИ.
Тревожная тенденция доминирования ботов в интернет-трафике получила новое подтверждение от главы Cloudflare Мэттью Принса. Его компания занимается созданием технологий для противодействия автоматическому сбору данных, в том числе для обучения ИИ. Выступая на конференции Axios в Каннах, Принс привел шокирующую статистику: если десять лет назад на одного реального пользователя приходилось две страницы, обработанные ботами, то сегодня это соотношение достигло 18 к 1. Примечательно, что еще полгода назад этот показатель был втрое ниже — 6 к 1.
Хотя Принс не уточнил, какие именно задачи выполняют поисковые роботы — индексируют страницы, копируют данные для обучения или делают что-то еще, — его слова явно намекают, что ИИ-компании забирают всё больше контента, а взамен дают всё меньше.
Схожее поведение, по-видимому, демонстрируют и другие ключевые игроки рынка ИИ с доступом в интернет — OpenAI и Anthropic. Как сообщает Принс, у обеих компаний наблюдается растущая диспропорция между объемом обрабатываемого веб-контента и количеством генерируемого для сайтов трафика. Так, у OpenAI это соотношение выросло в шесть раз (с 250 до 1500 страниц на одного посетителя), в то время как у Anthropic зафиксирован десятикратный рост — с 6000 до 60 000 к одному.
Как уже отмечалось ранее, поисковые ИИ-роботы стали для многих сайтов большой проблемой, ведь им приходится нести расходы на предоставление своего контента компаниям, которые используют его в коммерческих целях.
Несмотря на активные дискуссии о появлении ИИ-конкурентов, способных потеснить Google, поисковый гигант, по данным BrightEdge, по-прежнему контролирует около 90% рынка. Вот только теперь он, по сути, стремительно разрушает тот самый фундамент, на котором и был построен его бизнес.
Источник: gemini.google.com

ИИ-агенты и чат-боты с возможностью поиска информации в сети оказались не так безвредны, как это утверждали OpenAI, Perplexity и другие поставщики подобных услуг. Владельцы веб-ресурсов бьют в набат — трафик на сайты начал сильно снижаться.
Специалисты платформы лицензирования контента TollBit проанализировали более 160 новостных сайтов и блогов и составили пугающий отчет. ИИ-поисковики отправляют на сайты на 96 % меньше трафика в сравнении с традиционной выдачей Google.
При этом растет нагрузка на серверы. Когда пользователь делает запрос к ИИ-агенту, последний запускает алгоритмы сканирования, в результате чего сайт, по сути, «атакуется ботами». В отчете говорится о том, что за последние три месяца 2024 года 160 исследуемых веб-ресурсов сканировались около двух миллионов раз.
«ИИ читает не так, как это делают люди. Человек кликает одну ссылку, затем вторую, получает информацию и двигается дальше. ИИ проверит одновременно 10–20 ссылок, чтобы получить ответ», — сказал Тошит Паниграхи, глава TollBit.
Еще в прошлом году аналитики Gartner предупреждали, что к 2026 году в результате распространения поисковых ИИ-агентов трафик веб-сайтов в среднем упадет на 25 %. Этот прогноз начал сбываться. Образовательный портал Edtech Chegg даже подал на Google в суд из-за того, что ИИ технологического гиганта использовал контент с веб-ресурса истца без указания источника. В результате трафик сайта упал на 49 % в начале 2025 года.
В качестве решения проблемы TollBit предлагает ввести лицензирование статей. За каждое сканирование веб-ресурса ИИ-поисковиком с поставщика этого инструмента должна взыматься плата в пользу владельца сайта.
