Операторы связи, банки, предприятия энергетики и другие владельцы критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны с 1 января 2024 года пользоваться преимущественно российским программным обеспечением (ПО), а с 1 января 2025 года – российским оборудованием, следует из проекта указа президента, подготовленного Минцифры и опубликованного на портале regulation.gov.ru.
Срок перехода на отечественный софт для КИИ продлевается на три года, указывают «Ведомости». В конце мая был опубликован проект указа президента, из которого следовало, что переход владельцев КИИ на отечественный софт должен состояться в 2021 году, а на поддерживающее его оборудование – в 2022 году. В Минцифры пояснили, что сроки перехода КИИ на отечественное оборудование и ПО решено было продлить в ходе общественного обсуждения указа.
Сотовые операторы, чьи сети законодательно приравнены к КИИ, поддержали саму идею перехода на отечественные IT-решения. Так, Tele2, «ВымпелКом» и «МегаФон» согласны перейти на отечественное оборудование, если оно будет качественным, конкурентоспособным по цене и при этом соответствовать международным стандартам. Операторы максимально заинтересованы в сокращении валютной составляющей при закупках.
По мнению участников российского ИТ-рынка, отсрочка позволит доработать существующее отечественное ПО для КИИ, а также создать новое. Директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин подчеркивает, что пока нет российских аналогов используемых и планируемых к использованию на объектах КИИ оборудования и софта – например, сетевых экранов.
По словам генерального директора компании-разработчика «МойОфис» Дмитрия Комиссарова, сейчас не у всех классов ПО есть российские аналоги и по некоторым потребуется до пяти лет на создание отечественных продуктов и замещения ими иностранных решений. При этом уже сейчас действуют экспортные ограничения на использование, например, ПО Microsoft в госкорпорациях, содержащих объекты КИИ.
Директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский считает, что правильнее было бы использовать критерий доверенности оборудования (он характеризует отсутствие внешних каналов управления, а также возможность модифицировать и развивать используемое решение самостоятельно), а не его происхождение. Оборудование может быть российским, но в нем могут быть встроены технологические каналы, которые позволяют управлять им из-за рубежа. С другой стороны, оборудованию может быть присвоен статус российского, оно будет внесено в реестр и при этом построено на иностранных процессорах. Перевести всю инфраструктуру на отечественное оборудование нереально за короткий срок. Российская промышленность не готова сейчас обеспечить выполнение указа, заключает Покровский.