50-летний газопровод разошелся по швам: Украине пора резать ГТС

отметили
21
человек
в архиве
50-летний газопровод разошелся по швам: Украине пора резать ГТС

В Киевской области разгерметизировался магистральный газопровод, идущий на запад Украины, и произошел выброс газа. Эксперты отмечают, что пришло время утилизировать часть газотранспортной системы страны. Срок эксплуатации большей части уже истек, транзит российского газа упал и у оператора не хватит средств поддерживать ГТС, большая часть которой уже не нужна.

Ночью у поселка Чабаны под Киевом прорвало магистральный газопровод Киев — Запад Украины — 1 (КЗУ-1). «Как только диспетчеры получили сигнал о падении давления, участок газопровода, на котором произошла авария, отключили и локализовали утечку. Оперативно организовали соответствующие переключения на другие газопроводы, поэтому транспортировка газа потребителям не останавливалась», — сообщил «Оператор ГТС Украины». В компании уточнили, что по газопроводу поставляют топливо из добывающих регионов на востоке Украины (Шебелинское месторождение) в хранилища на западе страны и транзит российского газа не пострадал. Сам газопровод, состоящий из двух ниток, при этом не менее важен для страны, чем транзитные магистрали, так как две трети потребления газа Украина обеспечивает за счет внутренней добычи. Ожидается, что ремонт поврежденного участка газопровода займет 2−3 дня.

Авария на газопроводе КЗУ-1 — не первая. В 2017 году трубопровод разгерметизировался в Хмельницкой области. Еще чаще расходится по швам магистраль Уренгой — Помары — Ужгород, по которой идет основной транзит российского газа. Поэтому СМИ в начале сообщали, что авария произошла именно на этом газопроводе.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что на газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород в Киевской области за последние десять лет фиксировали не менее четырех случаев разгерметизации.

Причина известна. Большая часть газотранспортной системы Украины изношена.

«На сегодня около 70% общей длины газопроводов и около 80% ГПА компрессорных станций отработали более 20 лет. Техническое состояние подземных хранилищ газа (ПХГ), отработавших с начала закачки газа в пласт от 20 до 44 лет, не удовлетворяет требованиям их эксплуатации», — говорилось еще в Концепции развития, модернизации и переоснащения ГТС Украины на 2009−2015 годы. А в этом году, например, КЗУ-1 справляет целый юбилей. Его ввели в эксплуатацию 50 лет назад.

При этом еще три года назад в «Нафтогазе Украины» отказались от реконструкции всей ГТС из-за того, что «Газпром» начал строительство «Северного потока — 2» и планировал снизить транзит газа через Украину. «…отказ от реализации отдельных проектов реконструкции линейной части магистральных газопроводов не позволит обеспечить в будущем надежное техническое состояние и безаварийную работу систем магистральных газопроводов: отвода на Венгрию, „Союза“, „Прогресса“, ШДО (Шебелинка—Днепр—Одесса), РИ (Раздельная—Измаил), ШДКРИ (Шебелинка—Днепр—Кривой Рог—Измаил»)», — говорилось в письме ПАО «Укртрансгаз» председателю правления «Нафтогаза Украины» Андрею Коболеву от 2 марта 2017 года.

Как отмечает Дмитрий Марунич, Украина вкладывает средства в отдельные части ГТС, но продолжает использовать всю систему. «Меньше всего внимания уделяется именно линейной части и к чему это приводит, мы видим», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий. По его словам, в этом году «Газпром» значительно снизил транзит и расходы оператора ГТС при использовании всей системы на каждый прокачанный кубометр только выросли.

«Пришло время утилизировать отдельные участки газопроводов, потому что Украине в таком виде ГТС уже не нужна», — отмечает эксперт.

Косвенно это подтверждал и гендиректор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон в январе этого года.

«У нас разработаны три сценария, — рассказывал он агентству „Интерфакс-украина“. — Первый — это нулевой сценарий, при котором необходимо отказаться от порядка 90% компрессорных станций (КС) и около 5 тыс. км избыточных газопроводов. Второй сценарий прописан для 30 млрд кубометров транзита, что фактически близко к 40 млрд кубометров на 2021−2024 годы (около 75−80% КС). Третий сценарий — на 60 млрд кубометров. Сейчас у нас уже есть понимание, что, скорее всего, будет, плюс-минус 40 млрд, и под эти мощности мы будем перестраивать систему. Это значит, что мы будем вкладывать в модернизацию только тех КС, которые будут использоваться, а остальные будем постепенно выводить из эксплуатации. Сейчас мы готовим технико-экономическое обоснование для оптимизации системы. Сами трубы выкапывать никто не будет, потому, что это экономически нецелесообразно. Затраты на их извлечение, рекультивация земли и т. д. не покрывают стоимость металла. В этих трубах будет снижено давление, соответственно, будут предъявляться меньшие требования по регламентным работам, реже нужно проводить диагностику».

Тем не менее на Украине продолжают использовать всю газотранспортную систему и еще должны найти средства на оптимизацию ГТС. Тем временем пятидесятилетние газопроводы продолжают расходиться по швам. «В общем, радости от этого мало, ибо несмотря на бравурные заявления руководства „Оператора ГТС Украины“ и „Нафтогаза“ успехи в работе пока достигнуты преимущественно в деле повышения личных доходов», — резюмирует сопредседатель Фонда энергетических стратегий.

Добавил Игорь Иванов 39114 Игорь Иванов 39114 15 Сентября 2020
Комментарии участников:
suare
+11
suare, 15 Сентября 2020 , url

Как вовремя!

Трушин
+3
Трушин, 15 Сентября 2020 , url

Виртуальному реверсу виртуальную доставку, а Европе СП-2!

suare
+7
suare, 15 Сентября 2020 , url

Европе СП-2!

 Есть варианты: не «СП», а СПГ, и не из России, а из США.

Трушин
+4
Трушин, 15 Сентября 2020 , url

Из США дорого. Промышленные товары потеряют конкурентоспособность

suare
+5
suare, 15 Сентября 2020 , url

Всё имеет свою цену… Было бы жгучее желание ;)

«Как причудливо тасуется колода!»

 

 
Газета «Коммерсантъ» №54 от 30.03.2018, стр. 11
 
источник: im.kommersant.ru
 

Об экспортных газопроводах украинской газотранспортной системы (ГТС) “Ъ” рассказал один из участников строительства и эксплуатации газопроводов «Союз» (введен в работу в 1977 году) и Уренгой—Помары—Ужгород (введен в 1982–1983 годах), советник гендиректора «Газпром экспорта» в 2010–2015 годах Юрий Зайцев.

— Как бы вы охарактеризовали состояние экспортных газопроводов «Газпрома» на данный момент?

— «Газпром» с момента открытия и освоения крупных месторождений газа в Западной Сибири последовательно строил в центр страны и на Запад мощные многониточные системы газопроводов — как из Надым-Пур-Тазовского региона, так и с Ямала, объединенные в коридоры. Коридоры соединены между собой газопроводами-перемычками, что увеличивает системную надежность. В результате создана единая система магистральных газопроводов, способная поставлять для нашей страны и на экспорт в Европу огромные объемы газа.

Одновременно создавалась сеть подземных хранилищ газа (ПХГ) объемом хранения около 75 млрд кубометров газа. В совокупности с продуманной системой заводов и баз по ремонту, хранению и доставке запчастей Единая система газоснабжения (ЕСГ) работает как хорошо отлаженный механизм. Ничего подобного за мои 35 лет работы в транспорте газа и 32 года в экспортном блоке (включая 10 лет в Австрии и Германии) я не видел. Если посмотреть на карту-схему экспортных газопроводов, то видно, что с вводом «Северного потока-2», «Турецкого потока» и их продолжения в Европе с замыканием в австрийском Баумгартене будет сформирована закольцованная, уникальная по маневренности система поставок газа на экспорт, аналогов которой в мире нет.

источник: im.kommersant.ru

Исключительно важными являются усилия Еврокомиссии по строительству газопроводов-перемычек между странами ЕС на востоке. Особенно ценным считаю намерение Еврокомиссии построить газопровод Eastring, соединяющий Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию. С учетом потенциала по созданию и расширению ПХГ на территориях Венгрии, Румынии и Болгарии маневренность и надежность поставок возрастут.

— Каково, на ваш взгляд, техническое состояние украинской системы?

—После обретения независимости Украиной ее транзитная система стала изолированной. Ключевые газопроводы «Союз» и Уренгой—Помары—Ужгород, укомплектованные трубами от немецкого Mannesmann и газоперекачивающими агрегатами (ГПА) американской General Electric, оказались оторванными от баз снабжения запчастями и ремонта. Для закупки новых баз средств нет. Все назначенные заводами-изготовителями ресурсы работы узлов ГПА давно превышены в разы. Резко упала эффективность компримирования, возросли потери газа в арматуре и другом оборудовании. Об этом неоднократно говорили руководители «Газпрома». Что касается линейной части, то нормативный срок жизни в 33 года превышен для всех украинских газопроводов центрального коридора, поскольку «Союзу» 40 лет, Уренгой—Помары—Ужгород — 37 лет, «Прогрессу» — 35 лет.

— Тем не менее Украина до сих пор транспортировала транзитный газ без сбоев, в том числе 93 млрд кубометров в прошлом году, и Еврокомиссия считает этот маршрут надежным.

— Несмотря на существенную плату за транзит газа, его эффективность падает. Британская консалтинговая компания Mott MacDonald после обследования экспортной ГТС Украины заявила, что затраты на поддержание транзита в объеме 30 млрд кубометров в год составят около $2,7 млрд, а на транзит в объеме 80 млрд кубометров в год потребуется уже около $5,3 млрд инвестиций. Считаю их оценки корректными.

Поэтому надо очень осторожно относиться к заявлениям ряда руководителей Еврокомиссии, что с транзитом «все хорошо». По моему мнению, экспортная часть ГТС Украины пока держится за счет хорошей работы высококвалифицированных машинистов турбин, слесарей-ремонтников, диспетчеров и другого обслуживающего персонала. Однако долго это продолжаться не может.

Интервью взял Юрий Барсуков

В апреле должны начаться переговоры о судьбе транзита российского газа через Украину. Ситуация такова, что «Газпром» не сможет обойтись без украинских газопроводов как минимум еще в 2020 году, а то и дольше. С учетом острого конфликта РФ с Украиной и деградации диалога с ЕС, который традиционно выступал посредником в газовых кризисах, переговоры обещают стать одними из самых сложных в истории. “Ъ” рассмотрел варианты возможных действий «Газпрома», их вероятную цену и основные последствия.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать