источник: imagesvc.timeincapp.com
Президент Советского Союза Михаил Горбачев и президент Рейган подписывают Договор о промежуточных ядерных вооружениях (ИНФ) в Белом доме 8 декабря 1987 года. Reuters
Когда я стал лидером Советского Союза в 1985 году, во время моих первых встреч с людьми я чувствовал, что больше всего их волнует проблема войны и мира. Сделайте все, чтобы предотвратить войну, говорили они.
К тому времени сверхдержавы накопили горы оружия; планы военного строительства предусматривали «космические боевые станции», «ядерные лазеры», «кинетическое космическое оружие» и аналогичные изобретения.
Слава Богу, в конце концов ничего подобного не было построено. Более того, переговоры между СССР и Соединенными Штатами открыли путь к прекращению гонки ядерных вооружений. Мы договорились с одним из самых ястребиных президентов США Рональдом Рейганом, радикально сократить арсеналы.
Сегодня эти достижения находятся под угрозой. Все больше и больше, планирование обороны выглядит как подготовка к реальной войне в условиях продолжающейся милитаризации политики, мышления и риторики.
Стратегия национальной безопасности и обзор ядерной политики, опубликованная администрацией президента США Дональдом Трампом в феврале, ориентирует внешнюю политику США на «политические, экономические и военные соревнования по всему миру» и призывает к разработке нового «более гибкого» ядерного оружия. Это означает еще больше снизить порог использования ядерного оружия.
На этом фоне президент России Владимир Путин в своем недавнем обращении к Федеральному Собранию объявил о разработке в России нескольких новых видов оружия, в том числе оружия, которое еще нигде в мире не существует.
В январе ученые атомщики в Чикаго установили символические часы Судного Дня на полминуты ближе к «Полуночи». Как считают ученые, сейчас мы находимся в двух минутах от глобальной катастрофы. Последний раз этот уровень опасности был зафиксирован в 1953 году.
Тревога, которую люди чувствуют сегодня, полностью оправдана.
Как мы должны реагировать на этот новый раунд милитаризации?
Прежде всего, мы не должны сдаваться; мы должны потребовать, чтобы мировые лидеры вернулись на путь диалога и переговоров.
Главная ответственность за прекращение нынешнего опасного тупика лежит на лидерах Соединенных Штатов и России. Это ответственность, от которой они не должны уклоняться, поскольку арсеналы двух держав по-прежнему носят негативный характер по сравнению с арсеналами других стран.
Но мы не должны возлагать все надежды на президентов. Два человека не могут отменить все препятствия, которые накапливались годам.
Нам нужен диалог на всех уровнях, включая мобилизацию усилий экспертных сообществ обеих стран. Они представляют собой огромный объем знаний, которые должны использоваться в интересах мира.
Все дошло до того, что мы должны спросить: где Организация Объединенных Наций? Где его Совет Безопасности, его Генеральный секретарь? Не пора ли созвать чрезвычайную сессию Генеральной Ассамблеи или заседание Совета Безопасности на уровне глав государств? Я убежден, что мир ждет такой инициативы.
Я не сомневаюсь, что подавляющее большинство людей как в России, так и в Соединенных Штатах согласятся с тем, что война не может быть решением проблем. Могут ли оружие решать проблемы окружающей среды, терроризма или бедности? Могут ли они решить внутренние экономические проблемы?
Мы должны напомнить лидерам всех ядерных держав о своем обязательстве по Договору о нераспространении ядерного оружия о переговорах о сокращении и, в конечном итоге, ликвидации ядерного оружия. Их предшественники подписали это обязательство, и оно было ратифицировано на высшем уровне их правительства. Мир без ядерного оружия: другой конечной цели не может быть.
Как бы ни была удручающей нынешняя ситуация, как бы ни угнетала и безнадежна атмосфера, мы должны действовать, чтобы предотвратить окончательную катастрофу. Нам нужна не гонка в бездну, а общая победа над демонами войны.
Открыть ссылку через Google Translate