Комментарии участников:
Офтоп
Последняя еврейка покинула Алеппо.
Марьям, дряхлая седовласая еврейская бабушка 88 лет, родилась в в 1927 году в Алеппо во время вооруженного восстания против французской колониальной власти. В ее памяти никогда не умирали детские воспоминания о чужестранцах, бегающих в городе и окрестностях с легким стрелковым оружием: французы, англичане, турки, немцы, индусы… Все они прошли через Алеппо в определенные моменты ее жизни в городе, между Мировыми войнами и во время войн.
Так же как в наше время прошли чеченцы, таджики, саудовцы, иорданцы, иракцы, марокканцы и разноцветное ассорти европейских исламских радикалов с целью присоединиться к Исламскому государству.
Когда прошлым летом последнее приблизилось к Алеппо, нервы Марьям не выдержали окончательно.
Опасаясь погинуть жуткой смертью в руках людей Абу Бакра аль Багдади, она лишь беспомощно кивнула в ответ на просьбу ее дочерей покинуть Халаб – так звучит город по-арабски и по-еврейски – немедленно.
Американский магнат израильского происхождения Моти Кахана провозгласил своей миссией вытащить последних сирийских евреев из огня войны. В прошлом государство Израиль не раз проводило секретные операции по спасению евреев арабских стран от опасностей, угрожавших им.
С очень небольшим багажом поникшая Марьям погрузилась в миниавтобус, который обеспечил Кахана, со своими дочерьми Гильдой и Сарой, одинокой женщиной около 50 лет, и со всеми внуками. С ними также уехал Халид, муж Гильды, мусульманин. Все женщины надели хиджаб – головной убор мусульманок, чтобы избежать лишнего внимания к себе на блокпостах исламистов. Дождавшись полуденной молитвы, когда вооруженные люди уйдут молиться, они пронеслись по улицам Алеппо, сквозь дебри руин и развалин, мимо валявшихся на улицах трупов, пересекая КПП, контролируемые Нусрой и Исламским государством. Им потребовалось 36 часов, чтобы добраться до Стамбула, где их уже ждал Моти Кахана.
Кахана был очень горд своим подвигом: будучи резким противником сирийского режима, он снимался и выкладывал в Интернет изображения себя на фоне триколора сирийской революции. По словам Кахана (поскольку никто из членов еврейской семьи не захотел говорить перед прессой), только Марьям и Саре удалось обеспечить безопасный проезд в Ашкелон, где они теперь обосновались.
Гильде и ее семье было отказано в гражданстве Израиля в соответствии с израильским законодательством, так как ее муж – мусульманин, а она сама приняла ислам три года назад. Мусульманской части семьи было предложено остаться в Турции, однако, они отказались и предпочли возвращение в раздираемую войной страну статусу беженца и судьбе жителей лагерей вынужденных переселенцев.
Еврейская община Алеппо, некогда влиятельная и процветающая, тесно связанная с заморской торговлей и глубоко укорененная в древней истории города, исчезла.
Еще в 1901 году богатые выходцы из Алеппо основали свою синагогу и общину в Иерусалиме и поддерживали деньгами еврейских беженцев из Сирии, которые бежали в Америку еще во время Первой мировой войны.
источник: haaretz.co.il
Синагога евреев из Халеба, Иерусалим
источник: static01.nyt.com
Общинный центр сирийских евреев, Бруклин, Нью-Йорк
Когда-то Алеппо считался неофициальной столицей сефардского еврейства, а Главная синагога города была построена. согласно древнему преданию, одним из военачальников библейского царя Давида.
источник: postskriptum.org
Община стала постепенно таять и терять свое влияние, а ее члены – уезжать в Израиль или нью-йоркский Бруклин, в 1948 году, когда еврейские здания и синагоги были атакованы погромщиками во время первой войны Израиля с арабами. (с) Postkrptum