![За три года дефицит бензина в России вырастет в 70 раз(ФАС предлагает покрывать нехватку топлива за счет госрезерва и поставок из Белоруссии)]()
К 2015 году дефицит бензина на внутреннем рынке России может вырасти в 70 раз по сравнению с прогнозом нынешнего года и достичь 3,7 млн т, следует из расчетов Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В 2013 году нехватка топлива российских производителей составит лишь 53,7 тыс. т, что при предполагаемом объеме потребления на уровне 32,5–33 млн т укладывается в статистическую погрешность. В следующем году показатель дефицита вырастет незначительно — до 184,5 тыс. т, поделился с «Известиями» обновленными расчетами высокопоставленный источник в ФАС. Пока российские НПЗ производят этого топлива больше, чем потребляется в стране.
Снижение производства топлива связано в первую очередь с корректировками, которые в прошлом году внесли 12 российских нефтяных компаний в свои четырехсторонние соглашения с ФАС, Росстехнадзором и Росстандартом. Прогнозы антимонопольщиков основанным на данных этих соглашений. Два года назад государство обязало НПЗ модернизировать производство и повышать класс произведенного топлива. Изменения в техрегламент были одобрены осенью 2011 года, тогда же нефтяники представили подробные планы модернизации НПЗ в 2011–2020 годах. С 1 января нынешнего года в России вводится запрет на продажу низкокачественного бензина стандарта «Евро-2», с 2015-го — «Евро-3», с 2016 года — «Евро-4».
По словам источника в ФАС, сейчас компании пересмотрели свои возможности по модернизации и внесли корректировки, снизив прогнозы производства более экологичных бензинов «Евро-5» в 2015 году с 38,6 млн т до 17,3 млн т. При этом планы по производству «Евро-4» через два года, напротив, увеличены — с 4,5 млн т до 17,5 млн т. В результате недопроизводство «легального» на тот момент топлива в России составит 8,2 млн т. Одновременно нефтяники пересмотрели планы производства «Евро-3» в 2015 году, увеличив их с 850 тыс. т до 2,1 млн т. Законодательство не запрещает вырабатывать низкокачественное топливо на экспорт. Так, в нынешнем году, по данным ФАС, НПЗ произведут почти 1 млн т бензина «Евро-2», запрещенного к тому моменту внутри страны.
Согласно откорректированному плану, недопроизводство бензина «Роснефтью» в 2015 году составит 6,3 млн т, что является самым большим показателем среди игроков рынка. Это составляет шестую часть годового потребления. В условиях корректировки прогнозов ФАС также отмечает вероятность невыполнения госкомпанией обязательств по запуску установки каталитического риформинга на Новокуйбышевском НПЗ в этом году. Пока строительно-монтажные работы выполнены здесь только на 56%. Впрочем, в «Роснефти» не разделяют опасений ФАС.
— В компании строго выполняют обязательства, взятые в рамках согласованного в 2012 году четырехстороннего соглашения, в том числе намерены это сделать и в части производства бензинов в 2015 году, — говорит представитель компании. — Модернизация проходит в соответствие с планом
проблема (1)