Комментарии участников:
какая нахуй дельная мысль? Нужно поднять уровень высшего образования, по закрывать говновузы, которые ничему не учат, усложнить аккредитацию для вузов, побороться с коррупцией, чтобы нормы сдачи экзаменов, аккредитаций работали. Это че блять за метод — все на заводы? А если молодой гражданин хочет учиться, у него талант, почему ему нужно на завод, где дедушка и бабушка работала?
Понабрали тугоумных лизоблюдов-колхозников в полпреды, мля…
Понабрали тугоумных лизоблюдов-колхозников в полпреды, мля…
1 из 100 молодых граждан открыто признается, что у него нет талантов и нет желания учиться. Никому не хочется работать токарем, всем хочется еще четыре года дурака повалять.
и что?
Я же написал выше, что нужно оставить только те вузы, где будут учить и придется учиться, а не дурака валять.
Я же написал выше, что нужно оставить только те вузы, где будут учить и придется учиться, а не дурака валять.
Правильно. Оставить три вуза на всю страну (МГУ, ЛГУ и НГУ), а все остальные переквалифицировать в ПТУ или закрыть нафиг.
Сделать конкурс в 2000 человек на место, принимать только на основе 5 устных экзаменов, принимаемых комиссией из трех экзаменаторов (дабы отсечь взятки — тройки образуются случайным образом, всем же не заплатишь). Никакие ЕГЭ не учитываются.
Сделать конкурс в 2000 человек на место, принимать только на основе 5 устных экзаменов, принимаемых комиссией из трех экзаменаторов (дабы отсечь взятки — тройки образуются случайным образом, всем же не заплатишь). Никакие ЕГЭ не учитываются.
если будет нормальное образование (без коррупции, еще бы, желательно, без ЕГЭ) — никто их спрашивать не будет, считают они, что у них есть талант или нет — сами отсеются… а пока вон «люди с гор» по результатам ЕГЭ будут обходить евреев в еврейских академиях… и учится на юриков, не имея на то должной предрасположенности, у нас и 146% процентов людей с высшим наберется))
Да и школы тоже улучшать надо. Чтобы везде были нормальные школы, а не в областном центре — хорошие, остальные — как получится.
кстати, в самую суть подметили. А ведь многие родители дегенераты на такой теме не дадут ребенку нормально учиться… На завод, мля
не забывайте только о том, что во многих городах России практически никакой работы, кроме как на заводах, нету.
и что? Обязательно в этом городе учиться и работать или граждане из этого города не должны получать высшее образование, потому что оно в этом городе не необходимо?
Нет, но все едут в Москву))
На самом деле в тех городах, где есть крупные предприятия, обычно есть ВУЗы, которые потребности этого предприятия в специалистах покрывают.
PS: Комментарии ниже про то, что образование необходимо для работы на заводе, мне нравятся больше.
На самом деле в тех городах, где есть крупные предприятия, обычно есть ВУЗы, которые потребности этого предприятия в специалистах покрывают.
PS: Комментарии ниже про то, что образование необходимо для работы на заводе, мне нравятся больше.
Формально он прав. А реально, если даже с простой секретарши, порой, требуют высшее образование?
А если на заводе стоит какой-нибудь станок с ЧПУ за 500 тысяч долларов, Игорь Холманских много ПТУ сможет снабдить такими станками, чтобы ребята учились?
Да и вообще неплохо бы разделить, сколько из этих 90% имеет нормальное высшее образование, а сколько «Высшего Международного Университета политики, экономики и прочей фигни».
А если на заводе стоит какой-нибудь станок с ЧПУ за 500 тысяч долларов, Игорь Холманских много ПТУ сможет снабдить такими станками, чтобы ребята учились?
Да и вообще неплохо бы разделить, сколько из этих 90% имеет нормальное высшее образование, а сколько «Высшего Международного Университета политики, экономики и прочей фигни».
неплохо бы разделить, сколько из этих 90% имеет нормальное высшее образованиеВот с этим я полностью согласен. А то напокупают корочек, а знаний — даже на среднее образование не тянет…
Он абсолютно не прав. И чего этого недоучку — недоумка вдруг стали цитировать, понятно. Инженер может токарем работать, а вот токарь инженером — никогда.
То есть инженер с купленным образованием — он и в Африке инженер и сможет выполнять обязанности инженера? По-моему, такой «инженер» даже токарем работать не сможет.
Неправильный подход. Так какая забота начальнику цеха, кто у него не будет токарем работать, юрист или балерина? Токарей не прибавится, если ВУЗы закрыть.
Формально он врёт. В 2005 году в России было 21% населения с высшим образованием. Для сравнения: в США, Норвегии, Израиле — по 30%, Нидерланды — 28, Исландия — 26 и т.д.
Цифра меня тоже смутила. Я так и понял, что это из серии «У нас каждый день из тюрьмы выпускают 300 тысяч педофилов».
Может формально он конечно и прав, но на мой взгляд — совсем это не его дело, говорить молодежи, что ей делать. Нашелся блядь мудрец
Иногда говорить не помешает. Был же у нас момент, когда все бросились учиться на юристов и экономистов, в итоге потом работу найти себе не могли.
их ребенок не получает высшее образование за деньги, а идет работать туда, где работали его бабушки, дедушкиКуда туда? Этого «туда» уже давно нет, во всяком случае на уровне целых предприятий и организаций, а «сюда» предполагает даже на рабочем месте у станка, сборочного конвейера и на стройке среднее(минимум) образование, учитывая те материалы и технологии, которые там используются. Те рабочие места, о которых говорит Хоманских — низкоквалифицированные, низкопроизводителные, низкотехнологичные, низкоинтеллектуальные — больше не нужны.
Рабочий должен иметь как минимум среднеспециальное образование, а его зарплата должна быть достаточно высокой, чтобы обеспечить уровень воспроизведения его рабочей силы(квартира, машина, платные образование и медицинская помощь для членов его семьи, высокооплачиваемый отпуск с выездом за границу), а иначе ему будет просто невыгодно работать в России.
Рабочие места
где работали его бабушки, дедушкинужно облагать непомерными налогами, как старые автомобили, с тем, чтобы их искоренить в ближайшие три-пять лет в ходе модернизации.
Неквалифицированный и низкопроизводительный труд в рамках ВТО будет неконкурентоспособен. Целые предприятия и отрасли, работающие с использолванием такого труда будут закрыфваться и уже начали закрываться(Ростсельмаш). Нет ничего более дорогого, чем дешёвая рабочая сила. Социальные расходы на её содержание больше не по силе государству, рабочая сила должна окупать саму себя, да ещё давать прибыль: C+V+M (Карл Маркс).
все верно, но полпред, когда говорил
работать туда, где работали его бабушки, дедушкине имел в виду именно те же самые рабочие места, а в целом, рабочие професии, которых в стране ацки не хватает.
«Те»
рабочие професии, которых в стране ацки не хватаеттоже больше не нужны, как и те здания, в которых они работали. Нужен пересмотр тарифно-квалификационных справочников с учетом новых специальностей. Это будут «синие», «серые и коричневые» воротнички, но уже нового формата, а не «принеси-подай-выйди вон». Не исключено появление множества российских детройтов. Но ничего не поделаешь, без этого в ВТО делать нечего. Напильники и молотки в таком числе больше не нужны, а новая продукция предполагает и новые специальности.
Неистово поддерживаю Вас.
Ну Вы же понимаете, у нас в государстве как заведено — ты вот давай щас впрягись, поднатужься, потерпи, а мы когда-нибудь восстановим (а посути — создадим новую, ибо старую уже не восстановить) инфраструктуру, дадим хорошую зарплату.
Только вот не будет этого.
Вообще по форме напоминает старые фильмы 30-х годов про все наши стройки, как люди работали. Тяжело, жутко тяжело, но тогда у них была идея. И уважение, действительно.
А сейчас, что осталось у представителей рабочих специальностей сейчас?
Ну Вы же понимаете, у нас в государстве как заведено — ты вот давай щас впрягись, поднатужься, потерпи, а мы когда-нибудь восстановим (а посути — создадим новую, ибо старую уже не восстановить) инфраструктуру, дадим хорошую зарплату.
Только вот не будет этого.
Вообще по форме напоминает старые фильмы 30-х годов про все наши стройки, как люди работали. Тяжело, жутко тяжело, но тогда у них была идея. И уважение, действительно.
А сейчас, что осталось у представителей рабочих специальностей сейчас?
Да ладно. Это нормально, когда на выпуск очередной подлодки приходится сварщиков по всей стране искать? Подлодку в ЧПУ не загонишь, корпус варят фактически теми же методами, что и 40 лет назад. Я думаю, что об этом — об оборонке — думают в первую очередь чиновники, когда агитируют молодежь в ПТУ. Нынешние старички вымрут (уже почти вымерли) — кто будет работать?
Я хочу, чтобы молодые ребята работали не только как мой племянник — по специальности каменщик+сварщик — электродами и горелкой, но чтобы у них были современные технологии сваривания металлов и роботы для выполнения особенно вредных и трудных операций.
В подводных лодках некоторые листы по 5см толщиной надо сваривать. Этому годами учатся, абы кто не справится. Там своих выращивают, а вот те уже по всей стране потом расходятся, где платят больше.
Пусть тот, кто хочет, получает высшее образование, если у него к этому есть возможности и/или способности.
А всякие бывшие замначальника цеха, грешным чудом запрыгнувшие на госслужбу, не должны, ИМХО, давать молодым сомнительные советы. Благо, часть молодежи читает Интернет и видит, кто такой этот Холманских.
А всякие бывшие замначальника цеха, грешным чудом запрыгнувшие на госслужбу, не должны, ИМХО, давать молодым сомнительные советы. Благо, часть молодежи читает Интернет и видит, кто такой этот Холманских.
Если бы достаточное большое количество молодежи реально получали образование в нормальных ВУЗ'ах, а не в бывших ПТУ, да не покупали корки, тогда полностью соглашусь с Вами
В чем-то он прав, но рабочая специальность должна обеспечивать человеку достойную жизнь — обучение детей, покупку квартиры в ипотеку, полноценный отдых и лечение.
Вспоминаю разговор со знакомым с авиазавода двигателей, который горестно рассказывал, как они токаря высокого разряда искали на весьма приличную зп — ппц, детектив хедхантинга.
Вспоминаю разговор со знакомым с авиазавода двигателей, который горестно рассказывал, как они токаря высокого разряда искали на весьма приличную зп — ппц, детектив хедхантинга.
и откуда эти Шандыбины берутся?.. на самом деле все это хрень… техника развивается, автоматика роботы конвееры через 20 лет нужно будет в 2 раза меньше людей на физическую работу… что он вообще несет… в америке даже хирурги за компами операции делают, машины мусор уберают, а нам быдлятина нужна для полного счастья…
Для экономики гораздо страшнее перекос в виде Холманских, Фурсенок и Тимченков, нежели простых людей с дипломами, пусть даже сомнительного качества. Иногда лучше жевать, чем говорить.
Министры решили проще. Цитата Фурсенко
Википедия
Нынешний министр не лучше.
«недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других»Источник

Нынешний министр не лучше.
1. Закрыть российские «ВУЗы», не входящие в мировую тысячу нах.
2. ЕГЭ отменить, ибо не планку поступления нужно понижать, а уровень школьного образования повышать в каждом ауле-деревне-аймаке-стойбище. Для этого —
3. Провести конкурс учителей по каждому предмету и году. В качестве премии — контракт на медийный курс. Получится сборник уроков по всем предметам за всю школьную программу от ЛУЧШИХ учителей. Обеспечить его доступность каждому ребенку школьного возраста (инет, носители, хоть в виде пачки бумаги).
4. Попам, любым попам, запретить не только какие-то «уроки», а приближаться к школе на расстояние не меньше, чем слышимость голоса (читай-таки, Конституцию) под страхом публчной кастрации и вырывания языка.
5. Тема «в любой инстинтут, только не в армию». Бюджетные места — только и без исключений после армии. Для девушек — год работы после школы по распределению. Для «бюджетников» — госраспределение и обязательная отработка 3-5 лет там, где нужно стране. ИМХО — справедливо, кто платит, тот вправе и музыку заказать. Альтернатива — платное высшее образование. При таком раскладе студенты заодно вытяснят урюков с рынка поденной работы. И в армию заглянут не только долбо#бы, что через пару лет решит проблему и дедовщины, и черножпских кланов, и прочего порождения недоумков в «непобедимой и легендарной».
2. ЕГЭ отменить, ибо не планку поступления нужно понижать, а уровень школьного образования повышать в каждом ауле-деревне-аймаке-стойбище. Для этого —
3. Провести конкурс учителей по каждому предмету и году. В качестве премии — контракт на медийный курс. Получится сборник уроков по всем предметам за всю школьную программу от ЛУЧШИХ учителей. Обеспечить его доступность каждому ребенку школьного возраста (инет, носители, хоть в виде пачки бумаги).
4. Попам, любым попам, запретить не только какие-то «уроки», а приближаться к школе на расстояние не меньше, чем слышимость голоса (читай-таки, Конституцию) под страхом публчной кастрации и вырывания языка.
5. Тема «в любой инстинтут, только не в армию». Бюджетные места — только и без исключений после армии. Для девушек — год работы после школы по распределению. Для «бюджетников» — госраспределение и обязательная отработка 3-5 лет там, где нужно стране. ИМХО — справедливо, кто платит, тот вправе и музыку заказать. Альтернатива — платное высшее образование. При таком раскладе студенты заодно вытяснят урюков с рынка поденной работы. И в армию заглянут не только долбо#бы, что через пару лет решит проблему и дедовщины, и черножпских кланов, и прочего порождения недоумков в «непобедимой и легендарной».
По 1-4 возражений нет, хотя 3 наивно и не решение поставленной задачи.
А вот 5, извините, х… та просто.
С какого будуна кредит в какой-либо форме (а бюджетное финансирование обучения такой же по сути кредит, как и финансирование вашей ипотеки), так вот с какого будуна за кредит надо расплачиваться пятилетним рабством?
Что за манера вечно людей в ярмо запрячь какое-нибудь. Все проще. Бюджетное обучение — кредит, в том числе с социальными целями обеспечения образования для талантливых, но малообеспеченных. Кредит — отдай. Хоть сразу за счет перекредита у работодателя или в банке, хоть в рассрочку. Но деньгами, блин, а не принудиловкой очередной.
А вот 5, извините, х… та просто.
С какого будуна кредит в какой-либо форме (а бюджетное финансирование обучения такой же по сути кредит, как и финансирование вашей ипотеки), так вот с какого будуна за кредит надо расплачиваться пятилетним рабством?
ИМХО — справедливо, кто платит, тот вправе и музыку заказатьЕсли мне банк начнет указывать, где я должен работать, чтобы закрывать платежи по его кредитной карте, то идет он нах.
Что за манера вечно людей в ярмо запрячь какое-нибудь. Все проще. Бюджетное обучение — кредит, в том числе с социальными целями обеспечения образования для талантливых, но малообеспеченных. Кредит — отдай. Хоть сразу за счет перекредита у работодателя или в банке, хоть в рассрочку. Но деньгами, блин, а не принудиловкой очередной.
студенты заодно вытяснят урюков с рынка поденной работы. И в армию заглянут не только долбо#бы, что через пару лет решит проблему и дедовщины, и черножпских кланов, и прочего порождения недоумковДа тоже чушь. Все эти проблемы прекрасно появились еще в советское время, и за пару лет не решаются, а это тут вообще ни при чем.
Бюджетное образование — не кабала и не ярмо, а оплата государством подготовки нужных государству специалистов. Госзаказ. И есть свобода выбора, подписаться под этим, или нет. Можно взять образовательный кредит и оплатить учебу со свободой выбора (в доступности таких кредитов и условиях их погашения тоже должнва быть ощутимо стимулирующая рука государства — отдельная тема).
А еще в вузах нужно оставить только фундаментальное образование. гуманитарку, очень-очень высокотехнологические специальности. А то, где нужно и руками, и головой отдать среднему специальному образованию (не путать техникум и ПТУ). Обязательно решить вопрос с оплатой и престижностью, чтобы техникум и ВУЗ не противопоставлялись, а рассматривались как разные и равноправные системы обучения.
А еще в вузах нужно оставить только фундаментальное образование. гуманитарку, очень-очень высокотехнологические специальности. А то, где нужно и руками, и головой отдать среднему специальному образованию (не путать техникум и ПТУ). Обязательно решить вопрос с оплатой и престижностью, чтобы техникум и ВУЗ не противопоставлялись, а рассматривались как разные и равноправные системы обучения.
Бюджетное образование — не кабала и не ярмоКабала и ярмо — принуждение человека несколько лет работать в выбранном какими-то посторонними чиновниками месте.
есть свобода выбора, подписаться под этим, или нетАга, вы еще скажите что в древности у людей был выбор, продаваться в холопство или в закуп, или нет.
Если государству нужно привлечь людей к каким-то видам деятельности, у него есть куча вполне рыночных способов по повышению привлекательности этой деятельности, вместо превращения людей в холопов. Подневольный труд все равно не эффективен, это уже не первый век как известно.
Обязательно решить вопрос с оплатой и престижностью, чтобы техникум и ВУЗ не противопоставлялись, а рассматривались как разные и равноправные системы обучения.Ага, и вообще за все хорошее, и пусть все будут богатыми и здоровыми. Как-нибудь.
Согласен. К тому же, человек не будет развиваться по своей специальности, привыкнет «работать для галочки»
Насчет пункта3: Отчего же наивно? Если вы посмотрите на Запад — то там просто бум удаленного обучения. Множество университетов (Стенфорд, например) выкладывают в Сеть интереснейшие курсы по своим предметам.
Думаю, лет через 20 университеты почти целиком уйдут в Сеть — т.е. ты учишься бесплатно (или очень дешево) через интернет, а вот уже за экзамены и диплом — приезжай, плати, сдавай экзамены. Заочное обучение на новом уровне!
Думаю, лет через 20 университеты почти целиком уйдут в Сеть — т.е. ты учишься бесплатно (или очень дешево) через интернет, а вот уже за экзамены и диплом — приезжай, плати, сдавай экзамены. Заочное обучение на новом уровне!
Наивно в том, что это, и именно это, вот прямо сейчас повысит уровень школьного образования.
Я не верю в заочное образование исключительно по материалам без преподавателя. Если бы это было эффективно, давно уже все вузы перешли бы на заочку, так гораздо проще.
Дистанционное обучение позволяет значительно расширить аудиторию, сокращая при этом расходы. Но если вы внимательно посмотрите на онлайн-обучение на западе, на которое вы ссылаетесь, то оно не является заочным, а включает большую долю интерактива.
Не так все просто. Иначе зачем, возьмите все тома курса Ландау-Лифшица, прочитайте — и вы готовый физик, вуаля.
Всему свое место. Использовать дистанционное обучение для упрощения инфраструктуры и сокращения расходов — да. Сводить образование к заочному натаскиванию — безусловно, нет.
Получится сборник уроков по всем предметам за всю школьную программу от ЛУЧШИХ учителей. Обеспечить его доступность каждому ребенку школьного возраста (инет, носители, хоть в виде пачки бумаги).Собственно, этим Минобр и пытается заниматься, выпуская этот «сборник» в виде учебников. Вы думаете, «лучшие учителя» учат по каким-то другим учебникам? Нет, они просто учат.
Я не верю в заочное образование исключительно по материалам без преподавателя. Если бы это было эффективно, давно уже все вузы перешли бы на заочку, так гораздо проще.
Дистанционное обучение позволяет значительно расширить аудиторию, сокращая при этом расходы. Но если вы внимательно посмотрите на онлайн-обучение на западе, на которое вы ссылаетесь, то оно не является заочным, а включает большую долю интерактива.
Не так все просто. Иначе зачем, возьмите все тома курса Ландау-Лифшица, прочитайте — и вы готовый физик, вуаля.
Всему свое место. Использовать дистанционное обучение для упрощения инфраструктуры и сокращения расходов — да. Сводить образование к заочному натаскиванию — безусловно, нет.
Так это нужно делать параллельно с другими активностями — я не настаиваю на том, что это silver bullet, но мне кажется, что мультимедийные курсы от лучших российских преподавателей пользовались бы успехом. Кстати — свободная ниша — в iTunesU нет ни одного курса на русском! :)
Насчет заочного образования — это огромный рынок как самого обучения, так и сопуствующих сервисов — думаю, когда там всерьез запахнет деньгами, все будет и очень быстро — и интерактив и прочие плюшки.
Насчет заочного образования — это огромный рынок как самого обучения, так и сопуствующих сервисов — думаю, когда там всерьез запахнет деньгами, все будет и очень быстро — и интерактив и прочие плюшки.
Ну, путня мозга лечению не поддается…
Кстати, о призыве продолжить рабочие династии. Династия должна развиваться — дед махал напильником, отец был станочником, сын должен двигаться дальше. А не возвращаться к напильнику и мемориальному отцовскому станку «ДИП».
Опять же, другое время, тругое производство другой продукции. А то «производство», о котором говорит этот клоун…
«Где трудятся в дыму
и производят дым,
ненужный никому,
ни мертвым, ни живым».
Кстати, о призыве продолжить рабочие династии. Династия должна развиваться — дед махал напильником, отец был станочником, сын должен двигаться дальше. А не возвращаться к напильнику и мемориальному отцовскому станку «ДИП».
Опять же, другое время, тругое производство другой продукции. А то «производство», о котором говорит этот клоун…
«Где трудятся в дыму
и производят дым,
ненужный никому,
ни мертвым, ни живым».
Какие 90% имеет высшее образование? Они имеют бумажку о высшем образовании, а образованы не лучше советского ПТУшника!
90% населения не могут иметь высшее образование.
Иначе получается, что дети рождаются сразу с дипломом.
Иначе получается, что дети рождаются сразу с дипломом.
платили бы на заводах, как в советские времена (ну по сегодняшним меркам от штук 30), я думаю, многие с радостью пошли бы на заводы (в регионах однозначно)… но получать по 10 тыс., в то время как клерки просиживая штаны (играя в косынку) получают полтосы это смешно! ни во дной стране до такого унизительного уровня не доводят рабочих, потому и производство, в частности, в германии работает дай боже — там не стыдно сказать, что работаешь на заводе… т.к. можешь себе позволить купить и машину и квартиру в ипотеку (сравнивать с нашей ипотекой не будем =) ).
Оператор станка с ЧПУ зарабатывает раза в два больше, чем клерк, имея при этом нормальные условия труда. За хорошими трактористами идет настоящая охота, есть достаточно специальностей, где нужно работать руками и они вполне оплачиваемые. Другое дело, человеку, закончившему вуз не хочется работать руками.
Вообще у нас настоящая инфляция образования. Если моя мама с дипломом техникума работает инженером, то теперь высшим образованием никого не удивить, чтобы выделиться нужно два-три образования или ученая степень. Если так пойдет, то через 5-7 лет будут грузчики-кандидаты наук.
Вообще у нас настоящая инфляция образования. Если моя мама с дипломом техникума работает инженером, то теперь высшим образованием никого не удивить, чтобы выделиться нужно два-три образования или ученая степень. Если так пойдет, то через 5-7 лет будут грузчики-кандидаты наук.
Я с уважением отношусь к древним философам. Например, Диоген говорил, что человеку для жизни мало надо и сам жил в яме (ну бочке, в зависимости от перевода). Коль уж Игорь Рюрикович бросает такие заявления, то пусть его дети для начала выбросят дипломы и пойдут мешки носить.
Погодите-ка… Так это тот самый человек-киянка-за-стабильность, которому Пу карьеру сделал?
Ну а что вы хотите от него? Чтоб он что-то другое сказал?
Мне вот одно интересно — его чада тоже уже в ПТУ или там техникуме учатся? Или таки теперь у папы баблосы появились, и можно в Англию поехать за высшим образованием?
И потом оттуда — обратно на родной завод к станку? Если вот так — то я поддерживаю.
Мужик, начни с своих детей! А потом уже другим советы давай.
Блин, аж бесит. Кухарка.
Ну а что вы хотите от него? Чтоб он что-то другое сказал?
Мне вот одно интересно — его чада тоже уже в ПТУ или там техникуме учатся? Или таки теперь у папы баблосы появились, и можно в Англию поехать за высшим образованием?
И потом оттуда — обратно на родной завод к станку? Если вот так — то я поддерживаю.
Мужик, начни с своих детей! А потом уже другим советы давай.
Блин, аж бесит. Кухарка.
Необходимо, чтобы родители понимали нормальность ситуации, когда их ребенок не получает высшее образование за деньги, а идет работать туда, где работали его бабушки, дедушки...А если, к примеру, мой дедушка сгнил от голода в 44-м в болотах под Ленинградом, а бабушка без какой-либо поддержки государства и без мужчины вытянула пятерых детей, младшему из которых ( моему папе) на момент начала войны было 2 года, прожила 90 лет, всю жизнь трудясь и торгуя продуктами, выращенными на своем огороде… И всем детям ( сама не научившись даже читать) дала высшее образование а некоторым и степени кандидатов наук… так я бы с удовольствием пошла по бабушкиным стопам: только землю, блин, отдайте народу, и не мешайте жить и работать, умники гребаные!.. Тоже мне, «полномочный представитель президента»… Небось, и дров-то наколоть не сможет…