«Мы должны были арестовать президента»

отметили
96
человек
в архиве
«Мы должны были арестовать президента»
20 июля 1998 года Бориса Ельцина должны были арестовать — власть в стране перешла бы к военным. За две недели до этого организатора заговора генерала Льва Рохлина нашли убитым на собственной даче. Через 13 лет после несостоявшегося переворота «РР» поговорил с участниками и свидетелями заговора и воссоздал картину предполагавшейся смены власти

—Я особо и не конспирировался, если честно. Думал, все «за». А кто мог быть против-то? В Кремлевский полк, блин, прямо через Спасскую башню с двумя чемоданами, полными затворов, перся, еле-еле закрывались — во-от такие чемоданы! — Отставной полковник Николай Баталов вскакивает со стула, разводит в стороны свои ручищи, и понимаешь: чемоданы действительно были огромные, и затворов в них действительно было много. А Кремлевскому полку они понадобились потому, что карабины у них без затворов, не боевые.

Сейчас Баталов работает директором «по общим вопросам» одного из химических заводов Волгоградской области. А в то время был сначала заместителем командира 8-го армейского корпуса, а потом возглавлял региональное отделение Движения в поддержку армии. И был допущен почти ко всем подробностям плана захвата власти. Говорить об этом он может совершенно свободно, потому что никакого уголовного дела по тем событиям не заведено, официально заговора как бы и не было. И что именно он проносил в своих чемоданах через Спасскую башню, уже никакому следователю не интересно.

— И вот, у меня эти чемоданы затворов, а у другого товарища куча патронов, — продолжает Баталов. — Прошли, оставили. Готовились… А оказались мы лохами кончеными! Конспираторы мы были никакие. На этом и погорели.

— К тому моменту за Рохлиным и его ближайшим окружением были установлены тотальная слежка и прослушивание — это вне всякого сомнения. То есть все знали, что он готовит… — рассказывал «РР» бывший командующий ВДВ генерал Владислав Ачалов, интервью с которым мы записали буквально за несколько недель до его неожиданной смерти.

Мятежный генерал

Лев Рохлин действительно готовил военный переворот. Это был, пожалуй, единственный за всю постсоветскую историю прецедент того, что можно было бы назвать «настоящим военным заговором». А если брать шире, то и за всю российскую историю после восстания декаб­ристов. Ведь за прошедшие с тех пор два века во всех революциях, переворотах, мятежах армия если и играла какую-то роль, то это была роль статиста.
Добавил u.nik.myopenid.com u.nik.myopenid.com 15 Октября 2011
Комментарии участников:
u.nik.myopenid.com
+3
u.nik.myopenid.com, 15 Октября 2011 , url
План переворота: армия

— Деталей, значит, хочешь, — задумчиво глядит на меня полковник Баталов.

Раннее утро, мы сидим в баре волгоградской гостиницы. Я напираю на то, что прошло почти полтора десятка лет, все сроки давности вышли, и о многом можно рассказывать открыто. Наконец полковник соглашается:

— Хорошо. Как вообще это мероприятие планировалось? Хотели силовой захват власти. Силовой! Вот даже разговора не было о каких-то там «протестных мероприя­тиях». Это так, несерьезно. Вот сюда, в центр Волгограда, на площадь Павших Борцов и площадь Возрождения, планировалось вывести силы корпуса.

— Буквально как декабристы на Сенатскую? — уточняю я.

— Верно. Но Ельцин здесь не имел тех сил, которые были в Санкт-Петербурге у Николая I, расстрелявшего восставших картечью. Кроме корпуса здесь вообще никаких сил не было. Ну, бригада внутренних войск в Калаче. Еще конвойный батальон. И остановить нас, если бы мы действительно вышли, было бы некому.

— А что дальше?

— После выступления корпуса происходит оповещение по другим армейским частям. Нас поддержали бы в самых разных местах. Всю схему я не знаю. Говорю за то, что знаю. Вот Кремлевский полк, полк охраны, он был пополам: часть командования за Рохлина, часть — за президента. Этот полк не смог бы нам помешать, хотя бы мы прямо в Кремль пришли. Главный запасной командный пункт вооруженных сил был просто куплен — дали деньги кому надо, хорошие бабки, и он говорит: «Все, в это время будет снята охрана. Я уйду, и вот вам связь со всем миром». А уж со страной — там и говорить не­чего, со всеми армейскими структурами. У нас два самолета транспортных, допустим, на Тихоокеанском флоте стояли, морпехи, два батальона, двое или трое суток на аэродроме прожили.

— Зачем? Чтобы лететь в Москву?

— Да! И то же самое на Черноморском флоте. В Севастополе стояла в готовности бригада морских пехотинцев. Естественно, Рязанское высшее училище ВДВ. Курсантам стажировку отменили. Они где-то на полигонах были, но к определенному моменту их вернули в Рязань. Потому что Рязань — это двести километров от Москвы. Училище было на сто процентов за нас. И договоренность была с руководством Таманской и Кантемировской дивизий, что они как минимум не выступают против нас.
u.nik.myopenid.com
+3
u.nik.myopenid.com, 15 Октября 2011 , url
План переворота: гражданка

— Это был добротный системный проект, отвечающий всем требованиям того, что в науке называется «системная инженерия проектов», — подводит научный базис под несостоявшийся переворот бывший советник Рохлина Петр Хомяков. — Есть классические работы на этот счет. Того же Дженкинса. Ядро проекта в данном случае — это силовые акции армии. А среда осуществления — массовые протестные акции, информационные акции, политическая поддержка на местах, экономическая поддержка. И даже внешняя поддержка. Исходя из этого, мы проанализировали товарные потоки в столице. И наличие мощных, активных стачкомов в населенных пунктах вдоль этих маршрутов. Планировалось, что накануне выступления армии стачечники якобы стихийно перекрывают трассы, по которым в Москву доставлялись некоторые товары, отсутствие которых вызвало бы социальную напряженность. Например, сигареты. Отсутствие курева накалило бы обстановку в Москве, шел бы рост негативных настроений.

— А откуда вам были известны все эти маршруты?

— Да из московской мэрии! Лужков был непосредственным участником проекта Рохлина. Кстати, в день убийства генерала на 11 часов утра была запланирована встреча Рохлина и Лужкова для уточнения некоторых деталей. Московские СМИ по команде Лужкова обвинили бы в табачном кризисе Кремль.

В команде Рохлина Хомяков отвечал за разработку механизмов социально-экономической поддержки армейских выступлений. Одновременно был политическим обозревателем РИА «Новости», а еще доктором технических наук, профессором Института системного анализа РАН. «РР» нашел его в Грузии: в 2006 году он присоединился к российской карликовой ультранационалистической организации «Северное братство», а после того как руководителя «Братства» Антона Мухачева арестовали, бежал на Украину, где просил политического убежища, а оттуда — в Грузию.

Параллельно с созданием товарного дефицита планировались массовые выступления.

— Все было расписано. Кто из какого региона за что отвечает после прибытия в Москву. Мосты, вокзалы, телеграфы. Парализовать работу аппарата несложно, — рассуждает Николай Баталов. — Пришли десять человек и выключили подстанцию — вот и все, нет связи. И остальное так же. Пришли, по телевизору объявили: «Ельцин низвергнут, отправлен на пенсию — вот его отречение». А чего? Ему паяльник в ж… — он бы точно подписал отречение. А ГКЧП — придурки, прости за выражение, которые тряслись и не знали, чего хотят. Мы-то четко знали, чего мы хотим и что надо делать. Тысяч пятнадцать — двадцать человек в один день в Москву бы приехали только из Волгограда. Этого было бы достаточно, чтобы парализовать деятельность всех властных институтов. Лично я должен был привезти полторы тысячи. У меня уже было расписано: кто поездами, кто автобусами.

— А откуда на это были деньги?

— Рохлин давал. Вот однажды говорит: «На 24 тысячи долларов — это на расходы, связанные с выдвижением народа». Хотя многие помогали от чистого сердца. Например, начальник железнодорожного депо, когда я к нему пришел просить помощи — переправить людей в Москву, — говорит: «Пару вагонов подцепим к пассажирскому поезду, набьешь туда народу». Автобусы стояли, рефрижераторы с продуктами. Директор одного из заводов мне говорил: «Вот стоит подключенный рефрижератор, забит полностью тушенкой. Это все от моего завода, все куплено. Второй рефрижератор — еда разная вам». А, допустим, мэр Волжского говорил: «Дам сорок автобусов». Ну, сорок не получилось — где-то штук пятнадцать автобусов он должен был дать. Евгений Ищенко у нас одно время мэром был, потом его посадили под надуманным предлогом. Я в 1998 году с ним встретился, говорю: «Надо немножко помочь — людей переодеть одинаково». Он на свои деньги купил, не знаю, тысяч пять комплектов обмундирования. Я ездил на машине — у меня восьмерка, жигуль — рекогносцировку маршрута проводил: где стоять, где заправляться. По дороге смотрел, где заправки, нефтебазы. Даже заготовил специальные расписки — что когда власть возьмем, деньги вернем — столько, на сколько солярки налили…

Откуда была финансовая поддержка у Льва Рохлина? Судя по всему, действительно от близких ему предприятий военно-промышленного комплекса, которые страдали тогда от сворачивания гособоронзаказа.

— Рохлин имел очень четкую программу поддержки производственного бизнеса, в разработке которой принимали участие я и мои коллеги из Института системного анализа РАН — я с ними активно консультировался, — рассказывает Петр Хомяков. — Так что бизнесмены-производственники поддерживали генерала и всячески тайно ему содействовали. Так, большинство забастовок того периода организовывали они сами, разумеется, не афишируя это, и согласовывали с генералом время и место этих забастовок. На майские праздники 1998 года прошла серия выступлений под флагами Движения в поддержку армии. Это был еще и зондаж армейской среды — как поддерживают мероприятия действующие офицеры разных частей, как относится к этому командование этих частей. Все было проверено. В итоге марш армейских частей на Москву был бы политически триумфальным. И каждый выдвинувшийся полк у Москвы развернулся бы в дивизию при поддержке колонн буквально сотен тысяч стачечников.
u.nik.myopenid.com
+2
u.nik.myopenid.com, 15 Октября 2011 , url
Комитет спасения России

Был ли у заговорщиков реальный план действий в случае победы? И да и нет. Но первые организационные шаги они себе представляли.

— С точки зрения политических реалий предполагался некий переходный период. Военно-революционная диктатура! — предельно откровенен Петр Хомяков. — Но Лев Яковлевич совершенно не хотел этот период затягивать. Планировался немедленный созыв Учредительного собрания. И потом полноценные конкурентные выборы. В том, что он и его команда совершенно честно эти выборы выиграли бы, сомнений не было и нет.

— В переходном правительстве должно было быть пять человек, — утверждает Николай Баталов. — Я военный, и для меня это сверхдемократично. Но кто эти пятеро — не знаю.

— Ну, Рохлин-то среди них должен был быть?

— Нет, нет, сто процентов! Он не хотел быть в верховной власти. Ни диктатором, ни правителем. Никем. Он инструмент, выполняет задачу — низвергает Ельцина и его клику.

А у власти становятся пять человек — Комитет спасения России. Все равны. Председателя нет. В регионах же через структуры ДПА создаются институты «смотрящих за властью». На них замыкаются и исполнительная власть, и законодательная, и армия, и милиция, и все остальное. Вот, допустим, я должен был быть таким «смотрящим» в Волгоградской области. Сразу же генерал-лейтенанта получил бы: своя власть! Захотел бы — генерал-полковника себе повесил. Так что было за что биться. Но это я так, образно.
Kobnet
+1
Kobnet, 15 Октября 2011 , url
А зачем статью-то дублировать? Люди грамотные, кто хочет — прочитает
u.nik.myopenid.com
+6
u.nik.myopenid.com, 15 Октября 2011 , url
Не всю.
Мало ли, может кому особо интересные места пообсуждать захочется. Все равно цитировать придется.
А вам места жалко?
LevM
+4
LevM, 15 Октября 2011 , url
Сочненько. Не знаю, правда-ли, но очень напоминает то что просочилось о путче.Правда, там было поболе политики.
djamix
+2
djamix, 15 Октября 2011 , url
Два чемодана с затворами и патронами… *сильно*. Зашли эдакие *герои* в казарму и давать всем затворы раздавать и по пачке патронов — вперед, орлы, беню арестовывать…
:-))))

Только ненормальный собирался устраивать путч с помощью президентского полка…
X86
-1
X86, 15 Октября 2011 , url
Только ненормальный собирался устраивать путч с помощью президентского полка…
)))))
Да и вообще, армия, выступающая\воюющая против президента — это бандиты. Не их задача оценивать политику, их задача — крепить оборону. Вернее, даже не так. Их задача: выполнять приказы командования.
godzila
+6
godzila, 15 Октября 2011 , url
Т.е. выполнять приказы. Помнится группа товарищей тоже ссылалась на то, что они только выполняли приказы. Это была достаточно негодная отмазка, особенно для тех, кого они загоняли в газовые камеры.
X86
-3
X86, 15 Октября 2011 , url
Задача армии — выполнять приказы. Иначе это не армия, а вооруженный сброд.
godzila
+15
godzila, 15 Октября 2011 , url
Уголовный кодекс рф с вами не согласен:

Статья 42. Исполнение приказа или распоряжения

2. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2.

Как и жители сожженных фашистами деревень (да, я драматизирую, но как без этого :) )

LevM
+7
LevM, 15 Октября 2011 , url
Ну очевидно как-бы что военный переворот — дело незаконное.
u.nik.myopenid.com
+14
u.nik.myopenid.com, 15 Октября 2011 , url
Уточним, неудавшийся военный переворот.
LevM
+9
LevM, 15 Октября 2011 , url
;-)
Да уж. немаловажная поправка.
X86
-1
X86, 15 Октября 2011 , url
Уточним, неудавшийся военный переворот.
На момент совершения переворота (деяния) переворот еще незаконен.
u.nik.myopenid.com
+4
u.nik.myopenid.com, 15 Октября 2011 , url
Законность любого деяния устанавливает суд.
X86
-1
X86, 15 Октября 2011 , url
Суд лишь подтверждает законность или незаконность в целях возникновения тех или иных юридических последствий. А законность — она либо есть, либо ее нет. Создает ее не суд.
u.nik.myopenid.com
+4
u.nik.myopenid.com, 15 Октября 2011 , url
Законность не существует «сама по себе», хотя бы потому что зависит от законов. Абстрактной законности не существует, суд ее не создает, а подтверждает на основании законов, которым он следует. Но только он имеет это полномочие.
X86
-1
X86, 15 Октября 2011 , url
Не узнаю юника, который тут недавно говорил про прямое действие Конституции и необходимость еще до суда не применять нормы, которые ей "«противоречат» :)

Ну да ладно, по теме: само по себе незаконное деяние на момент его совершения уже незаконно. Если я иду с пистолетом и знаю, что нельзя убивать людей, это не значит, что я должен убивать людей, а потом ждать решения суда, чтобы он подтвердил незаконность этого деяния. Закон действует и существует сам по себе, независимо от того, когда там будет суд и т.д. Суд потом может оценить. Но в момент совершения преступление уже является преступлением, как ни крути.
u.nik.myopenid.com
+2
u.nik.myopenid.com, 16 Октября 2011 , url
Одно другому не противоречит. Нельзя применять неконституционные нормы, также как нельзя хватать людей на улице без причины или убивать их. Но, как вы правильно заметили, для наступления юридических последствий необходим суд (нормальный суд, конечно, а не российский).
Однако абстрактной законности как таковой, вне существующих конституции и законов, не бывает, это что я имел в виду. А юридические последствия в момент переворота наступить еще не могут.
godzila
+17
godzila, 15 Октября 2011 , url
если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. […] когда длинный ряд злоупотреблений и насилий […] обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности.»

Декларация_независимости_США :)

LevM
+10
LevM, 15 Октября 2011 , url
А вот это точно попадает под закон об экстремизме
godzila
+6
godzila, 15 Октября 2011 , url
Совершенно согласен, надо бы как нибудь их призвать к ответу.
А вот это:
Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплат им жалования.
Он создавал множество новых должностей и присылал к нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать его средств к существованию.
Но это ведь про британские колонии? Нехороший король…
LevM
+11
LevM, 15 Октября 2011 , url
В Штатах сохранили несколько первых поселений и рассказывают как тогда жилось, как работала власть, налоги и суды. Я все не мог отделаться от ощущения что логики в той системе было гораздо больше чем можно ожидать и что американская революция явно не была спровоцирована беззаконием или там «верхи не могут, низы не хотят».
Они, кстати, честно говорят что свегли законную и вполне адекватную власть. Тем более, что колонисты были английскими гражданами. Банально не хотели платить английских налогов.
godzila
+7
godzila, 15 Октября 2011 , url
Победителей не судят, судят победители. А как было бы, если бы было бы — ну кто его знает.
u.nik.myopenid.com
+7
u.nik.myopenid.com, 15 Октября 2011 , url
Насколько я помню, изначально колонии не то что не собирались отделяться от короны, и даже не то что налогов платить не хотели, а просто просили место в парламенте для своих представителей, руководствуясь принципом — «No taxation without representation», то есть соглашались платить налоги, если в голосовании по ним будет участвовать их представитель.
Но метрополия надменно ответила, что менять установленное веками представительство в парламенте ради них никто не собирается. «И всё заверте...»
LevM
+5
LevM, 15 Октября 2011 , url
Ага, именно случайно отделились, несознательно. Великобритания с кемто-там воевала (наверняка с Францией) и нуждалась в деньгах. Американцы как граждане Великобритании сами собирали налоги и сами решали какую их часть переводить и как увеличивать. В руководстве (а-ля правительстве) Колоний были и назначеные королем бюрократы, но они не имели абсолютной власти. А денюжки нужны.
Поэтому, англичане провели серию законов которые обязывали американцев платить налоги в английскую казну. Там дела с таможенным сбором (чай, на пример импортировать можно было только через Англию), какие-то поборы с юристов — всякая такая фигня.Главное — именно в отношении американцев и именно обязывали. Ну, те и сказали — не твое, король, это право.

Соответсвенно, до Первой Мировой американцы не имели федерального налога. Но процесс который тогда начали англичане привел к всеобщему избирательному праву (соответственно, налогообложению) и вообще вмешательству государства во все что можно.

И вот это противоречие — личность vs государство — и есть суть разногласия между правыми и левыми в США. По сути, так с самого начала когда противостояние было между «следовать принципам английской демократии» и «следовать принципам французской демократии».
V.I.Baranov
+6
V.I.Baranov, 15 Октября 2011 , url
Рисовали на бумаге, но забыли… что не так уж и любимы народом генералы. Это ж каким инфантильным великоманом нужно быть чтобы верить в народную любовь к армии. Особенно тех кто отслужил действительную службу.
Одно слово генерал! У которого одна извилина от подполковничтей кепки и та рассосалась от таинственного воздействия генеральской папахи…
Так что… шашечкой надо было, шашечкой…
izdanie.name
+3
izdanie.name, 15 Октября 2011 , url
Добрый день!

Да запоздалая не-новость.

Не новость и то, что дельцы государственные плели заговор.

Таких и ещё менее состоятельных заговоров с 1993-го было
не мало. И Расею спасти и самим «по-рулить» ой-как хочется.

Что ж каждый в своём праве…

Вот только статья эта полна противоречий и даже несостыковок.

Кто бы нам помешал — у нас корпус, у «дурака-на-троне» только
бригада мвд в 70 км.

Потом оказывается вот эта-то бригада и блокирует штаб заговорщиков.

По высказыванием «участников» и «учёным комментариям» умника, якобы
очень сведующего в системном анализе, вырисовывается картинка
обыкновенной бестолковщины… У которой не было ни единого
шанса воплотится в «Военно-революционная диктатуру».

«Участники» кремлёвских хозяев за дураков держали да
сами много дурней оказались.

И вообще душок от сей статейки мало того, что псевдосенсационный,
а такой, знаете, похож на хвастовство после неудачной рыбалки,
превратившейся в попойку. «Ох, я бы подсёк этого красавца,
да он сорвался подлец...»

Уж не знаю, действительно ли, убили несостоявшегося спасителя
Расеи. Сам ли застрелился. Жена ли. Супружеское дело темное.
Может он и правда опасен стал, зарвался и «удила закусил»…

Но, даже этот факт в статейке прям лихо так преподнесли,
что ух… Ни единому слову верить не хочется.

С тем и умолкаю, ну их, с кровопролитными ихними прожектами.
aleksejtimofeev
+2
aleksejtimofeev, 15 Октября 2011 , url
Вообще это еще июльская статья, но за содержание проголосую…
u.nik.myopenid.com
+2
u.nik.myopenid.com, 15 Октября 2011 , url
Я проверил — еще не было.
Netto
+1
Netto, 16 Октября 2011 , url
Не новость, но пожалуй, лучшая обзорная статья, за последний месяц-два.
LevM
+6
LevM, 16 Октября 2011 , url
Вообще, странно. Первое впечатление что в России военные меняют власть — нонсенс. Но потом вспомнился приход к власти Хрущева (арест Берии Жуковым & со). А может это вполне так реально? Ведь пресловутые матросы в 1917м (или лучше — участие армейской элиты в гражданской войне), и заговор против Николая Второго с участием генералов, и даже декабристы.
rusinvent
+5
rusinvent, 16 Октября 2011 , url
Вы забыли свержение и убийство военными прямо в спальне царя Павла I. Эта тема была под запретом до 1905 года — ведь царь был на Руси «помазанник божий». Но в реальности, если военные были решительными, царей убирали легко. Так что переворот сделанный военными — в политической традиции России.
LevM
+2
LevM, 16 Октября 2011 , url
Не забыл — не знал.
u.nik.myopenid.com
+1
u.nik.myopenid.com, 16 Октября 2011 , url
Эта традиция в России закончилась в 1825, когда гвардия в последний раз попыталась распорядиться троном по-своему. Но государство к тому моменту уже достаточно выросло, окрепло и стало устойчивой системой, которой несколько десятков офицеров уже не могли вертеть по своему желанию. Эпоха переворотов прервалась почти на век, но и после того армия играла роль лишь вспомогательную, разве что не мешая политикам делить страну.
suare
0
suare, 16 Октября 2011 , url
Вот почему такой военный бюджет и жертва миристра финансов, посмевшего поставить это под сомнение? И «силовики» в таком количестве во власти. Жертвоприношение власти… Нет, это не Евразия, это скорее напоминает Америку до США или банановые республики. Осталось понять где метрополия?

источник: img0.liveinternet.ru
Woloh
0
Woloh, 16 Октября 2011 , url
Уже подвозят блестящие побрякушки…

источник: media.economist.com
oldpiu
+8
oldpiu, 16 Октября 2011 , url
Да… Это был последний Герой Отечества — Железный Лев — бесстрашный герой. Кстати… в одной книге… Полторанина прямым текстом говорится кто организовал убийство Рохлина… это некая личность, которая у нас сейчас именуется «национальным лидером»… Жаль что некому сейчас провести настоящее расследование этого подлого убийства
Falkor
+1
Falkor, 16 Октября 2011 , url
Ну, если копнуть под некую личность, то… Вряд ли Березовский сделал его презом, не повязав крепко. Что и позволяет ему сидеть в Лондоне при деньгах и пить беззаботно чаёк без привкуса полония.
Rjnkzhcrbq
+1
Rjnkzhcrbq, 16 Октября 2011 , url
Да если бы сейчас генеральная прокуратура просто захотела посадить нашего «национального лидера», то накопала бы уйму материала, но только как она захочет если её саму надо давно сажать?:)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать