Сегодня 100 лет со дня рождения Андрея Громыко, 28 лет возглавлявшего МИД СССР, которого на западе прозвали «Мистер Нет»

отметили
80
человек
в архиве
Сегодня 100 лет со дня рождения Андрея Громыко, 28 лет возглавлявшего МИД СССР, которого на западе прозвали «Мистер Нет»
то лет назад родился Андрей Андреевич Громыко. Глава советского МИДа был бескомпромиссен, когда дело касалось интересов страны — качество, на первый взгляд, чуждое дипломатии. Но именно твердость "Мистера Нет" помогла отвести угрозу совсем не холодной войны с идеологическим противником.

Если сложить все подписанные им международные соглашения одно на другое, получится стопка высотой с Монблан. Аккуратный автограф Андрея Громыко стоит на уставе ООН, Хельсинском акте, соглашениях по СНВ и нераспространению, на документах Ялты и Потсдама. Он буквально творил историю. Весь послевоенный миропорядок — во многом детище Громыко.

"Мирное сосуществование, широкое международное сотрудничество — вот основы советской внешней политики", — заявлял Андрей Громыко с трибуны Организации Объединенных Наций.

Белорусский мальчик из захолустной деревни Старые Громыки под Гомелем, получил образование экономиста и в тридцать лет неожиданно был направлен комиссией ЦК ВКП(б) на службу в наркомат иностранных дел. Глава советской дипломатии Молотов сказал о нем: "Он неопытный, но честный. Этот не подведет". И Громыко не подвел. Когда обсуждался устав ООН, американская делегация жестко выступила против права вето у великих держав. В воздухе запахло скандалом. Но Громыко сделал невозможное. Он переубедил Вашингтон. Советское правительство наградило его орденом Ленина, а американская пресса прозвищем "Мистер Нет". Помимо характера, для неуступчивости у него была и глубоко личная причина. Два брата Андрея Громыко не вернулись с войны, и он считал, что отвечает не только перед страной и руководством, но и перед их памятью.

"Мне запомнилась у него такая фраза, что когда я веду сложные переговоры, они как будто стоят у меня за спиной и говорят: "Не уступай, Андрей. Это не твое, это — наше общее", — вспоминает сын бывшего министра иностранных дел СССР Анатолий Громыко.

Западные коллеги сравнивали его с бормашиной. Настолько непреклонен и дотошен был Громыко на переговорах. Феноменальная память позволяла ему загонять в угол любых собеседников. И все это спокойно, вежливо и сухо. Почти без эмоций. Историю, когда ему пришлось молотить кулаками по столу в ООН в знак солидарности с генсеком Хрущевым, который стучал по столу ботинком, Громыко переживал как личный позор.

Сам он вспылил лишь однажды. Когда советские ВВС сбили странным образом попавший в наше воздушное пространство южнокорейский "Боинг", госсекретарь США Шульц, пытаясь представить Москву международным разбойником, захотел изменить повестку дня переговоров. Громыко ответил отказом. "Значит, говорить не о чем", — заявил Шульц. Реакция советского министра всех ошеломила.

"Он встал и через стол резко бросил ему в лицо: "Если вы не хотите говорить, значит беседы не будет". И Шульц сдался. Cразу сказал: "Нет, я хочу вести беседу". И беседа пошла по той теме, по которой хотел Громыко", — рассказывает переводчик Виктор Суходрев.
Добавил Vlad2000Plus Vlad2000Plus 18 Июля 2009
проблема (2)
Комментарии участников:
LevM
+10
LevM, 18 Июля 2009 , url
Обратите внимание, мужик был главой МИДа 28(!) лет к ряду.
Mopok
+3
Mopok, 18 Июля 2009 , url
Нисколько не умаляя значимости фигуры Громыко, скажу однако, что ему очень далеко по политическому долголетию до Анастаса Микояна
SKYnv
+5
SKYnv, 18 Июля 2009 , url
а должен был разрыдаться? ))
Mopok
+5
Mopok, 18 Июля 2009 , url
давно известно что политика и общечеловеческие ценности не особо совместимы, поэтому оценивать его позицию надо с точки зрения политической правильности, а в этом сомневаться не приходится — признавать что СССР чувствует за собой вину за то, что согласно всем правилам сбил самолет нарушивший государственную границу было бы проявлением политической слабости если не трусости.
Mopok
+6
Mopok, 18 Июля 2009 , url
согласно Википедии:
Боинг 747—230B (регистрационный номер HL7442), принадлежавший южнокорейской авиакомпании Korean Air, выполнял регулярный рейс по маршруту Нью-Йорк—Сеул. Самолёт вылетел из Нью-Йорка 31 августа, затем совершил посадку в Анкоридже для дозаправки. 1 сентября в 3:00 по местному времени (13:00 GMT) он взлетел из Анкориджа и взял курс на Сеул. На борту находилось 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Маршрут полёта должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, затем над Японией, огибая территорию СССР.

Однако почти с самого начала полёта самолёт начал отклоняться от намеченного маршрута к западу. Рейс был направлен прямо на радиомаяк Бетела (Bethel) и далее по маршруту R20. Вместо этого, самолет начал отклоняться от курса и прошел в 12 милях к северу от маяка Бетела.
При приближении к Камчатке, на его перехват были подняты шесть истребителей МиГ-23. Самолет перехватить не удалось, он покинул воздушное пространство СССР, продолжив полет над Охотским морем, истребители вернулись на базу. При пролете мимо радиомаяка Ниппи (Nippi; 4 часа после взлета), самолет отклонялся от курса уже на 185 миль, направляясь в сторону Сахалина.
Навстречу ему в 17:42 и 17:54 GMT были подняты два истребителя Су-15 с базы Долинск-Сокол. В 18:16 рейс 007 повторно вошел в воздушное пространство СССР над островом Сахалин. Максимальное отклонение от обычной трассы достигало 500 километров.

На территориях, над которыми пролетел Боинг, находились военные объекты, и полёты иностранных самолётов в этом районе были запрещены. Несколько раз предпринимались безуспешные попытки перехватить самолёт-нарушитель либо принудить его к посадке. В 18:26 GMT, по приказу с земли, один из истребителей Су-15 сбил лайнер ракетами. Самолёт упал недалеко от острова Монерон. Все находившиеся на его борту погибли.


Так вот, если самолет не удается принудить к посадке и если есть достаточная политическая воля — его сбивают, такова практика


а вот еще:
Существует мнение, что инцидент с Боингом является всего лишь частью крупной операции, проводившейся США в небе на восточных границах СССР. В книге «Сахалинский инцидент. Истинная миссия рейса KAL 007» исследователь Мишель Брюн обосновывает утверждение, что 1 сентября 1983 года воздушное пространство СССР нарушили и впоследствии были сбиты советскими силами ПВО как минимум девять самолётов. Там же утверждается, что южнокорейский Боинг-747 рейса KAL 007 на самом деле был сбит намного (примерно на 400 миль) южнее той точки, которая признана в официальной версии, и не советскими ВВС.
0662
0
0662, 18 Июля 2009 , url
Оказывается, единственный, кто был против ввода советских войск в Афганистан.
Evgeny_VK
+1
Evgeny_VK, 18 Июля 2009 , url
Очень грамотный человек был. Просто образец нашего дипломата. Остальным до него далеко.

Конечно, ушел из жизни рано, но я думаю, ему было бы очень и очень больно смотреть, что происходит со страной, за которую он так боролся на мировой дипломатической арене.
cosmosFM
0
cosmosFM, 19 Июля 2009 , url
Между прочим, именно Громыко двигал Горбачева! (об этом часто забывают)
Evgeny_VK
+1
Evgeny_VK, 19 Июля 2009 , url
Я думаю у него были на это какие-то причины. И вряд ли материального плана. Видимо, он считал, что нужны изменения. Так многие считали… но не факт, что изменения должны были быть такими. У нас как обычно — идея хорошая… а результат…
cosmosFM
0
cosmosFM, 20 Июля 2009 , url
—- Видимо, он считал, что нужны изменения
ну и где в этой схеме Горбачев?

Но с другой стороны, делая ставку на Горби, Громыко просто ошибся.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать