Папа предсказывал экономический кризис еще 23 года назад

отметили
46
человек
в архиве
Папа Бенедикт XVI, недавно напомнивший тем, кто впадает в панику из-за экономического кризиса, что "деньги — это тлен", предсказал кредитный кризис свыше 20 лет назад.

Напомнил предвидение понтифика итальянский министр финансов Джулио Тремонти. В своей речи в Университете Милана он отметил: "предсказание того, что расшатавшаяся экономика может рухнуть, подчиняясь своим собственным законам" содержится в документе, написанном по-английски нынешним Папой, который тогда был кардиналом Йозефом Ратцингером, и представленном на симпозиуме в Риме в 1985 году.

Документ под названием "Рыночная экономика и этика", написанный Ратцингером, который свыше двух десятилетий был советником Папы Иоанна Павла II по вопросам теологии, подверг критике представления либеральных экономистов, начиная с Адама Смита, о том, что "естественные законы рынка хороши по существу и обязательно приносят пользу".

По мысли будущего Папы, растущая нищета бедных стран, "которая свидетельствует об их бедственном положении в рыночной экономике", развенчивает эти заявления о добродетели, присущей рыночной экономике. Ущерб, наносимый рыночными игроками из-за их невысоких моральных качеств, может оказаться губительным для всей системы. "Отсутствие дисциплины" — моральной дисциплины, являющейся продуктом "глубоких религиозных убеждений" — "может привести к краху законов рынка", заявил он.

Тремонти недавно возвестил о своих антирыночных идеях. Задолго до нынешнего коллапса он совершал нападки на огрехи глобализации и требовал возвращения к таким традиционным ценностям, как вера в Бога, семья и родина.

Что же касается Папы Бенедикта XVI, то проблемы современного экономического порядка под углом зрения морали он затрагивал и будучи понтификом. В вышедшей год назад книге "Иисус из Назарета" Папа пишет: "Столкнувшись со злоупотреблением экономической мощью, с таким злом, как капитализм, который принижает человека до уровня потребителя, мы начали более отчетливо видеть опасности богатства. Мы по-новому понимаем, что имел в виду Иисус, предостерегая нас от богатства".
Добавил manny21 manny21 22 Ноября 2008
проблема (2)
Комментарии участников:
Kei
0
Kei, 22 Ноября 2008 , url
По мысли будущего Папы, растущая нищета бедных стран, "которая свидетельствует об их бедственном положении в рыночной экономике", развенчивает эти заявления о добродетели, присущей рыночной экономике.


Как процессу может быть присуща добродетель? Ох уж эти неолиберальные экономисты. Ну теперь ещё и Папа по ним прошёлся.
LevM
0
LevM, 22 Ноября 2008 , url
Вообще-то уже давно никто не утверждает что
естественные законы рынка хороши по существу и обязательно приносят пользу

Рыночные механизмы зарегулированы на столько что во многих случаях вообще перестали выполнять свою функцию.
Вместе с тем, есть множество научных работ показывающих что глобализация повышает благосостояние многих слаборазвитых стран в которые она приходит. Рост благосостояния во многих из них превышает его рост в развитых странах. Сравните страны Юго-Восточной Азии сегодня и 20 лет назад.
Есть, конечно и страны очень страдающие от глобализации (Восточная Европа и особенно Россия). К стати, и экспортеры глобализации часто от нее страдают (далеко не все работники в США — доктора наук). Так что ответ очень не однозначный. Для того чтобы ответить на этот вопрос для себя, ИМХО надо прочитать хоть несколько десятков научных работ и словами Священного Писания здесь не обойдешься.
Max Folder
+4
Max Folder, 22 Ноября 2008 , url
Без прочтения нескольких десятков научных работ и Священного Писания скажу — во всем важна мера: рюмка коньяку раз в неделю — наслаждение, бутылка водки раз в день — горе.
Так и в глобализации.
suare
+3
suare, 22 Ноября 2008 , url
Без прочтения нескольких десятков научных работ и Священного Писания

Пожалуй, все современные пути по данной теме (отношение христианской этики к капитализму) ведут к одному истоку- книге виднейшего немецкого социолога Макса Вебера (1884 — 1920) — «Протестантская этика и дух капитализма».

Он написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

Он определил радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.
Традиционный человек_______Современный протестант
Работает, чтобы жить_____________________Живет, чтобы работать
Профессия — бремя_______________________Профессия — форма существования
Простое производство____________________Расширенное производство
Не обманешь — не продашь________________Честность — лучшая гарантия
Основной вид деятельности — торговля___Основной вид деятельности — производство

Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: «ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность». Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга. Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах, «неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу?».


Современные отголоски дискуссии того времени слышны и сегодня по отношению к "православной этике"и в значительной степени оказывают влияние на идеологию правящего российского класса, крупнейшей политической партии "Единая Россия" и — персонально — на мировоззрение Второго и Третьего Президентов России:

Православная этика и дух «социального капитализма» Егор Холмогоров 30 апреля 2004 г.
Если проецировать основы «православной этики» на хозяйственную и социальную жизнь, то можно сказать, что её внедрение (точнее — восстановление) приведет в России к формированию постиндустриального социального капитализма.

Его «постиндустриальность» будет связана с тем, что индустриальная рациональность будет направлена не столько на материальное, сколько на духовное, когнитивное производство, являющееся доминирующей производственной сферой новой эпохи. Капиталистическое начало выражено в установке не на простое воспроизведение необходимых и достаточных жизненных условий, а на создание значительной прибавочной стоимости, получение прибыли, в процессе подобного производства. Социальное же начало задаваемое православной этикой предполагает направление значительной части произведенной прибавочной стоимости не на индивидуальное потребление (точнее – сверхпотребление), а на улучшение общих социальных условий, формирование более благоприятных условий спасения — и в виде обеспечения достойной жизни, и в развитие церковной «аппаратуры спасения». Подобное тройное целеполагание социально-экономической системы не только стимулирует, но и требует инновационного характера во всех областях человеческой деятельности, что прямо отклоняет упреки Православию в противодействии модернизации (точнее, в нашем случае, сверх-модернизации).

Россия не должна ставить перед собой задачу «модернизироваться», то есть перегнать Запад и усвоить парадигму «Нового времени». В рамках этой парадигмы достойного места ни для Православия, ни для России нет. Задача будущей России состоит совершенно в ином — русской цивилизации необходимо осуществить «сверх-модернизацию», то есть создать новую цивилизационную парадигму, привлекательную для других народов цивилизационную модель. На путях навязываемой нам «протестантской этики» это совершенно невозможно, а вот обращение к православному мировидению дает нам прочный фундамент для осуществления подобной сверх-модернизации. Россия не должна быть современной сегодня — тогда она отстанет завтра. Россия должна быть «современной» завтра и тогда она будет современной в вечности.



ДУХ РУССКОГО КАПИТАЛИЗМА И ПРОТЕСТАНТСКАЯ/ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА
В. А. Бачинин, профессор


Анализ отечественной модели отношений между религией и экономикой показывает, что в России:

• доминирование протестантской этики над этикой православной и этикой секулярной в обозримой исторической перспективе не предвидится. А это значит, что российские протестанты (их общее число в стране составляет около 1,5 млн.) не смогут существенно и масштабно помочь утверждению в стране духа цивилизованного капитализма;

• ожидать активного участия православной этики в деле цивилизованного реформирования российской экономики и вообще в социальном обустройстве России также не приходится. В стране, где деятельные носители норм православной нравственности, составляют менее 1% населения, трудно рассчитывать на союз православия и экономики;

Чтобы преодолеть то отчуждение, которое существует между современным православием и духом цивилизованного капитализма, необходимо вовлечь в православие многомиллионные массы, пребывающие вне его. Но современное театрально-декоративное православие помпезных праздничных обрядов вряд ли сможет справиться с этой задачей. Только пройдя через процесс основательного (кстати, давно уже назревшего) реформирования, это вероисповедание, с которым хотели бы идентифицировать себя миллионы носителей русского самосознания, сможет оказывать позитивное действенное влияние на российскую социально-экономическую реальность.


А что по этому поводу думают деятели РПЦ? Вот, например:
Диакон Андрей Кураев. Православие и дух капитализма. (интервью 30.08.05)

P.S. Насколько я понимаю,
Папа Бенедикт XVI в документе под названием "Рыночная экономика и этика", написанном им ещё как Ратцингером
, излагает отношение к капитализму со стороны католической этики, что позволяет, наконец, сравнить взгляды на современный капитализм всех трёх христианских конфессий. Прошу прощения за многословие.
Keel
+2
Keel, 22 Ноября 2008 , url
Рыночные механизмы зарегулированы на столько что во многих случаях вообще перестали выполнять свою функцию.

Например? Особенно, по сравнению, например с 70ми годами?

Вместе с тем, есть множество научных работ показывающих что глобализация повышает благосостояние многих слаборазвитых стран в которые она приходит. Рост благосостояния во многих из них превышает его рост в развитых странах. Сравните страны Юго-Восточной Азии сегодня и 20 лет назад.

Рост благосостояния в таких странах происходит только при условии обеспеченности внешним спросом. Мотором роста во всем мире был потребительский спрос в Америке. По разным цепочкам от этого потребления доставалось всем. Одна беда — чтобы поддерживать рост экономики, необходимо, чтобы и спрос рос теми же темпами.

И вот тут есть два фундоментально разных взгляда
1. Адам Смит, монетаристы — рынок саморегулируется и стремится к равновесию и нынешние проблемы от излишней регуляции (хотя эй, какие регуляции, если сравнить, например, с 70ми?)
2. Нынешний папа Римский, Карл Маркс :))) Кейнс — спрос всегда растет медленнее, чем предложение. До Кейнса это выражалось в кризисах перепроизводства раз в 20 лет. И фундамент нынешнего кризиса — там же. Все, что выше фундамента определяет только скорость с какой обрушится строение (а вопроса "обрушиться или нет" — не стоит вообще).

Ну и вот, исходя из подхода №2, каждый предлагает свои варианты выхода. Карл Маркс — социализм, Кейнс — стимулирование потребления (хотя это только оттягивает конец, всего лишь снижая скорость обрушения), Папа римский — мораль для капиталистов, т.е. не прибыль должна быть главной целью, а всеобщее благо (правда при таком подходе либерализм, как идеологическая основа капитализма, мягко скажем, пострадает). Папа зовет в религию, и это врядли сработает :) хотя, может он введет новый — экономический — аргумент для вовлечения в христианство :)))

Но основной вопрос остается — саморегулируется рынок или нет. И если да — откуда кризис?
LevM
+2
LevM, 22 Ноября 2008 , url
Рыночные механизмы зарегулированы на столько что во многих случаях вообще перестали выполнять свою функцию.

Два примера на скорую руку:
1. Рынок труда. Отсутствие свободного рынка труда (охранное законодательство, регуляция зарплат и креденциализм вызывают перекосы в обраозвании, скрытую безработицу, малую эффективность многих производстс). Социальные льготы породили целую прослойку населения сознательно паразитирующем на обществе и вообще выпавших из рынка труда. Я не говорю что надо делать и как должно быть (в большей своей части вмешательство в рынок труда имеет хорошие намерения), но в целом рынок перестал эффективно функцианировать (можно оспорить что этого и не нужно, но я говорю не о морали а о механизме).
2. Рынок политической силы (игра в демократию). Цель процесса — распределение политической силы (так-же как цель классической экономики — распределение ресурсов). За силу конкурируют множество агентов/игрков. По идее, система — рынок и должна распределить силу наиболее эффективным для общества способом. Европейскии демократии, строящиеся по французскому варианту ("человек — хочет добра") в принципе ближе к такому идеалу. Американская система ("человек зло и его надо ограничить") до смешного далека от такого идеала. Именно "благодаря" всем этим ограничениям.
Опять таки, я не хочу сказать что одна система лучше другой. Но как факт, чем дальше демократия от идей рынка, тем больше силы у меньшинств и меньше у большинства. Иногда до смешного. На пример, по средством Сената США, 16% населения страны могут "пересилить" остальные 84%. Это рынок?
LevM
+1
LevM, 22 Ноября 2008 , url
Извините, обойду тему с "почему некоторым странам глобализация хорошо а другим — плохо", про Маркса и Папу. Уж очень большие. Но ваш последний вопрос
Но основной вопрос остается — саморегулируется рынок или нет. И если да — откуда кризис?
в фокусе очень многих исследований экономистов вот уже лет 150. А то и больше.
В принципе, рынок не дает никаких гарантий отсутствию кризисов. Напротив, при разных условиях кризисы неизбежны (и происходят раз в десятилетие последнии 100 лет). Есть несколько подходов к изучению рынка и кризисов (от game theory, efficient market theory до microscopic simulations). Именно поэтому, правительства и стали вмешиваться регуляцией в свободный рынок: они пытаются его стабилизировать. Но, как вы указываете, имея принципиальные проблемы в капитализме бескризисная экономика (ИМХО) невозможна.
Паввел
+1
Паввел, 22 Ноября 2008 , url
Экономика развивается циклично. За ростом следует падения, или иначе кризис. Поэтому какой именно кризис предсказал папа большой вопрос. Да я могу сделать предсказание — в начале 2020-х годов тоже будет кризис.
Типок
+1
Типок, 22 Ноября 2008 , url
В Ватикане хранится толи свиток толи лист, с каким-то текстом. Только папа имеет право его читать. Каждый раз после своего избрания на пост новый папа прочитывает свиток, закрывает и кладет на место. Не известно, что в нем написано. На мой взгляд объяснение этому такое. Возможно там какое-нибудь пророчество. Папа открывает свиток, понимает, что текст адресован не ему и закрывает. Кстати был когда-то очень древний известный пророк (не помню имени).По его предсказаниям число пап конечно и равно оно не помню сколько. Главное то что по этому предсказанию после Бенедикта 16 будут еще 2 папы. Многие фанаты библии изотерики и прочего мракобесия из-за своего скудного умишки не придумали ничего более умного как связать это с концом света.
Max Folder
+3
Max Folder, 22 Ноября 2008 , url
В Ватикане хранится толи свиток толи лист, с каким-то текстом.

Наверное, это что-то типа "трех конвертов"
Увольняется руководитель проекта. И уходя, дает совет приемнику: "Вот тебе три конверта — первый, второй и третий. Как на работе станет полный абзац, открывай первый и читай совет. Поможет. Как опять дела пойдут хуже некуда — открывай второй, ну и на третий раз — третий". Приемник поблагодарил, положил конверты в стол, принялся за работу. Через несколько месяцев дедлайн, бюджет проекта не то что трещит, а разваливается, убытки и проч. и проч. Уже об увольнении думать пора. Вспомнил про конверты, открыл первый, читает: "Вали все на меня". И на ближайшем совещании свалил все беды на предшественника, что и дела он оставил хуже некуда, и вообще. Кризис так миновал. Через несколько месяцев опять дела хуже некуда. Открыл второй конверт, читает: "Внедряй новые технологии". И на совещании рассказал, что работают как в прошлом веке, пора внедрять автоматизированные системы и передовые методологии и т.д. и т.п. Поверили ему, денег дали, все хорошо. Через некоторое время кризис хуже двух предыдущих. Открывает манагер последний конверт, а в нем три слова: "Готовь три конверта".
LevM
+5
LevM, 22 Ноября 2008 , url
Ага, а еще есть анекдот про боцмана. Типа уходит старый морской волк-боцман на пенсию. Все в ужасе: как без такого опытного человека протянут. Пытаются на последок выдоить из него побольше информации. И тут кто-то спрашивает:
— А что напосано в той бумажке что вы читаете каждый раз перед началом маневра?
— "Нос — спереди, корма — сзади", отвечает боцман.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать