![Банкиры хотят использовать стабфонд]()
Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян предложил размещать бюджетные средства в коммерческих банках. Львиная доля стабилизационного фонда должна выступать как источник долгосрочных кредитов, считает он. Так же банкир предлагает поступить и с пенсионными накоплениями.
Идею Гарегин Тосунян озвучил на VII Всероссийском банковском форуме, который открылся в четверг в Нижнем Новгороде. Доказывая необходимость этого шага, он назвал вопрос кредитования на длительные сроки одной из «серьезнейших проблем» России.
В настоящее время только 11% кредитов выдано на срок более 5 лет, а более 60% кредитов – до 1 года. «Это очень неадекватно потребностям экономики», – считает Тосунян.
«Мы ставим вопрос о том, что бюджетные средства должны оборачиваться в банковской системе, – сказал он в связи с этим. – Львиная доля стабилизационного фонда должна выступать как источник долгосрочных кредитов».
Потребность в кредитах есть, подтверждают эксперты. «Для экономического рывка экономике действительно необходимы длинные деньги. И для этого можно использовать возможности государства», – соглашается директор Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова.
Однако предложение, поступившее от Тосуняна, несет в себе немалые риски для экономики. В первую очередь это – инфляция. «Стабфонд, помимо прочего, является стерилизатором избыточной рублевой ликвидности, – напоминает Матросова. – И если разместить его в банковском секторе, появится довольно существенный инфляционный навес».
«Если бы деньги хранились в коммерческих банках, то сдерживать укрепление рубля без инфляционных последствий было бы невозможно, – соглашается руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. – И тогда либо доллар бы упал гораздо ниже 20 рублей, может быть, до 15 рублей, либо была бы огромная инфляция».
Кроме того, стабфонд имеет другое предназначение. Это – фонд будущих поколений и компенсация выпадающих доходов бюджета.
Конечно, передача стабфонда в управление отечественным банкам позволит перестать кредитовать иностранные экономики и начать вкладывать в свою. Идеи применить стабфонд внутри страны уже возникали. В частности, глава счетной палаты Сергей Степашин предлагал вкладывать средства стабфонда в ценные бумаги российских предприятий, которые планируют крупные инфраструктурные проекты и для этого проводят допэмиссии акций. Но вариант не прошел: размер торгуемых российских акций и облигаций немногим отличается от размеров самого стабфонда.
А вот к идее пустить в экономику средства пенсионных накоплений, по мнению Гурвича, стоит прислушаться, поскольку это не грозит инфляционными рисками: «По своей природе эти деньги уже предназначены для инвестирования, так или иначе они размещаются и сейчас». Действительно, пенсионная реформа задумывалась не только как способ обеспечить граждан достойной пенсией, но и как инструмент получения длинных денег, в частности, для развития жилищного строительства. Однако на практике получилось, что большая часть денег вкладывается в государственные ценные бумаги. Поэтому понятно и мнение Елены Матросовой: «Размещение прочих фондов также влечет инфляционные осложнения». Кроме того, встает вопрос, в каких банках размещать. «В таком случае необходимо страховать возможные риски», – считает аналитик.
Впрочем, в мировой практике есть примеры успешного получения длинных денег от государства. В Японии правительство через ЦБ кредитовало приоритетные проекты, взяв на себя функции по контролю за целевым использованием средств, учету макроэкономической динамики и управления. «Но там совершенно другая банковская система. У нас будет трудно объяснить, почему мы даем деньги одним, а не другим», – говорит Матросова.
Добавил
Hagen 14 Октября 2006
проблема (5)