«Атаку века» помнят спустя годы

отметили
61
человек
в архиве
«Атаку века» помнят спустя годы
Сегодня — годовщина морской «атаки века». Ее автор — советский капитан Александр Маринеско — одна из самых неоднозначных фигур в истории военно-морского флота. Об обстоятельствах атаки спорят и сегодня. 30 января 1945 года Маринеско потопил огромный немецкий лайнер, на борту которого были несколько тысяч человек.

Поздней ночью 30 января 45-го в районе Данцигской бухты всплывает, отклонившись от своего маршрута, советская подлодка С-13. Вышедший на мостик капитан Александр Маринеско даже без бинокля видит вдали ярко освещенный силуэт огромного немецкого лайнера. Тут же отдается приказ — атаковать.

Три торпеды попадают в цель. Огромный транспорт затонул менее чем за час. На 60-метровую глубину вместе с почти всеми, кто был на борту — по официальным оценкам, 5 тысяч, по другим историческим выкладкам, более 9 тысяч человек — ушел огромный лайнер «Вильгельм Густлов».

Маринеско не знал, что уничтожил красу и гордость нацистского флота, его самый вместительный корабль, переоборудованный под учебную плавбазу немецких подводников. Позже это торпедирование назовут «атакой века» — за дерзость и за число погибших.

Споры о том, кто же Маринеско — герой или преступник, — не утихают до сих пор. Защитники командира С-13 настаивают: на «Густлове» была почти сотня экипажей для подлодок и десятки высокопоставленных военных, да и сам корабль шел под военным флагом. Критики обвиняют: большинство пассажиров — беженцы из Восточной Пруссии.
Добавил Koreps Koreps 30 Января 2008
Комментарии участников:
chapeau
+4
chapeau, 30 Января 2008 , url
Слава героям!
Lockman
+3
Lockman, 30 Января 2008 , url
Споры о том, кто же Маринеско — герой или преступник, — не утихают до сих пор.
В январе 1945 еще шла вторая мировая, и капитан поступал в соответствии с реалиями военного времени. Однозначно — герой!
Dr_UPS
0
Dr_UPS, 31 Января 2008 , url
после этой статьи я натолкнулся на статью и читаю сейчас воспоминания офицера Гейнца Шена, из книги «Гибель „Вильгельма Густлава"»
Теперь на борту находилось порядка 7-8 тысяч человек, но сколько их было точно, установить не удалось и по сей день. Лайнер был буквально набит битком, и каюты, и коридоры и проходы, были переполнены.
Моя вахта началась в 21.00. Все было тихо и спокойно. И вдруг, где-то в 21.10, раздались взрывы. Сначала я подумал, что мы наскочили на мины. Но позже узнал, что нас поразали торпеды, выпущенные советской подлодкой С-13, ей командовал Александр Маринеско. Тысячи людей впали в панику. Многие начали прыгать за борт, в ледяные воды Балтики. Сначала судно накренилось на правый борт, но затем выпрямилось, и в это время в лайнер попала еще одна торпеда, в район бака. Мы находились в районе побережья Штольпмюнде, Померания. Немедленно подали сигнал SОS и начали выпускать сигнальные ракеты.

Удар второй торпеды пришелся на участок судна, на котором размещался плавательный бассейн. Почти все девушки погибли, их буквально разорвало на куски. Я хотел было вернуться в свою каюту и взять несколько личных вещей, но это было уже невозможно. Тысячи людей рвались с нижних палуб наверх, подгоняемые снизу потоками воды.

Карабкаясь наверх, люди беспрерывно и страшно кричали и толкались, те, кто упал, были обречены, их затаптывали насмерть. Никто не мог помочь беспомощным — беременным женщинам и раненым солдатам. Толпы людей брали штурмом спасательные шлюпки, и речи не было о исполнении знаменитой заповеди “Женщины и дети — первыми!”. Никто никому не подчинялся, верх брали те, кто был физически сильнее. Многие шлюпки, покрытые льдом, не могли быть спущены вообще, а я наблюдал, как у ряда спускаемых шлюпок обрывался один из фалиней, и шлюпка вываливала всех находящихся в ней людей вниз в ледяной ад. Лайнер продолжал погружаться в воду носом, релинги бака были уже под водой, и спуск шлюпок стал еще более затруднительным.

Некоторое время я стоял на солнечной палубе, наблюдая этот кошмар. Некоторые семьи и отдельные люди, у которых было личное оружие, предпочли застрелиться, нежели погибнуть гораздо более мучительной смертью в ледяной воде и мраке. А тысячи других продолжали цепляться за лайнер, в то время, как он продолжал погружаться.

Наиболее детальные цифры о пассажирах "Густлова" таковы:

918 военных моряков, 373 из женской вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа (гражданских моряков) и 4.424 беженца. Всего 6.050. Кроме них, внесенных в списки, на борт "Густлова" удалось попасть еще до 2 тысяч беженцев. Всего было спасено 876 человек. Погибло 16 офицеров учебной дивизии подводных сил, 390 курсантов, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа, а также раненые военнослужащие. Таков военный урон, нанесенный потоплением "Густлова".
Что касается утонувших на "Штойбене" — то на нем действительно (как и написано в советских источниках) было более 3 тысяч солдат и офицеров — 2680 раненых и 100 здоровых военнослужащих, 270 медперсонала, а также 285 членов экипажа и около 900 беженцев. Всего было спасено 659 человек. Некоторые источники включают потопление "Штойбена" в первые строки списка крупнейших по числу жертв морских катастроф. Кстати, потопление "Густлова" всегда присутствует в таких списках — или на первом, или на втором месте по числу погибших за всю мировую историю мореплавания. Если на втором месте называют "Густлов", то тогда на первом месте называют или потопление "Гойи" (советской подводной лодкой Л-3 17 апреля 1945 года) — от 5 до 7 тысяч беженцев, или потопление лайнера "Кап Аркона" (британской авиацией 3 мая 1945 года), в результате которого утонуло 5 тысяч заключенных.
georgos
+1
georgos, 31 Января 2008 , url
своего рода прям "Титаник", только драма времен войны...
— по законам войны, все капитан верно сделал, другой вариант был бы неприемлем, (увидев вражеский корабль спокойно уплыть), капитана в таком случае потом просто бы растреляли, да и провести обратную параллель — если был бы советский корабль и немецкая подлодка — чтобы было, как вы думаете...
вообщем — война, есть война…


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать