Нелегкая доля украинок на фронте: их уже начали вылавливать на улицах
Женщин на Украине затягивают в мобилизационную воронку
На одном из участков в зоне боевых действий в Харьковской области, по данным российской разведки, украинские военные формируют специализированные женские подразделения для операций с БПЛА. Только вот женщинам в ВСУ приходится нелегко...

Источник РИА Новости сообщает, что процесс создания таких расчетов идет в 13-й бригаде Нацгвардии Украины, а их работу отмечали в лесопосадках у Липцов.
На Украине и без того последний год все чаще заходит речь о мобилизации женщин. Так, недавнее напоминание запорожского ТЦК о постановке на воинский учёт девушек с медицинским и фармацевтическим образованием многие восприняли как очередной «звоночек» к расширению мобилизации. Пока речь идёт лишь об учёте специалистов, но уже создаётся полноценная система контроля: учебные заведения и работодатели передают списки, после чего женщины обязаны явиться в ТЦК для оформления документов.
Однако некоторые девушки уже успели столкнуться с женской мобилизацией. 2 января украинку остановили за небольшое превышение скорости. Проверка показала, что она числится в розыске. После визита в ТЦК (аналог военкомата) и обновления данных через «Резерв+» её сняли с розыска, но возникла путаница с оплатой штрафа. Вскоре ситуация повторилась: уже другие полицейские, предъявив документ о розыске, полностью заблокировали её машину двумя патрулями. «Итоговая картина: пять полицейских у моего окна, включённые мигалки трёх патрульных авто. Финальная фраза звучит так: «Нам нужно доставить вас в ближайший ТЦК», — рассказала девушка. Всё это происходило с женщиной, которая по профессии является врачом.
Сами же призывы к мобилизации дам звучат уже. Стоит вспомнить заявление главы совета резервистов Сухопутных войск ВСУ Иван Тимочко о том, что женщины должны не «прятаться за спинами мужчин», а служить в армии. По его мнению, девушек можно занять работой бухгалтерами, юристами, журналистами.
Однако массового наплыва женщин в армию не происходит. На 2025 год лишь каждая десятый военнослужащий ВСУ — женщина (всего 68 тыс. человек). Их служба чаще всего связана с традиционными «нестроевыми» ролями: бухгалтерский учет, медицина, снабжение, правовая и психологическая поддержка.
Непосредственно в зоне боевых действий служат около 5 тысяч женщин. Известность получило, например, такое формирование, как «Ведьмы Бучи». Как сообщают СМИ, в них идут женщины самых разных гражданских профессий — от врачей до домохозяек. Их мотивацию передает фраза одной из участниц: «Хватит уже дома на кухне сидеть. Можно взять оружие и прийти защищать кусочек нашей земли».
Некоторые из привлеченных женщин занимают даже руководящие должности. Правда, на это есть весьма прагматичное обоснование. Как сообщила советник Генштаба по гендерным вопросам Оксана Григорьева, за два года доля женщин-офицеров выросла с 4% до 21%. Однако в ВСУ все еще нет женщин-генералов. Как подчеркивают эксперты, речь идет не о некоем гендерном равенстве. Все просто: женщинами «затыкают» дефицит мужчин.
Несмотря на публичные заявления о службе женщин в ВСУ, на практике многие сталкиваются с проблемой домогательств. Как сообщает одно из польских изданий, девушки нередко подвергаются унижениям и сексуализированным домогательствам. «Я не была готова к тому, что тебя могут трогать, унижать или заявлять, что ты «должна быть чьей-то»», — приводит издание слова военнослужащей-медика.
А координатор николаевского подполья Сергей Лебедев рассказывал, что на передовой имеют место случаи сексуального насилия в отношении мобилизованных выпускниц Харьковского медицинского университета.
Как заявил Лебедев, часть мобилизованных женщин остаётся в тылу, однако тех, кто попадает на линию фронта, ожидают серьёзные риски. По его словам, некоторые военнослужащие, считая, что «живут последний день», прибегают к насилию. Лебедев также утверждает, что некоторые женщины становятся сожительницами офицеров для защиты, но после ранения командира могут подвергаться мести со стороны рядовых.
