Подростка-отличника, обманом завербованного для совершения теракта, признали жертвой психической атаки
Подросток, устроивший диверсию по приказу мошенников, признан жертвой психической атаки
Громкое дело московского школьника-отличника, который под влиянием мошенников поджег релейный шкаф, близится к развязке. Судебная экспертиза признала, что Данил — отличник, олимпиадник, участник патриотических конкурсов — действительно подвергся сильнейшему психологическому воздействию. Эксперты подтвердили, что ребенок был полностью убежден, что помогает российским правоохранительным органам. Одновременно РЖД посчитала ущерб, который причинил школьник, — почти 8 миллионов рублей. Родителям мальчика придется выплатить всю эту сумму до копейки. После этого, хотелось бы надеяться, уголовное дело закроют. И это было бы «соломоново решение». С одной стороны, меч правосудия не отсек бы голову талантливому мальчику, главная вина которого в излишнем доверии взрослым. С другой — родители в буквальном смысле дорого заплатят за свою невнимательность и «ошибки воспитания».

Напомню эту историю, о которой подробно писал «МК». Учащийся одной из московский школ Данил был задержан после того, как попытался взорвать релейный шкаф. Как оказалось, 14-летнему мальчику позвонили мошенники, представившиеся специалистами Минобрнауки, и предложили зарегистрироваться для участия в олимпиаде. После этого его аккаунт и аккаунт родителей на «Госуслугах» взломали, и деньги родителей якобы перевели на счет террористов. Позвонивший по видео «сотрудник спецслужб» пообещал Дане спасти его семью от тюрьмы. Подросток выполнял все указания людей по ту сторону экрана: вынес из дома деньги, передал их для «декларации в Росфинмониторинг» и совершил преступление, «чтобы выманить террористов и мошенников», оказав тем самым помощь «спецслужбам».
Мама забила тревогу, когда школьник среди ночи исчез. Позвонившие уже ей на телефон преступники сообщили, что он якобы у них и если она не соберет нужную сумму, то сына вернут ей по частям. В действительности Даня был в лесу, куда ушел ночью по приказу «сотрудников спецслужб». Мама обнаружила его местонахождение благодаря специальному приложению, сообщила настоящим полицейским. Из леса его вывели обессиленным и в неадекватном состоянии, вызванном тем, что преступники не давали ему спать в течение нескольких суток, направляя на «задания» (слава богу, в процессе их выполнения никто не был травмирован).
Правоохранители изначально не хотели рассматривать версию, что мальчик нарушил закон неосознанно, из патриотических убеждений, поскольку помогал «ловить злодеев». Переписку Дани с мошенниками, аудиозапись общения с ними мамы следователи долгое время не изучали и не приобщали к материалам дела. Мальчик провел в СИЗО 11 месяцев, ему вменили страшную статью УК и внесли с список террористов и экстремистов. За подростка заступились учителя, одноклассники, соседи и просто неравнодушные люди. В редакцию присылали письма и даже стихи в его защиту. Но следствие, кажется, до последнего видело в поступках подростка мотив нанесения вреда государству и обществу. И вот комплексная судебно-психиатрическая экспертиза, которую провели в Центре им. Сербского, поставила точку.
Цитирую выводы экспертов: «Некритично воспринимал их (мошенников. – Прим. автора) указания относительно совершения инкриминируемых ему действий как единственно возможный выход из созданной ими вымышленной трудной для него ситуации и как приказы компетентных государственных органов совершить социально ободряемые поступки». И вот окончательный вердикт: «Понимал деструктивный характер своих действий, однако искаженно оценивал их социальное значение, считая, что их совершение помогает правоохранительным органам в борьбе с преступностью и приносит пользу обществу».

Судя по этим формулировкам, действия Дани подпадают под часть 3 статьи 20 УК РФ. Именно в ней сказано: если даже несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, то он не подлежит ей в одном случае: «Вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Так вот, экспертиза установила признаки незрелости, инфантилизм, нарушение способности к прогнозированию и т.д.
— При этом имейте в виду, что формальные интеллектуальные способности (отличник, победитель олимпиад) могут легко сочетаться с незрелостью, наивностью, внушаемостью и так далее, — говорит судебный эксперт Виктор Гульдан. — И если признаки выявлены, то подросток перестает быть субъектом и освобождается от уголовной ответственности.
В обществе хватает и тех, кто считает: пусть несет наказание, чтоб другим неповадно было. Но, во-первых, так можно договорится до того, что нужно тестировать на инфантилизм и внушаемость всех детей и посадить за решетку тех, кто окажется «слабым звеном». Во-вторых, это попытка взрослых снять с себя ответственность за того, что произошло. А кто, если не государство и общество, виноваты в том, что вовремя не предупредили, не уберегли?! В-третьих, выплата огромного ущерба — лучшая профилактика. Родители Дани – люди небогатые, для них 7 996 573 рубля – запредельная сумма. Но другим мамам и папам это хороший урок: если вы будете невнимательными к ребенку, если не рассказываете ему о том, что существуют не только добрые и хорошие, но и плохие люди, то рискуете рассчитываться за это рублем долгие годы.
С одной стороны, меч правосудия не отсек бы голову талантливому мальчику, главная вина которого в излишнем доверии взрослым. С другой — родители в буквальном смысле дорого заплатят за свою невнимательность и «ошибки воспитания».
Есть ещё и третья сторона — Государство Российское в лице законодательной и исполнительной властей, которое не разрабатывает и не принимает соответствующие законы и не отдаёт приказ ВС РФ разбомбить в прах эти украинские колцентры, обмана, провокаций и лжи.
Как только такие украинские колцентры станут приоритетом для ударов, как цели и военной, и энергетической инфраструктуры, то интенсивность психических атак из украинских колцентров упадёт в разы.
Работа в украинских колцентрах станет чрезвычайно опасной.

