Кедми оценил угрозы Трампа ударить по Ирану как авантюру без военных возможностей
Во вторник, 13 января, президент США встретится с членами администрации и главами дипломатического и военного ведомств для обсуждения мер воздействия на власти Ирана. Эти меры, как рассчитывают в Вашингтоне, заставят аятолл не отвечать с привычной жесткостью на выступления оппозиции. Как сообщают американские газеты, речь идет о применении «секретного кибероружия» против иранских военных и гражданских объектов..
![]()
Но уже накануне Дональд Трап сообщил журналистам, что при определенных условиях США нанесут «не виданные ранее» удары по Ирану.
При этом известно, что Пентагон пока не перебрасывал дополнительные силы к границам Ирана для подготовки к потенциальным военным ударам.
То есть открытым остается вопрос, чем Трамп сможет подкрепить свои угрозы. Мы спросили у Якова Кедми, в прошлом государственного деятеля, дипломата, сможет ли американский президент, широко размахнувшись, нанести соответствующий замаху удар, и что получится, если удара не последует вовсе.
— Если Трамп выполнит свою угрозу нанести удар «небывалой силы» по Ирану, к чему это приведет, это изменит ситуацию в Иране?
— Важно понимать, если это будет, какой это будет удар? У США нет необходимых войск на Ближнем Востоке для быстрой высадки. Реально у них есть возможность нанести только авиационный удар.
Но какой ущерб в таком случае они смогут нанести? Насколько это все будет эффективно? Они, насколько я понимаю, могут бомбить два вида объектов: базы, где находится республиканская гвардия и базы, где находится Басидж, то есть народная милиция, которая занимается разгоном демонстраций.
Американцы могут, как они делали в Югославии, бомбить также стратегические объекты, или места, где находятся представители власти. Но только это вряд ли подействует на иранские правящие группы, заставит их уйти. Они будут упираться, насколько могут. Для них это вопрос жизни и смерти. Я не знаю примеров, когда бы авиация могла решить такие проблемы.
Для представителей власти в Тегеране это вопрос жизни и смерти, нужно принять во внимание, что они будут воевать до конца. Бомбардировки не могут решить проблему смены власти, а это основная цель Трампа.
И это обязательно придется учитывать. Военные объясняют Трампу, что у США нет сегодня сил атаковать Иран в рамках наземной операции. Для наземной операции в Ираке в свое время американцы копили войска полгода. Вряд ли у США сегодня есть возможность мобилизовать такое количество сил. Сегодня речь может идти только об авантюре или угрозе.
— То есть может получиться, что Трамп, выступив с угрозой, ее не исполнит. И?
— Это подорвёт и его авторитет и авторитет страны, вот и всё. Он говорит много вещей, он часто угрожает. Но потом оказывается, что он немножко переоценил свои силы, или он немножко переоценил страх противника.
Вот он угрожает: введу войска в Мексику. Он понимает, что за государство Мексика, и что значит послать туда американскую армию? Он действительно может решиться, потому что предела глупости и безответственности у политических руководителей на Западе и в Соединённых Штатах нет, но приведёт ли это желаемым результатам — большой вопрос.
— А если Трамп, поугрожав Ирану военной силой, изберет мягкий путь поддержки оппозиции и попробует организовать революцию, это сработает?
— Больше, чем сегодня, он ничего сделать не может. У Соединённых Штатов нет большой агентуры в Иране, нет инфраструктуры, оперативной агентуры, которая может принимать участие в военных действиях.
А с другой стороны имеется вот что: Стражи исламской Революции — 200 тысяч человек, иранская армия — 400 тысяч человек. Милицейское формирование Басидж — 2 миллиона человек и еще 10 миллионов в запасе. Это огромная сила, воевать с которой нужны тоже большие силы, большие средства, базы, которые будут снабжать и т.д. Сколько надо человек, чтобы разогнать демонстрацию в 2−3 тысячи человек в каком-то городе? Одна рота гвардии, которая легко разгонит их всех.
Чтобы решить проблему с властью в Иране надо применить намного больше силы. И надо было делать это раньше, а не выжидать и надеяться на то, что они одумаются и с ними можно договориться.
— То есть получается, что из всех направлений, по которым сейчас решил наступать Трамп — Гренландия, там и Куба, иранское направление наименее перспективное с точки зрения каких-то перемен?
— С точки зрения военной силы здесь ресурсов сегодня нет. Для того, чтобы высадиться в Мексике, у американцев сил достаточно, они рядом. Правда, это будет очень жестокая война. С кубинцами все тоже непросто. Но это возможно.