t.me/georgy_ma/650
«Строй, детка, строй!»
Итак, ЦБ можно понять. Его основная задача, подтвержденная Президентом, это инфляция.
С одной возможность наращивать гос долг есть только через рублевые инструменты. Денежная масса М2 растет и на 1 декабря 2025 года М2 составила 124,9 трлн руб. То есть где-то 62-64% от ВВП (на номинальный ВВП России за 2024 год составил около 171 трлн рублей).
Боится ЦБ денежной массы, по этому всеми силами загоняет ее в депозиты и душит ставкой спрос, так как боится дефицитного сальдо платежного баланса.
Действительно, экспорт российской продукции затруднен, санкции влияют как на стоимость экспорта нефти, о чем много где написано, так и не не нефтегазовый экспорт.
По данным ЦБ, в 3 квартале 2025 года объём экспорта товаров сократился на 1% год к году. Но прогнозы 4 квартала еще менее радужные, так как 22 октября США ввели новый пакет санкций против российского нефтяного экспорта.
Импорт товаров в 3 квартале 2025 года сократился на 5%.
Положительное сальдо счёта текущих операций РФ в 3 квартале 2025 составило 8,2 млрд USD. Профицит торгового баланса увеличился до 33,8 млрд долларов США, но при этом дефицит баланса услуг вырос до 15,4 млрд USD.
ЦБ делает все, чтобы не допустить даже намеков на турецкий сценарий, мотивация очень логичная. Однако его действия — это как антибиотик, чтобы убить вирус, гробится в целом организм, и, если переборщить, можно окончательно угробить.
Что же делать?
А давайте ответим себе на вопрос, почему же в Китае, у которого М2 за 2024 год выше 230% от ВВП, а совокупный долг еще в 2022 превысил 300% от ВВП, годовая инфляция за ноябрь 2025 года составила всего 0,7%?
Скажете, все дело в рекордном профиците платежного баланса, который за 11 мес 2025, который составил рекордные 1,08 трлн USD? Да, это стабилизирует совокупный долг, но не влияет на инфляцию напрямую.
Основная причина в том, что в потребительской корзине китайца прямой импорт составляет менее 3-5%, а косвенный импорт как составная себестоимости не превышает 20% в рамках уровней локализации.
Иными словами китайцы покупают только китайские товары созданные из китайских компонентов в основном на китайских станках из в большей степени китайского сырья.
Как это применимо к нам?
Чтобы обеспечить экономический рост, не разгоняя инфляцию, нужно как-то сделать так, чтобы импорт не рос и остался на прежних уровнях, а весь спрос в экономике был сфокусирован на отраслях с максимальной локализацией и максимальным мультипликатором.
Отраслью с самым высоким уровнем локализации и с самым высоким мультипликатором ВВП является «Строительство» (если исключить атомную энергетику и авиастроение).
Доля строительной отрасли в ВВП в 2024 году составила 4%.
Однако, строительство — это еще и производство строительных и отделочных материалов, производство металлоконструкций, кровли, инженерных систем и материалов.
Гражданское строительство — это весь рынок DIY, это мебель, бытовая техника, декор и все товары для дома, которыми обставляют новые квартиры. Это малый бизнес, который открывается на 1х этажах новых ЖК.
Любые новые российские заводы, которые после запуска начинают производить российскую технику, сначала это тоже строительство.
Мосты и дороги — это тоже строительство, вокруг которых опять же возникают магазины, кафе, заправки, а потом предприятия, заводы и ЖК.
Любая новая экономика сначала это строительство.
Так что, 4% от ВВП, это только то, что напрямую записано в эту отрасль официальной статистикой.
При этом уровень локализации строительных и отделочных материалов к 2025 году достиг 72%, в инженерных системах превысил 60%. По прогнозам в 2026 году будет достигнут уровень в 80% по локализации.
t.me/georgy_ma/651
«Строй, детка, строй!»
Марат Хуснуллин в феврале 2025 года дал такие оценки общему вкладу стройки в экономику:
«По итогу 2023 года вклад (стройки в ВВП) достиг 22 триллиона, или 14%. По итогу 2024 года он будет точно не меньше. Мы ждем сейчас пересчет, он будет выше. Объем налоговых поступлений около 7 трлн рублей, или почти 13% всех налогов нашей страны".
По острожной оценке г-на Хуснуллина мультипликатор отрасли 3,5. Однако, например, по расчету Института
экономики и организации промышленного производства СО РАН мультипликатор 4,94. В целом разброс оценок от экономистов составляет от 4 до 7.
То есть по факту 4% стройки превращаются в 16%-25% общего вклада в ВВП. Соответственно, снижение строительной отрасли на 10% превращается в снижение ВВП на чрезвычайные 1,5%-2,5%! Аналогичный эффект и от роста.
Теперь посмотрим, что случилось в строительстве за 2025 год.
По итогам 11 месяцев 2025 число проданных в России первичных квартир и апартаментов снизилось за год на 6,3%, а за два года — на 15%. И это шикарный результат в условиях фронтального падения ипотечного кредитования.
Однако колличество новых разрешений на строительство снизилось в 2025 году на 22%. Нет разрешений на строительство — нет строек, нет строек, нет производства огромного кол-ва других производимых в России товаров и услуг.
«Технониколь» лидер индустрии кровельных материалов по итогам 2025 года прогнозирует снижение выручки на 10% и официально бюджетирует в 2026 повторение 2025, но это официальный и очень оптимистичный прогноз.
Рынок панельных радиаторов, который на 80% представлен каналом первичных продаж в новостройки упал в 2025 году по различным оценкам на 18-25%, и дело не только в снижении кол-ва новых проектов, но и в заморозке текущих.
Рынок DIY, как косвенное подтверждение разворачивающего падения стройки, снизился в 2025 году по оптимистичным оценкам на 6,5%, а по пессимистичным на 17%.
И, например, Лемана Про неофициально на переговорах прогнозирует, что 2026 будет хуже 2025 и ожидает снижение рынка еще на 10-20%.
Если же говорить про промышленное строительство, то новых мега-строек, типа АГХК и БХК, особенно не предвидится в России, как в последние годы.
Это я к чему. Все указывает на снижение строительства на 10-20%, что имеет негативный эффект в районе 2-4% от ВВП. И причина тому очень простая и очевидная — это стоимость фондирования, для компаний и для потребителей.
Для начала нужно поменять отношение к строительным компаниям у большого кол-ва чиновников, чтобы это неофициальный нарратив про какой-то «пузырь» на рынке строительства уже перестали транслировать. Ну, что сдули «пузырь» в 2025, хороший эффект?
Чтобы вытащить экономику в рост без инфляции, нужно строить, много много всего и по-больше. Стройка будет абсорбировать денежную массу.
Нужно максимально расширять концессионные программы в России, чтобы формировать развитие новой инфраструктуры. Надо расширять нац проект «Инфраструктура для жизни». Но главное, чтобы не свалиться в стагфляцию в 2026 нужно срочно снизить ставку. Срочно! И эти подуги в 0,5% раз в 2 месяца вообще не решают проблему.
Еще раз, не опять открыть программу субсидированной ипотеки для населения, не расширить промышленную ипотеку для бизнеса (хотя тут можно), а сделать стоимость кредита адекватной.
Однако вместе с этим (сейчас скажу ужасную вещь) нужно ограничить потребительский импорт, чтобы весь сформированный спрос пошел в российское производство с высокой локализацией.
А это могут сделать 2 инструмента:
-Ужесточение (или введение там, где еще не введено, есть еще такие категории) ГОСтов четко под российское производство
-Масштабное повышение таможенных ставок на импортную продукцию по всему спектру товаров, производимых в России.
Я понимаю, что пахнет это все Аргентиной и Ираном, но других вариантов в текущем военном положении нет.
Одновременный ввод тарифов и снижение ставки, кстати, требует взаимодействия Правительства и ЦБ, а не как сейчас. Может ключевое в поручении Президента то, что он назначил ответственными сразу и Михаила Мишустина, и Эльвиру Набиуллину?