Компания «Бюро цифровых проектов» в 2026 году намерена предложить россиянам бесплатные смартфоны и связь. Впереди инвестиции в 100 миллиардов. Ставка шок-проекта сделана на новый вид человека, ставки еще есть.
В ближайшее время на сайте — BOFD.TECH — ООО «Бюро цифровых проектов» появится опция бронирования нового мобильного телефона (сегодня там изложена общая концепция принципиально нового подхода к использованию мобильных телефонов). Пользователю не надо будет за него платить, в том числе бесплатной будет и связь по РФ. По данным «Фонтанки», появление продукта на рынке запланировано на лето 2026 года.
Ресурс входа
ООО «Бюро цифровых проектов» зарегистрировано в Москве в сентябре 2024 года с видом деятельности «разработка ПО». Генеральным директором и совладельцем на 50% указан Александр Моисеев. Уровень двух других учредителей (в равных долях) известен крупному российскому бизнесу — Илья Трабер и Рамис Дебердеев. Они исторически являются партнерами, в том числе в портовых проектах Ленобласти.
Моисеев — другая модель роста: после диплома МГУ по кибернетике получил восьмилетний опыт работы в «Лаборатории Касперского», вплоть до уровня коммерческого директора; в 2021 году отвечал за развитие цифрового направления «Газпром-медиа». С 2022 по 2023-й — генеральный директор Rutube. Из любопытного: более 10 лет выступал за «Феррари» и «Мерседес» в гонках класса GT3 (серийные модели).
На сайте Федеральной службы интеллектуальной собственности «Фонтанка» нашла регистрацию изобретения от 30 июня 2025 года под авторством Моисеева, Трабера, Дебердеева, Алексея Чикова и Григория Сизова. Согласно открытым источникам, Чиков — строитель программных продуктов, Сизов — экс-руководитель разработки операционной системы «Лаборатории Касперского». Что касается авторства Трабера и Дебердеева, оно, очевидно, основано на их ресурсе плюс инвестициях. По словам Моисеева, группа авторов планирует «патентовать каждый чих, так как по дороге у нас достаточно изобретений».
Патентообладателем является «Бюро цифровых проектов». Тема связана со способом предоставления услуг связи по рекламной модели. Цитата из реферата к изобретению: «…для приема рекламного контента для воспроизведения на абонентском устройстве с целью пополнения баланса токенов внимания». Похоже, последнее слово является точкой входа.
С мая 2025-го компания заказывает социологические исследования — от опросов до фокус-групп, изучая отношение пользователя: что ему мешает, что нет. Сотне волонтеров уже розданы телефоны, наполненные рекламными материалами.
Согласно публичным данным, молодежь живет в парадигме просмотра смартфонов по 6,5 часав день и время растет. Телесмотрение же падает. Вследствие блокирования мощных сетей на рекламном рынке появился дефицит носителей. Судя по всему, сумма этих сведений и толкнула к выводу: рекламных денег так много, что хватит на необычную бизнес-модель.
Тестирование заканчивается в конце декабря. По словам генерального директора «Бюро цифровых проектов» Моисеева, исследования подтвердили гипотезу: «Если упростить социально сложную терминологию, то от людей требуют цифровизации, а тарифы растут. Люди хотят экономить, и психологически разница между 100 рублями и 1000 рублями меньше, чем между 1 рублем и бесплатно».
Homo подключенный
«Фонтанка» расспросила Александра Моисеева о деталях проекта.
— Любой россиянин сможет бесплатно получить телефон и не платить за связь внутри страны?
— Пользователь получает смартфон не потому, что он такой классный. Он должен, если можно так сказать, заслужить, а не потому, что просто пришел за ним.
— Есть научный ответ, а есть простой — практичный. Начну издалека.
Что происходит: есть огромный пласт — молодежь — более 10 миллионов. Мы смотрим на молодежь как на людей с другими цифровыми привычками и ожиданиями от сервисов. Наша задача — быть полезными в реальных сценариях. Мы как бы говорим: планируешь покупку ноутбука? Выбери категорию кешбэка на следующий месяц — и предлагаем партнерские варианты, они потом вернут процент за покупку. Они в моменте, может, об этом и не думали, а так постепенно осознают свою пользу. Это про осознать, теперь — как это заслужить.
Научно звучит так: есть Homo sapiens, а есть следующая итерация, где мы оказались. Мы придумали термин Homo connectiсus — человек подключенный. То есть человек, с трубкой рожденный: он с этой трубой живет, он там обитает. Вот, например, в чем успех Т-Банка с точки зрения соцдема — там нет живого человека. Вообще. Им незачем с кассиром общаться. Он написал в приложении — и ему пофиг, кто ему ответил. Заслужить — неправильно я выразился. Это для него третья рука, и он готов эволюционировать дальше. Теперь — как это мы сделаем технически.
Если человек такой классный придет, получит телефон и уйдет, то этот телефон окажется у него на заднем сиденье автомашины и забудется. Если же он придет на сайт, получит ссылку, пройдет проверку — не висит долгов, не находится в розыске, будет ожидать, заполнит формы, пойдет на пункт выдачи, принесет паспорт… Это я и имел в виду под «заслужит».
— Ориентировочные сроки запуска?
— Планируем запустить опцию предварительного бронирования в январе–феврале.
— Бесплатная связь — это голос, СМС, интернет?
— На сетях какого оператора — я имею в виду четырех ведущих — вы развернете свою сеть?
— Мы пока не раскрываем это.
— Есть стандартные методы доставки и кеширования контента — этого достаточно для стабильной работы.
— Когда ваша команда решалась на такой шаг, то наверняка вырабатывала смыслы, философию. Какие вы складывали смыслы?
— Приблизительно это звучит так: люди, желающие монетизировать свое внимание, хотят восстановить справедливость, что он пользуется своим телефоном, а на нем зарабатывают другие. Мы предлагаем обратный инструмент. Самое важное, что со своего внимания он сможет экономить деньги, то есть зарабатывать. Это для зумеров очень понятно. Это прямо по-философски по-другому.
—Я не зумер, я вам неинтересен?
— Хотел сказать — нет. Интересны все. У нас самая-самая страна в мире. Я со своими навыками не мог на даче оформить землю, а мать на «Госуслугах» куда-то залезла и оформила. Основной охват, конечно, молодежь. Выделим три основные группы: зумеры, хитрые рационалы — те, кто знают, знают где искать выгоду, активные в интернете, следят за кешбэками и скидками — они от 25 до 45 лет — и техноэнтузиасты — активисты, пробующие все новинки. А вообще, интересны, конечно же, все, например пенсионеры интересны нашим партнерам.
![]()
— Если получу телефон и кину об стенку? Бывает же.
— Договор о материальной ответственности, а за это смена — обновление телефона раз в три года, а на практике — по статистике россияне меняют телефоны раз в 4-5 лет.
—Получить можно будет во всех городах? От Выборга до Чукотки?
— Старт в шести регионах: Москва и область, Петербург и область, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, а дальше вся необъятная.
— Как технически пользователи будут получать телефоны?
— Через партнёрские пункты выдачи заказов крупных маркетплейсов. Но мы не закрыты от любых предложений, как, впрочем, и к финансовым институтам. Самое важное, чтобы наши партеры разделяли с нами наши ценности. Я говорю о взглядах, отношении к клиенту.
— В жизни оказывается все иначе, чем предполагал. А если к вам придут предприятия, корпорации, правительства, мол, мы хотим нашим учителям, врачам, полицейским пакетом такие телефоны? В наше время тяжело отказать, а объемы?
— Рассказываю. Всё так. Когда я говорю, что фокус на молодежь, я говорю, что это наиболее выгодный, декларативный вариант. Но если придут другие — ноу проблем. Это выгодно же. Кто нам выгоден, тому мы и выдадим.
— Какие объемы запланированы?
— На 2026 год — 500 тысяч, на 2027 — 3,5 миллиона, 2028 — 6 миллионов, а до 2031-го — 40 миллионов.
— Сколько составили инвестиции в разработку?
— Стандартные инвестиции на уровне раунда в полтора года работы.
— Android, то есть качает приложения все, которые есть.
— В Китае уже производят под проект. Железо китайское, техдизайн и начинка отечественные. Так что на запчасти не продать. Поработали над батарейкой, сегодня самое важное для пользователя — камера. Учли, но это мы уйдем в сложности. Честный, рыночный телефон.
— Разработка до ярда, а телефон стоит 15-18 тысяч, пусть себестоимость — к 10 тысячам. Стоимость разработки по сравнению с телефонами — погрешность. Не говоря о связи. Пусть 10 миллионовпо 10 тысяч— это 100 миллиардов.
— Всё же еще раз определим термин «бесплатные».
— Для пользователя — да. Но не телефон — за него будут платить инвесторы, рекламодатели, партнеры. Пользователь не платит за телефон и не платит за связь, причем у него полноценный Android. Мы заплатили за этот телефон. Мы нашли способ, как пользователям не тратить деньги, а жить обычной жизнью. Вы платите вниманием, а тем, что не платите, — зарабатываете.
— Есть ли уже интерес рекламодателей?
— Скорее ажиотаж, это новый рекламный инвентарь премиального качества, при этом мы хотим дать не только полезную рекламу, но и полезные знания нашим пользователям.
— Понятно, что должны быть очень крупные игроки. Известны ли их реакции?
— Не хочется забегать вперед, мы ведем переговоры с несколькими рекламодателями, чтобы найти наиболее интересные предложения для наших пользователей. Также большой интерес у экосистемных игроков, как к новому инструменту коммуникации с конечным пользователем, помимо собственных приложений.
— С какими рекламными носителями предполагает конкурировать проект?
— На самом деле мы не должны обязательно конкурировать, в большинстве случаев мы комплементарны или находимся в более премиальном сегменте рекламы.
— До этого ваша идея никому в голову не пришла?
— Не совсем так. У нашей идеи есть успешные предшественники.
Нулевой принцип
Если археологически подойти к вопросу, то, например, в Ленинграде радиовещание заработалов 1925-м с рупора на Гостином дворе, а к 1934 году было бесплатно установлено в квартирах примерно 40 тысяч радиоточек, к 1941 году — практически во всех домах. За услугу не платили. Государство влияло на мировоззрение, но всё же уже тогда театры и некоторые организации платили за рекламу и здесь. В новой России «Триколор» бесплатно раздал миллионы тарелок и ресиверов с залитой рекламой, а в успешном онлайн-кинотеатре ИВИ рекламу давно можно отключить за деньги.
На рынке IT известен опыт чешской компании Avast. Она безвозмездно раздавала антивирус, способный эволюционировать под клиента, а к нему прилагалась реклама. Если в 2001 году у нее был 1 миллион пользователей, то в 2006-м — 20 миллионов. В 2018-м провели IPO, и через год капитализация достигла 4 миллиардов долларов. Взлет Avast аналогичен рекордам таких сверхизвестных персон, как, допустим, Дуров, просто чехи ведут себя не настолько публично демонстративно. Важно и то, что изначально в компании не было средств на маркетинг, а программа распространялась благодаря сарафанному радио. В бизнесе же всегда так: кто первый собирает, тот переваливает критическую отметку.