Илья Трабер выходит на рынок сотовой связи. С бесплатным телефоном без абонентской платы

Компания «Бюро цифровых проектов» в 2026 году намерена предложить россиянам бесплатные смартфоны и связь. Впереди инвестиции в 100 миллиардов. Ставка шок-проекта сделана на новый вид человека, ставки еще есть.
В ближайшее время на сайте — BOFD.TECH — ООО «Бюро цифровых проектов» появится опция бронирования нового мобильного телефона (сегодня там изложена общая концепция принципиально нового подхода к использованию мобильных телефонов). Пользователю не надо будет за него платить, в том числе бесплатной будет и связь по РФ. По данным «Фонтанки», появление продукта на рынке запланировано на лето 2026 года.
ООО «Бюро цифровых проектов» зарегистрировано в Москве в сентябре 2024 года с видом деятельности «разработка ПО». Генеральным директором и совладельцем на 50% указан Александр Моисеев. Уровень двух других учредителей (в равных долях) известен крупному российскому бизнесу — Илья Трабер и Рамис Дебердеев. Они исторически являются партнерами, в том числе в портовых проектах Ленобласти.
Моисеев — другая модель роста: после диплома МГУ по кибернетике получил восьмилетний опыт работы в «Лаборатории Касперского», вплоть до уровня коммерческого директора; в 2021 году отвечал за развитие цифрового направления «Газпром-медиа». С 2022 по 2023-й — генеральный директор Rutube. Из любопытного: более 10 лет выступал за «Феррари» и «Мерседес» в гонках класса GT3 (серийные модели).
На сайте Федеральной службы интеллектуальной собственности «Фонтанка» нашла регистрацию изобретения от 30 июня 2025 года под авторством Моисеева, Трабера, Дебердеева, Алексея Чикова и Григория Сизова. Согласно открытым источникам, Чиков — строитель программных продуктов, Сизов — экс-руководитель разработки операционной системы «Лаборатории Касперского». Что касается авторства Трабера и Дебердеева, оно, очевидно, основано на их ресурсе плюс инвестициях. По словам Моисеева, группа авторов планирует «патентовать каждый чих, так как по дороге у нас достаточно изобретений».
Патентообладателем является «Бюро цифровых проектов». Тема связана со способом предоставления услуг связи по рекламной модели. Цитата из реферата к изобретению: «…для приема рекламного контента для воспроизведения на абонентском устройстве с целью пополнения баланса токенов внимания». Похоже, последнее слово является точкой входа.
С мая 2025-го компания заказывает социологические исследования — от опросов до фокус-групп, изучая отношение пользователя: что ему мешает, что нет. Сотне волонтеров уже розданы телефоны, наполненные рекламными материалами.
Согласно публичным данным, молодежь живет в парадигме просмотра смартфонов по 6,5 часав день и время растет. Телесмотрение же падает. Вследствие блокирования мощных сетей на рекламном рынке появился дефицит носителей. Судя по всему, сумма этих сведений и толкнула к выводу: рекламных денег так много, что хватит на необычную бизнес-модель.
Тестирование заканчивается в конце декабря. По словам генерального директора «Бюро цифровых проектов» Моисеева, исследования подтвердили гипотезу: «Если упростить социально сложную терминологию, то от людей требуют цифровизации, а тарифы растут. Люди хотят экономить, и психологически разница между 100 рублями и 1000 рублями меньше, чем между 1 рублем и бесплатно».
«Фонтанка» расспросила Александра Моисеева о деталях проекта.
— Любой россиянин сможет бесплатно получить телефон и не платить за связь внутри страны?
— Пользователь получает смартфон не потому, что он такой классный. Он должен, если можно так сказать, заслужить, а не потому, что просто пришел за ним.
— Что такое «заслужить»?
— Есть научный ответ, а есть простой — практичный. Начну издалека.
Что происходит: есть огромный пласт — молодежь — более 10 миллионов. Мы смотрим на молодежь как на людей с другими цифровыми привычками и ожиданиями от сервисов. Наша задача — быть полезными в реальных сценариях. Мы как бы говорим: планируешь покупку ноутбука? Выбери категорию кешбэка на следующий месяц — и предлагаем партнерские варианты, они потом вернут процент за покупку. Они в моменте, может, об этом и не думали, а так постепенно осознают свою пользу. Это про осознать, теперь — как это заслужить.
Научно звучит так: есть Homo sapiens, а есть следующая итерация, где мы оказались. Мы придумали термин Homo connectiсus — человек подключенный. То есть человек, с трубкой рожденный: он с этой трубой живет, он там обитает. Вот, например, в чем успех Т-Банка с точки зрения соцдема — там нет живого человека. Вообще. Им незачем с кассиром общаться. Он написал в приложении — и ему пофиг, кто ему ответил. Заслужить — неправильно я выразился. Это для него третья рука, и он готов эволюционировать дальше. Теперь — как это мы сделаем технически.
Если человек такой классный придет, получит телефон и уйдет, то этот телефон окажется у него на заднем сиденье автомашины и забудется. Если же он придет на сайт, получит ссылку, пройдет проверку — не висит долгов, не находится в розыске, будет ожидать, заполнит формы, пойдет на пункт выдачи, принесет паспорт… Это я и имел в виду под «заслужит».
— Ориентировочные сроки запуска?
— Планируем запустить опцию предварительного бронирования в январе–феврале.
— Бесплатная связь — это голос, СМС, интернет?
— Голос, СМС, интернет.
— На сетях какого оператора — я имею в виду четырех ведущих — вы развернете свою сеть?
— Мы пока не раскрываем это.
Как быть с отключениями Интернета? Реклама ведь через интернет. Или какая-то другая технология?
— Есть стандартные методы доставки и кеширования контента — этого достаточно для стабильной работы.
— Когда ваша команда решалась на такой шаг, то наверняка вырабатывала смыслы, философию. Какие вы складывали смыслы?
— Приблизительно это звучит так: люди, желающие монетизировать свое внимание, хотят восстановить справедливость, что он пользуется своим телефоном, а на нем зарабатывают другие. Мы предлагаем обратный инструмент. Самое важное, что со своего внимания он сможет экономить деньги, то есть зарабатывать. Это для зумеров очень понятно. Это прямо по-философски по-другому.
—Я не зумер, я вам неинтересен?
— Хотел сказать — нет. Интересны все. У нас самая-самая страна в мире. Я со своими навыками не мог на даче оформить землю, а мать на «Госуслугах» куда-то залезла и оформила. Основной охват, конечно, молодежь. Выделим три основные группы: зумеры, хитрые рационалы — те, кто знают, знают где искать выгоду, активные в интернете, следят за кешбэками и скидками — они от 25 до 45 лет — и техноэнтузиасты — активисты, пробующие все новинки. А вообще, интересны, конечно же, все, например пенсионеры интересны нашим партнерам.

— Если получу телефон и кину об стенку? Бывает же.
— Договор о материальной ответственности, а за это смена — обновление телефона раз в три года, а на практике — по статистике россияне меняют телефоны раз в 4-5 лет.
—Получить можно будет во всех городах? От Выборга до Чукотки?
— Старт в шести регионах: Москва и область, Петербург и область, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, а дальше вся необъятная.
— Как технически пользователи будут получать телефоны?
— Через партнёрские пункты выдачи заказов крупных маркетплейсов. Но мы не закрыты от любых предложений, как, впрочем, и к финансовым институтам. Самое важное, чтобы наши партеры разделяли с нами наши ценности. Я говорю о взглядах, отношении к клиенту.
— В жизни оказывается все иначе, чем предполагал. А если к вам придут предприятия, корпорации, правительства, мол, мы хотим нашим учителям, врачам, полицейским пакетом такие телефоны? В наше время тяжело отказать, а объемы?
— Рассказываю. Всё так. Когда я говорю, что фокус на молодежь, я говорю, что это наиболее выгодный, декларативный вариант. Но если придут другие — ноу проблем. Это выгодно же. Кто нам выгоден, тому мы и выдадим.
— Какие объемы запланированы?
— На 2026 год — 500 тысяч, на 2027 — 3,5 миллиона, 2028 — 6 миллионов, а до 2031-го — 40 миллионов.
— Сколько составили инвестиции в разработку?
— Круглую сумму.
— Насколько круглую?
— Стандартные инвестиции на уровне раунда в полтора года работы.
— Операционка?
— Android, то есть качает приложения все, которые есть.
— Производство?
— В Китае уже производят под проект. Железо китайское, техдизайн и начинка отечественные. Так что на запчасти не продать. Поработали над батарейкой, сегодня самое важное для пользователя — камера. Учли, но это мы уйдем в сложности. Честный, рыночный телефон.
— Разработка до ярда, а телефон стоит 15-18 тысяч, пусть себестоимость — к 10 тысячам. Стоимость разработки по сравнению с телефонами — погрешность. Не говоря о связи. Пусть 10 миллионовпо 10 тысяч— это 100 миллиардов.
— Где-то так.
— Всё же еще раз определим термин «бесплатные».
— Для пользователя — да. Но не телефон — за него будут платить инвесторы, рекламодатели, партнеры. Пользователь не платит за телефон и не платит за связь, причем у него полноценный Android. Мы заплатили за этот телефон. Мы нашли способ, как пользователям не тратить деньги, а жить обычной жизнью. Вы платите вниманием, а тем, что не платите, — зарабатываете.
— Есть ли уже интерес рекламодателей?
— Скорее ажиотаж, это новый рекламный инвентарь премиального качества, при этом мы хотим дать не только полезную рекламу, но и полезные знания нашим пользователям.
— Понятно, что должны быть очень крупные игроки. Известны ли их реакции?
— Не хочется забегать вперед, мы ведем переговоры с несколькими рекламодателями, чтобы найти наиболее интересные предложения для наших пользователей. Также большой интерес у экосистемных игроков, как к новому инструменту коммуникации с конечным пользователем, помимо собственных приложений.
— С какими рекламными носителями предполагает конкурировать проект?
— На самом деле мы не должны обязательно конкурировать, в большинстве случаев мы комплементарны или находимся в более премиальном сегменте рекламы.
— До этого ваша идея никому в голову не пришла?
— Не совсем так. У нашей идеи есть успешные предшественники.
Если археологически подойти к вопросу, то, например, в Ленинграде радиовещание заработалов 1925-м с рупора на Гостином дворе, а к 1934 году было бесплатно установлено в квартирах примерно 40 тысяч радиоточек, к 1941 году — практически во всех домах. За услугу не платили. Государство влияло на мировоззрение, но всё же уже тогда театры и некоторые организации платили за рекламу и здесь. В новой России «Триколор» бесплатно раздал миллионы тарелок и ресиверов с залитой рекламой, а в успешном онлайн-кинотеатре ИВИ рекламу давно можно отключить за деньги.
На рынке IT известен опыт чешской компании Avast. Она безвозмездно раздавала антивирус, способный эволюционировать под клиента, а к нему прилагалась реклама. Если в 2001 году у нее был 1 миллион пользователей, то в 2006-м — 20 миллионов. В 2018-м провели IPO, и через год капитализация достигла 4 миллиардов долларов. Взлет Avast аналогичен рекордам таких сверхизвестных персон, как, допустим, Дуров, просто чехи ведут себя не настолько публично демонстративно. Важно и то, что изначально в компании не было средств на маркетинг, а программа распространялась благодаря сарафанному радио. В бизнесе же всегда так: кто первый собирает, тот переваливает критическую отметку.
Ага, «вид»
Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов.
Альберт Эйнштейн
Мы нашли способ, как пользователям не тратить деньги, а жить обычной жизнью. Вы платите вниманием, а тем, что не платите, — зарабатываете.
То есть товар не телефон, а сам пользователь
Мне почему-то вспомнился один коммерческий ломбард, выросший в торгово-фондовую сеть, ставшую пирамидой и попутно торговавшую всем, чем возможно. Когда пирамида начала сыпаться, её обозвали холдингом и стали готовить IPO, чтобы привлечь средства, но не успели.
Когда человек не говорит прямо, а говорит о чём угодно, но не о правде, льёт воду — значит что? Обмануть хочет...
А тут прямо предлагает третью руку Новому человеку, или собаке пятую ногу… )))
Про торговлю говорят «Не обманешь — не продашь», а про бизнес — «Не обманешь — не получишь прибыль».





