В России предлагают создать резервный топливный фонд: названы плюсы и минусы
Избежать дефицита горючего в России помогут интервенции нефтепродуктов
Участники рынка нефтепродуктов предложили создать интервенционный фонд горючего – своего рода топливный резерв, призванный помочь преодолению временных бензиновых кризисов, вроде того, что случился в конце нынешнего лета – начале осени. Речь идет о заранее запасенных резервах нефтепродуктов, позволяющих безболезненно нивелировать дефицит бензина и дизеля в периоды максимального спроса на горючее. Правда, у такого предложения существуют недостатки — высокие финансовые затраты и транспортные изъяны способны помешать оперативной доставке горючего в отдаленные регионы России.

Идея создания интервенционного топливного фонда, позволяющего точечно распределять объемы национальных запасов нефтепродуктов в соответствие с насущными требованиями страны, была высказана в рамках обсуждения развития «дорожной карты» биржевой торговли горючим в Торгово-промышленной палате. Авторы предложения считают, что подобный механизм мог бы стать дополнительным защитным барьером, препятствующим возникновению неожиданных кризисных ситуаций на отечественном топливном рынке.
В соответствие с инициативой, российская производственно-сбытовая цепочка обеспечения потребителей горючим требует организации системы нефтебаз, привязанных к высокоскоростным автомобильным магистралям и железнодорожным узлам. Эта система нефтебаз выступала бы в роли промежуточного буфера и позволяла изымать с торговых площадок определенные объемы сырья, когда у национальных экспортеров возникают проблемы с зарубежными поставками бензина и дизеля. Владельцы нефтебаз, которыми могли бы стать как перерабатывающие заводы, так и независимые частные или государственные структуры, могли бы выкупать часть горючего, когда внутренняя стоимость топлива находится на относительно низком уровне, и продавать накопленные объемы в периоды резких ценовых всплесков, тем самым сглаживая биржевые и розничные тарифы.
По сути, система нефтепродуктовых резервов должна напоминать функции интервенционного фонда зерна, действующего в России с 2001 года. Посредством такого инструмента государство скупает пшеницу у производителей во время перенасыщения рынка и продает зерно при низком урожае, тем самым сдерживая общую стоимость сельскохозяйственного товара на приемлемых для покупателей отметках.
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, создание интервенционного фонда выглядит логичным продолжением внедряемых в настоящее время в нашей стране мер по стабилизации топливной отрасли. «Бензиновый кризис 2025 года показал, что затруднения, с которыми столкнулся рынок нефтепродуктов, связаны не с мощностями переработки, а с ограничениями логистики. Даже при стабильной работе НПЗ потребители оказались не защищены от перебоев со снабжением горючим. На протяженных маршрутах от Урала до Дальнего Востока логистические издержки стали ключевым фактором ценообразования. Государственные запасы могли бы сыграть роль стабилизатора, позволяющего сокращать амплитуду сезонных колебаний стоимости топлива, снижая тем самым финансовую нагрузку на рядовых покупателей бензина», — полагает эксперт.
Аналогичные нефтепродуктовые конгломераты уже много лет достаточно успешно действуют в крупнейших экономиках мира. В частности, в мае прошлого года занимавший тогда кресло президента США Джо Байден своим указом выделил из топливных хранилищ около одного миллиона баррелей бензина для укрощения цен на заправках, взлетевших до рекордных значений. Вашингтон использовал ресурсы созданного в 2024 году Северо-восточного федерального топливного резерва, запасы которого сосредоточены на нефтебазах Нью-Йорка, Бостона и Южного Портленда. Цель была достигнута — на фоне товарных интервенций розничные цены на моторное топливо отступили от исторических максимумов и снижались почти 100 дней подряд, в результате стоимость бензина в Штатах упала с $5 до $3,7 за галлон, что, правда, не помогло Байдену во время последовавшей президентской гонки.
«Организация интервенционного топливного фонда могла бы помочь достигнуть оптимального баланса на рынке нефтепродуктов, — соглашается экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. — Между тем, осуществлению такой инициативы на практике могут препятствовать несколько проблемных моментов». В первую очередь, речь идет о колоссальных инвестициях, которые придется вложить в строительство как многотоннажных систем хранения горючего, так и локальных нефтебаз в отдаленных регионах страны. Крупные вертикально-интегрированные холдинги вряд ли с легкостью согласятся пойти на такие дополнительные затраты и, скорее всего, снова потребуют от правительства каких-либо налоговых поблажек. В связи с этим, государству придется самостоятельно прорабатывать план создания топливных хабов и изыскивать средства на создание легкодоступной инфраструктуры для их обслуживания.
Кроме того, в процессе реализации идеи могут возникнуть затруднения логистического характера. В прошлом году из-за перенаправления поставок существенно поменялись схемы железнодорожных перевозок нефтепродуктов, что привело к сокращению объемов доставки горючего на Дальний Восток. В этом году пришлось пожинать плоды тех маневров. Местные заводы оказались не в состоянии удовлетворить спрос на топливо. Возникший дефицит стал причиной роста цен и ажиотажа на заправках.
«Как не печально признавать, но внушительные финансовые издержки и транспортные изъяны могут стать основными препятствием к созданию отечественного интервенционного топливного фонда и помешать попыткам стабилизации российского рынка нефтепродуктов, — предупреждает Андрей Лобода. — В будущем россияне наверняка вновь столкнутся с ценовыми скачками на заправках, обусловленными все теми же причинами, которые стали главными факторами подорожания бензина минувшей осенью».

