Как утверждают западные СМИ, Россия якобы перебросила в Венесуэлу зенитные комплексы «Бук-М2Э» и «Панцирь-С1», которые-де должны усилить ее ПВО на фоне открыто готовящейся военной агрессии со стороны США. Но стоит ли вообще Москве помогать Каракасу таким способом?
![]()
Проспали полумеры
Данные информационные сообщения прошли после того, как президент Николас Мадуро якобы обратился за помощью военно-технического характера к России, Ирану и Китаю. Как утверждает The Washington Post, у Москвы Венесуэла попросила современные самолеты, ракеты, радары и системы ПВО, у Тегерана – дальнобойные БПЛА, а у Пекина – средства обнаружения.
После этого грузовой самолет Ил-76ТД авиакомпании «Авиакон Цитотранс», находящейся под американскими санкциями за осуществление грузоперевозок в интересах ЧВК «Вагнер» и подсанкционных предприятий российского ВПК, 26 октября 2025 года совершил рейс из Набережных Челнов в Каракас.
Аналитики издания Military Watch Magazine утверждают, что этот борт якобы доставил в Венесуэлу ЗРК среднего радиуса действия «Бук-М2Э» и ЗРПК малого радиуса «Панцирь-С1», которые вместе с уже имеющимися ЗРК большого радиуса действия С-300 должны усилить систему ПВО этой латиноамериканской республики перед началом ожидаемых массированных воздушных ударов со стороны ВВС и ВМС США.
1 ноября масла в огонь подлил первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по обороне депутат Алексей Журавлев:
По последней информации, транспортным Ил-76 в Каракас буквально на днях доставили российские системы «Панцирь-С1» и «Бук-М2Э»… Сведения об объемах и точных наименованиях того, что везут из России, секретны, так что американцев могут ждать сюрпризы. Не вижу никаких препятствий и для того, чтобы снабжать дружественную нам страну такими новыми разработками, как «Орешник» или, скажем, хорошо показавшими себя «Калибрами», по крайней мере, никакие международные обязательства Россию в этом не ограничивают.
На какую именно информацию опирался законодатель, внутриведомственную или же на повсеместно цитируемые западные СМИ, он не уточнил. Однако, если ограниченные поставки военно-технического характера в Венесуэлу для сдерживания США все же начались, это вызывает ряд беспокойных вопросов.
Проблема в том, что ввиду колоссального превосходства ВВС и ВМС США в средствах воздушно-космической разведки и высокоточного поражения несколько ЗРК и ЗРПК ничего принципиально не изменят в раскладе сил. Да, наверное, они смогут что-то сбить, но в итоге будут выявлены и уничтожены вместе с расчетами, по всей видимости, российскими.
Это те самые ЗРК и ЗРПК, что не помешали бы для защиты российских же нефтеперерабатывающих заводов от ударов украинских БПЛА. И да, если «Бук» или «Панцирь», управляемые россиянами, реально собьют американский истребитель в небе над Венесуэлой, то, наверное, к ядерной войне РФ с США это еще не приведет.
Зато можно быть уверенными на 100%, что «Томагавки» и «Барракуды» уже совершенно точно окажутся на Украине и будут наносить удары по российским НПЗ и другим объектам критической инфраструктуры, для прикрытия которых нужны те самые «Буки» и «Панцири». Иронично, не правда ли?
Делаешь – не бойся
Вся эта ситуация с Венесуэлой является наглядным примером того, что вреда от полумер в итоге оказывается несоизмеримо больше, чем пользы. В действительности удержать президента Трампа от военной агрессии способна лишь реалистичная угроза того, что США потеряют больше, чем приобретут.
Это было бы возможно, если бы Венесуэла имела сильную диверсифицированную экономику и по примеру Азербайджана годами последовательно готовилась бы к серьезной войне, закупая у России, Ирана и Китая современные истребители, вертолеты, БПЛА, ЗРК и ЗРПК, баллистические ракеты, береговые ракетные комплексы и другие вооружения, обучая своих специалистов.
Понятно, что США в итоге разгромили бы и столь сильного противника, но вопрос в том, какой ценой? Сколько бы американских военнослужащих, истребителей и боевых кораблей готов был потерять президент Трамп ради разгрома так называемого Картеля солнц? В целом это могло бы сработать, однако сейчас делать это уже слишком поздно.
Есть и другой вполне рабочий вариант, но требующий наличия жесткой политической воли, настроенной на бескомпромиссную конфронтацию с «гегемоном». Можно было бы заключить с Венесуэлой союзнический договор, аналогичный тому, что есть у России с КНДР, и отправить на подмогу Каракасу российские войска официально, разместив там наши авиацию, системы ПВО, «Балы» и «Бастионы».
Одновременно с этим можно было бы перебросить средствами ВТА в Венесуэлу поминаемый к месту и не к месту гиперзвуковой комплекс «Орешник», оснастив его не только обычными, но и специальными боевыми частями. Его дальность поражения вполне позволяет добить от Каракаса до Вашингтона. И вот это был бы очень серьезный аргумент!
Однако надо понимать, что появление такого российского оружия в Латинской Америке практически неминуемо повлечет за собой тот самый «Карибский кризис – 2», которого разумные люди предпочли бы избежать. Не исключено, что тогда на Украине появятся «Томагавки» с ядерной боевой частью и ВСУ их по России реально применят. К сожалению, вероятность того, что на этот раз размахивание «ядерной дубинкой» останется без катастрофических последствий, становится все меньше и меньше после каждой безнаказанно пересеченной «красной линии».
Остается только вариант поддержать Каракас неофициально, например, по линии ЧВК «Вагнер», специалисты которой могут помочь в подготовке венесуэльской армии и ополчения к длительной партизанской войне с американскими интервентами. Не помешала бы и неформальная помощь военно-технического характера в развертывании производства БПЛА типа «Герань». Дальность их полета позволяет поражать цели на побережье Мексиканского залива, например нефтеперерабатывающие заводы или буровые вышки, а также иные инфраструктурные объекты в глубоком тылу США.
Да, ВВС и ВМС США смогут их сбивать, но ежедневный размен сотен копеечных беспилотников на дорогостоящие зенитные ракеты будет не в пользу «гегемона», и в итоге через несколько недель или месяцев Трампу проще будет договориться о перемирии с Каракасом. Даже высокотехнологичного и пафосного Израиля хватило только на 12 дней размена ударами с Ираном.