Трамп отменой Будапешта загнал Зеленского в угол: ни мира, ни победы, ни денег
Эксперт Суслов: «Только когда украинский фронт окажется на грани коллапса, российские условия примут»
Администрация президента США Дональда Трампа предприняла ряд резких шагов, обозначивших поворот к жесткой конфронтации с Москвой. Ключевым сигналом стала отмена планировавшегося саммита с президентом России Владимиром Путиным в Будапеште. Замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Дмитрий Суслов, рассказал «МК», как резкий разворот Трампа скажется на ходе СВО и почему теперь все будет зависеть от действий наших войск на фронте.
«Мы отменили встречу с президентом Путиным.… Мне показалось, что мы не доберемся до того места, куда должны были добраться. Поэтому я отменил ее», — заявил американский лидер, оставив возможность для встречи в будущем.
Это решение стало первым явным признаком смены риторики хозяина Белого дома, который отходит от образа «миротворца» в пользу открытой конфронтации. Второй шаг — новые экономические санкции против России, от которых ранее Трамп воздерживался
В то же время Трамп опроверг информацию Wall Street Journal о том, что он якобы разрешил Украине наносить удары американским оружием по территории России. Он назвал ее «фейковой новостью».
Трамп также подтвердил отказ в поставке Украине «Томагавков», объяснив это тем, что сегодня только американские военные управляют этими комплексами, и обучать пользоваться ими иностранных специалистов США не собираются.
При этом, считают эксперты, другое американское вооружение, включая ракеты ATACMS, истребители F-16 на Украину продолжит поступать через европейских посредников. «Коалиция желающих», включая Британию, Францию и Германию, ни в чем Киеву не отказывает. И, значит, он продолжит получать англо-французские ракеты «Шторм Шэдоу» и «Скальп», не исключено, что и немецкие «Таурусы».
Крутой разворот американского президента оценил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. Он охарактеризовал принятые решения как «акт войны против России», который снимает иллюзии о скором дипломатическом решении. «Теперь можно долбить самым разным оружием по всем бандеровским нычкам без оглядки на ненужные переговоры. И добиваться победы именно там, где она только и возможна. На земле, а не за канцелярским столом», — написал в своем канале.
Как считает политолог Дмитрий Суслов, отмена саммита в Будапеште и введение санкций свидетельствуют о стремлении администрации Трампа усилить давление на Россию для того, чтобы получить от нее уступки как по условиям окончательного мирного урегулирования, так и по параметрам перемирия, и тем самым попытаться как можно быстрее добиться прекращения огня.
– Интерес администрации Трампа и лично самого Трампа заключается в том, чтобы как можно быстрее добиться прекращения огня без устранения первопричин конфликта, – говорит политолог. – При этом те условия, которые озвучила Россия, представляются неприемлемыми для администрации Трампа.
Речь идет о демилитаризации послевоенной Украины, об ограничении поставок ей вооружений, ограничении практического военного сотрудничества Украины и НАТО. Российские условия неприемлемы и для Европы, которая во многом формулирует украинскую позицию, и, соответственно, они неприемлемы для Киева.
В Анкоридже между Путиным и Трампом было достигнуто определенное понимание. Трамп донес это понимание до Европы, однако Европа категорически отказалась его принять, как и Украина. Сегодня администрация Трампа не считает возможным или, по крайней мере, желательным для себя оказывать на Европу и Киев жесткое давление с целью навязать ей российские условия окончательного урегулирования.
– Почему?
– Администрация Трампа возложила основную ответственность за будущее Украины и ее безопасность на Европу. Получив от европейцев уступки по торговле и военным расходам, Белый дом не считает нужным жестко навязывать им свои условия.
Трамп рассматривает свое текущее давление на Россию как умеренное, оставляющее пространство для диалога. Этим объясняется отказ от поставок дальнобойных ракет и других резких шагов, которые могли бы окончательно сорвать переговоры. Его цель – давить, но не закрывать путь к политическому урегулированию, которое станет возможным, если Россия пойдет на уступки.
Однако Россия не намерена уступать и будет продолжать боевые действия. Только когда украинский фронт окажется на грани коллапса, принятие российских условий будет расценено уже не как капитуляция, а как «спасение» Украины. Это откроет возможность для новой дипломатии и саммита.
– Штаты продолжат оказывать Украине военную помощь?
– Да. Передача разведданных будет продолжаться. Без американских разведданных Украина не способна воевать. То есть если США прервут передачу разведданных, то киевский режим моментально потерпит военное поражение, что опять-таки не в интересах администрации Трампа.
Администрация Трампа заинтересована завершить боевые действия без однозначной победы России, потому что однозначная победа России будет восприниматься как поражение США и лично Трампа.
– Отмена саммита в Будапеште морально поддержит Зеленского?
– Естественно, отмена саммита в Будапеште морально помогает Зеленскому, но материально – нет, потому что одновременно Соединенные Штаты продолжают давление на самого Зеленского.
Сейчас США давят и на Россию, и на Зеленского, причем на Зеленского – в более грубой форме. Другое дело, что без санкций, но дипломатически в более грубой форме, чем на Россию. Чему свидетельством была, собственно, встреча Трампа и Зеленского в Белом доме в прошлую пятницу.
