Замороженные активы: России надо отвечать Западу по-большевистски, они забыли, что делал Ленин

Девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворил требование Россельхозбанка (РСХБ) о взыскании с Euroclear Bank более 641 тысячи долларов, более 275 тысяч евро, около 21 миллиона рублей и более 18 тысяч швейцарских франков упущенной выгоды из-за заморозки ответчиком принадлежащих истцу ценных бумаг, сообщает РИА «Новости».
Сразу возникает вопрос: кто признает решение этого арбитража за пределами России? Точно так же мы не признаем решений их судов. Но есть нюанс: это они захватили наши деньги и, прокручивая их, отдают прибыль Киеву, а не мы.
И еще. Глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил, что Евросоюз близок к «благополучному разрешению» вопроса о выделении Украине «репарационного кредита» в размере 140 миллиардов евро под обеспечение замороженных российских активов. По его словам, соглашение может быть достигнуто до конца года.
Более того, они хотят втянуть в это США, где заморожены $7 млрд российских активов. Как пишет The Guardian, под эгидой Лондона продолжаются переговоры о том, какой вклад в реализацию этого плана внесет каждая из стран G7 и будет ли в нем участвовать Вашингтон.
И чем мы можем ответить? Принятием решений, которые невозможно исполнить?
— Проводя исторические параллели, та тактика, которой, вероятно, наше политическое руководство будет придерживаться, то это тактика большевиков во время контактов с Западом после окончания Первой мировой войны, — считает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДНЕвгений Семибратов.
— Когда западные страны потребовали от Советской России выплаты царских долгов, то молодая власть большевиков выкатила западным странам счет за ущерб, который они нанесли стране в годы интервенции. И этот счет в 2,5 раза превышал счет Запада за царские долги.
Я думаю, в данном случае мы видим подготовку юридической базы к ответным действиям на случай конфискации российских активов. В принципе, подобные решения могут использоваться и в качестве политического торга с Западом, который уже использует доходы от российских активов для поддержки киевского режима.
Конечно же, решения арбитражного суда в Москве, в Брюсселе выполнять не будут. Точно так же, как и согласно нашему законодательству, решения международных судов, решения европейских судов не имеют юридической силы по отношению к нашей стране.
Но здесь дело касается в первую очередь подготовки к будущему политическому торгу, который возможно, состоится, а может быть, и нет.
«СП»: По словам Сикорского, вопрос о кредите Украине из активов РФ близок к решению…
—Да, сейчас мы сейчас сталкиваемся с инициативами в Евросоюзе, направленными на выдачу кредитов под замороженные российские активы. Это попытка их конфискации. С учетом уровня коррупции, который наблюдается в Еврокомиссии, возможность применения подобной схемы не просто не стоит исключить, она будет применяться 100%. Но еще раз подчеркну, юридически данная процедура не будет иметь огромным счетом никакой силы, ибо в любом случае это подрыв западной финансовой системы, и не случайно Макрон выступает против данной инициативы, говоря о том, что это будет удар по евро.
Да, это будет удар, но иного способа поддерживать в 2026-м году киевский режим у Европы нет.
«СП»: В настоящий момент под эгидой Великобританиипродолжаются переговоры о том, какой вклад в реализацию этого плана внесет каждая из стран G7 и будут ли в нем участвовать США. Но ведь понятно, что если Трамп попадется на эту удочку, то точно придется забыть о достижении каких-то соглашений с Москвой…
— Объем российских активов в США, который заморожен, он невелик. В данном случае речь, с моей точки зрения, идет не о финансах, а о политической составляющей. Британцы предпринимают многочисленные уловки, это лишь одна из них, направленная на то, чтобы увязать администрацию Трампа с теми политическими процессами и тенденциями, которые ныне диктуются. И это может быть прецедент, даже более серьезный, чем потенциальные, пока не состоявшиеся поставки ракет типа «Томагавк» киевскому режиму.
— Решение нашего суда скорее символическое, из разряда ответных контрсанкций. Практических последствий оно, думаю, иметь не будет, но как элемент информационной войны — почему нет, — продолжает тему советникПрезидента Российской ассоциации прибалтийских исследованийВсеволод Шимов.
«СП»: Есть ли у России варианты реального ответа? Может, арестовать в ответ какую-то собственность? Но какую? Едва ли она на территории России имеется у Euroclear…
— В случае, если санкции будут отменены и тот же Euroclear решит возобновить сотрудничество с Россией, ему придется либо выплатить взыскиваемую сумму, либо оплачивать ущерб.
Но сегодня это чисто гипотетическая возможность, говорить об этом преждевременно. В целом нынешняя война санкций, по-видимому, будет иметь долгосрочные юридические последствия, с которыми еще долго предстоит разбираться.
«СП»: Верите ли вы, что они решатся на «репарационный кредит» Украине за наш счет?
— Вполне. Там давно подбираются к тому, чтобы выпотрошить активы и подыскивают наиболее приемлемую юридическую формулировку. Европейцы пытаются сохранить лицо и деловую репутацию, поэтому пытаются обставить экспроприацию российских активов максимально благовидно.
«СП»: Какие могут быть последствия?
— Внутри ЕС Россия фактически поставлена вне закона, хотя ее статус как «агрессора» никак юридически не закреплен — более того, даже Украина не находится формально в состоянии войны с Россией. Конечно, все это подрывает как репутацию самого ЕС в глазах внешних игроков, так и размывает всю систему международного права.
«СП»: Ранее еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс подтвердил, что ЕК намерена экспроприировать замороженные на Западе активы России до конца 2025 года. Успеют за два месяца?
— Может, до конца года и не успеют, но если принципиальное решение принято, то несогласных типа Венгрии или Словакии обязательно додавят, это вопрос времени.
«СП»: Тут британцы еще США втянуть хотят. Те пока отнекиваются…
— Чем хуже внутренние дела у Британии, тем активнее она будет сеять внешнюю смуту, а мастера внешнеполитической интриги они известные. Лондон действует в своей вполне привычной логике.
Трампа, безусловно, будут пытаться «дожать» или убедить его в бесперспективности переговоров с Москвой. Если он в это поверит — вполне может присоединиться к игре британцев. Очевидно, многое будет зависеть от встречи в Будапеште и ее результатов.
«СП»: А можно ли сравнивать ситуацию с российскими активами для ЕС и США? У США их меньше, но Штаты, кажется, в меньшей степени пекутся о своей репутации, Трампа больше сдерживает желание договориться с Москвой?
— Да, Трамп придерживает этот инструмент про запас и, скорее всего, использует замороженные российские активы как элемент торга на переговорах с Путиным.
