На российских самолетах установлена собственная операционная система JetOS
За работу бортового оборудования на лайнерах России отвечает отечественная операционная система JetOS, разработанная специально для этих целей.
Её созданием занимался ГосНИИАС (Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем), начав работу ещё в 2016г.
Причина проста. Использование зарубежных авиационных ОС, таких как VxWorks или LynxOS, на российских самолетах стало рассматриваться как угроза национальной безопасности.
На протяжении длительного времени как в отечественной программе ИМА, так и на разрабатываемых воздушных судах применялись зарубежные ОСРВ (например, VxWorks 653 или Thales MACS2)
JetOS пишется на языке C, поддерживает стандарты OpenGL, соответствует мировым авиационным требованиям ARINC 653 и DO-178C. Архитектуру сделали максимально гибкой, разделив компоненты на те, что зависят от платформы, и те, что от неё не зависят.
Само ядро системы — платформонезависимое, написано на чистом C, чтобы его можно было легко переносить на разное оборудование.
К 2023г первые версии JetOS уже тестировались на отечественных платформах. Её решили использовать не только на MC-21, но и на обновлённом «Суперджете», а также на всех перспективных самолетах.
Система научилась работать с процессорными архитектурами PowerPC, ARM и ARM64. Специалисты поясняли, что JetOS — это фундамент, на котором работают все приложения в бортовых компьютерах, особенно когда их нужно запускать несколько одновременно на одном устройстве.
JetOS уже обладает серьёзным заделом для расширения функционала и поддержки нового «железа». Её рассматривают как основу для унификации программного обеспечения во всех новых российских пассажирских самолетах. Система уже может одновременно исполнять до 30 приложений и выводить информацию на экраны в кабине пилотов. А так как JetOS создаётся по строгим авиационным стандартам, это гарантирует её надежность и безопасность в полёте.
Создание собственной ОС для самолетов это умный и дальновидный шаг для всей отрасли. И что особенно интересно, JetOS может пригодиться не только в небе. Её потенциал видят в автомобилях, поездах, медицинской технике, станках и даже робототехнике.
На самом деле, JetOS это не единственная полностью отечественная операционная система. Есть и другие, для различных задач.
Baget RTOS — микроядерная RTOS для встраиваемых систем от НИИСИ РАН.
KasperskyOS — безопасная микроядерная ОС для IoT и промышленных систем.
ОСРВ МАКС — микроядерная RTOS для авиации и космоса, высокая надёжность.
MULTEX-ARM RTOS — для встроенных систем на российских ARM и мультиклет-процессорах.
БагрОС-4000 — микроядерная RTOS для авионики и военных комплексов от «Сухого».
Phantom OS — экспериментальная микроядерная ОС с персистентной памятью, разработана с нуля.
Нейтрино — российская ОСРВ, изначально основанная на QNX6, но в ходе долгого развития значительно отдалившаяся и переработанная, стала самостоятельной системой.
Так что там, где это действительно нужно, мы создаем собственные OS. И делаем это успешно.
Ещё интересно — BlackRock и Blackstone захватывают энергосистему Америки
