Соцсети незаметно помрачают и крадут у нас самое важное в жизни: память. Мы заблудились в ментальном лабиринте, выстроенном техногигантами по принципу казино, искажающего восприятие времени

отметили
17
человек
Соцсети незаметно помрачают и крадут у нас самое важное в жизни: память. Мы заблудились в ментальном лабиринте, выстроенном техногигантами по принципу казино, искажающего восприятие времени

Соцсети воздействуют на мозг так же, как казино, искажая наше восприятие времени, пишет UnHerd. Бесконечные новостные ленты и эмоционально заряженный контент негативно влияет на память и восприятие реальности, из-за чего пользователям кажется, что жизнь течет быстрее. Побороть этот эффект можно, но для этого пользоваться социальными медиа нужно осознанно.

Самое распространенное существительное в английском языке — «время». Мы с особым пиететом относимся к нему, поскольку время — это наиважнейшая вещь в нашем мире. Без него ничто не сможет произойти. И все же большинство из нас относится ко времени так, будто оно не играет особой роли. Мы сильно возмущаемся, когда высокотехнологичные компании-гиганты воруют наши данные, однако, при этом, проявляем удивительное безразличие, когда эти же самые компании крадут наше время.
 
Одна из причин такого безразличия заключается в том, что истинные масштабы этого воровства от нас сокрыты. Платформы социальных сетей на протяжении многих лет ускоряют наше ощущение времени и тем самым, по сути, укорачивают нашу жизнь. При этом, они делают это столь хитро и умело, что человек редко осознает, что у него постоянно крадут время.
 
У каждого пользователя социальных сетей когда-нибудь, да воровали время. Например, каждый из вас наверняка часто заходит к себе в аккаунт с намерением по-быстрому пробежаться глазами по информационным сообщениям, но глядь — уже прошли полчаса, а вы все еще зависаете в соцсети, не понимая, на что же эти тридцать минут были потрачены. Этому явлению даже придумали название: «отвращение за 30 минут» (оригинальный термин: «30-minute ick factor»). И данный вывод подтверждается эмпирически. Наблюдения показали, что пользователи таких приложений, как TikTok и Instagram*, уже через несколько минут перестают замечать время, проводимое на этих платформах, причем даже в том случае, когда им четко напоминают о том, чтобы они следили за временем.
 
И эта неспособность замечать время, проведенное в соцсетях, совсем не случайна. Вот что по этому поводу сказал президент-основатель Facebook* Шон Паркер: «Принцип, который был положен в основу этих приложений… воплощался, главным образом, в следующем: „Как бы нам сделать так, чтобы человек как можно больше потратил у нас времени и больше уделял нам осознанного внимания?“» Неудивительно, что сам Паркер не пользуется социальными сетями, утверждая, что они «съедают слишком много времени».
 
Чтобы понять, как крупным технологическим компаниям удается выкрадывать наше с вами время, мы должны сначала разобраться в том, каким же образом мозг вообще его воспринимает (это называется «хроноцепцией»). Человеку отнюдь не всегда кажется, что время течет с постоянной скоростью. Чем неприятнее некое событие, тем оно течет медленнее. Именно по этой причине люди склонны переоценивать продолжительность таких чрезвычайных ситуаций, как землетрясения и аварии.
 
В общем и целом, некое событие ощущается в данный момент как более длительное, если оно сопровождается бóльшим количеством подробностей, характеризуется бóльшим разнообразием красок. Однако в данный конкретный момент мы вообще редко думаем о времени; наше восприятие времени склонно, скорее, к ретроспекции, постоянному обращению к прошлому. А восприятие человеком времени в ретроспективе определяется памятью. Чем больше люди помнят о некоем событии, тем более протяженным оно воспринимается, и тем более медленным кажется протекающее время.
 
Иногда событие, происходящее в данный момент, может показаться кратким, однако в памяти оно будет восприниматься как долгое, протяженное. А бывает и наоборот. Классический пример — «парадокс отпуска»: во время отдыха время летит быстро, поскольку человек переполнен большим количеством новых впечатлений. Однако по возвращении из отпуска время покажется более длительно протекавшим, более протяженным, потому что у человека осталось от отпуска много ярких воспоминаний, каждое из которых придает прошлому глубину. И наоборот, когда человек проводит томительные минуты в зале ожидания аэропорта, постоянно поглядывая на часы, то сверхобостренность восприятия заставляет время в данный момент течь медленнее. Но поскольку в процессе ожидания никаких особых событий не проходит, то яркие воспоминания отсутствуют, и поэтому отрезок времени, проведенного в аэропорте, когда о нем будут вспоминать в будущем, покажется кратким.
 
Опасность социальных сетей — и в этом их особенность — заключается в том, что они ускоряют восприятие времени как в данный момент, так и в ретроспективе. И этот эффект возникает за счет того, что одновременно ухудшается восприятие событий в настоящий момент и снижается память о прошлом.
 
Попробуйте вспомнить, какую именно информацию вы увидели в социальных сетях, когда недавно туда заходили. И станет понятно, что вы почти не сможете припомнить ни одного поста, даже если провели в соцсетях несколько часов. Это феномен подтверждается исследованиями, которые показали, что социальные сети ухудшают как кратковременную, так и долговременную память. Лента новостей в социальных сетях подобна Лете — мифической реке, в водах которой заблудшие души пытались смыть свои грехи, и память о них, действительно, исчезала, благодаря дарованному забвению.
 
Но чем же объясняется «эффект Леты»? В принципе, при просмотре социальных сетей увеличивается продолжительность, континуальность восприятия, и обостряется запоминание; время замедляется, поскольку пользователь отбирает увлекательный, скандальный и даже пугающий контент, правда, при этом он редко запоминается. Причина этого противоречия проста: если каждый из постов в соцсетях содержит тревожный материал, то человеческий мозг быстро теряет чувствительность и начинает воспринимать тревожный контент как обыденность, рутину. А обыденность, будучи инертной и, следовательно, не запоминающейся, ускоряет время.
 
Существуют и другие, более изощренные способы, которыми социальные сети подавляюще действуют на восприятие и память. Один из них — использование так называемых «специалистов по привлечению внимания». Их специально нанимают для разработки таких интерфейсов, которые должны привлечь и удержать как можно больше внимания пользователей, поглощая их время.
 
Чтобы понять, как специалистам по привлечению внимания удается намеренно искажать восприятие времени, нужно обратиться к истории планировки игровых залов казино. Еще в семидесятые годы некий игроман Билл Фридман превратился в управляющего казино благодаря тому, что он изучал уловки, которые использовались для манипуляций посетителями, и совершенствовал их. В конечном итоге Фридман изложил свои идеи в нескольких книгах, которые стали настольными книгами по дизайну игровых залов казино.
 
Свои принципы Фридман, похоже, позаимствовал из сферы розничной торговли. В самом деле, супермаркеты, например, долгое время проектировались как некие лабиринты, где товары повседневного спроса, такие как молоко и яйца, располагались в самом центре магазина, и поэтому, чтобы дойти до них, покупателям приходилось проходить мимо бесчисленного множества других товаров. Цель такой планировки супермаркетов состояла в том, чтобы вызвать так называемый «эффект Груэна»: он проявляется в том, что покупатель забывает о цели своего визита в магазин и начинает бесцельно по нему бродить, совершая незапланированные покупки. Вот и Фридман предложил похожую стратегию: он захотел устроить казино подобно лабиринтам, где даже пути к туалетам и выходам будут ветвиться и изгибаться среди рядов соблазнительных игровых автоматов. Столь агрессивное, напирающее окружение станет отвлекать людей от самих себя, и поэтому они будут действовать спонтанно, а отнюдь не обдуманно, и, следовательно, станут подчиняться внешнему воздействию, вместо того, чтобы сопротивляться ему.
 
Фридман отвергал проекты с открытой планировкой, продвигая вместо них принцип разделения внутреннего пространства залов казино на кабинки; цель такого разделения состояла в том, чтобы игроки могли видеть лишь свое непосредственное окружение. Такая планировка ограничивала их внимание, человек постоянно испытывал боязнь пропустить что-то интересное: игрок слышал восторженные крики и ликование из соседней кабинки и начинал искать причину этого шума. Так он все глубже забредал в лабиринт.
 
Дорожки в лабиринтах Фридмана имели как можно меньше поворотов под прямым углом. Это связано с тем, что резкие повороты резко активируют внимание пешеходов, заставляя их менять направление. И когда нужно решить, куда идти, они могут задумываться, а не пора ли уйти. По этой причине Фридман выступал за криволинейные пути без заметных поворотов, начал и концов, по которым можно было бы постоянно двигаться на автопилоте. Цель этого чрезвычайно успешного дизайна состояла в том, чтобы держать посетителей в неведении, максимально погружая их в атмосферу игры в казино, отвлекая от всего остального и дезориентируя их.
 
Идеи Фридмана произвели революцию в игорном деле во всех уголках мира. И многие из его подходов позже нашли применение в дизайне социальных сетей, где они, как оказалось, еще более эффективно способны снижать внимание. Например, на заре развития социальных сетей можно было дойти до конца ленты сообщений. Все эти концы действовали подобно «поворотам под прямым углом», тем самым выводя читателя из режима автопилота. Однако вскоре ленты сообщений стали «криволинейными» из-за бесконечной прокрутки и функции автовоспроизведения — функций, которые, как мы теперь знаем, ухудшают восприятие и память, как бы усыпляя человека и подчиняя его.
 
Тем временем платформы социальных сетей становятся все более запутанными, стремясь заманить людей в свои ловушки. Каждая веб-страница усеяна ссылками, а каждая из таких ссылок — это путь в другой лабиринт. И многие из этих ссылок намеренно размещены там, где им не место: результаты поиска приправлены скрытыми рекомендациями, не имеющими отношения к вашему поисковому запросу, а в личных уведомлениях часто скрываются ссылки на общие новости.
 
По сравнению с казино, социальные сети в еще большей степени дезориентируют и запутывают человека, поскольку все наши ленты новостей — это лабиринты, причем, не только в пространстве, но и во времени. Противоположность лабиринту — это прямой путь, а прямой путь с точки зрения времени — это последовательность событий. А для последовательности событий характерны упорядоченность и синтагматичность (т.е. когда каждый последующий элемент повествования вытекает из предыдущего); гораздо лучше закрепляется в памяти именно последовательное изложение событий, благодаря общности сюжета и упорядоченности. Вот почему исследования неизменно показывают, что человек гораздо лучше запоминает информацию, представленную в упорядоченной форме.
 
Последовательно изложенные сообщения обладают запоминаемостью и упорядоченностью, благодаря этому они становятся хорошими контролерами времени. Таким образом, замечать и контролировать время, проводимое на платформах соцсетей, можно через последовательно изложенный сюжет, превращая время в отдельные сообщения. Именно по этой причине, как показывают исследования, люди, одинаково погруженные в данный конкретный сюжет, обычно сходно воспринимают временны̀е интервалы. Если мы не можем превратить временной отрезок в последовательное сообщение, нам трудно будет следить за течением времени.
 
Одним словом, дело вот в чем: новостная лента, которую вы просматриваете в соцсетях, сопротивляется выстраиванию последовательного и упорядоченного сюжета, потому что она являет собой противоположность последовательности и упорядоченности. Это происходит из-за того, что она — ни что иное, как лабиринт во времени. У нее нет ни начала, ни середины, ни конца, и каждая последующая публикация в этой новостной ленте никак не связана с предыдущей, поэтому просматривать эту ленту новостей — это все равно, что читать книгу на ураганном ветру: ветер быстро перелистывает страницы, сосредоточиться на тексте крайне сложно — одним словом, прочитанные отрывки нельзя объединить в единый, связный текст и запомнить его.
 
Таким образом, просматривая публикации в соцсетях, пользователь не только теряется во времени, но и забывает о содержании самих этих публикаций. Например, мы без труда можем пересказать сюжет прочитанной нами книги или же фильма, который мы посмотрели в прошлом году, но — мы едва ли можем припомнить те новости, которые видели вчера в интернете.
 
Несмотря на то, что вы немногое можете припомнить из тех новостей, которые появлялись у вас в соцсетях, тем не менее, вы не прочь прокрутить новостную ленту, причем не без удовольствия. Вероятно, это тоже уловка. Вот что показали исследования: пользователи расценивают время, проведенное в соцсетях, как более приятное, если, пребывая в интернете, они забывают обо всем остальном, в том числе и о времени. Другими словами, когда человеку хорошо и весело, время бежит быстро; можно сказать и наоборот, если время бежит, то человек полагает, что ему было хорошо и весело. Таким образом, специалисты по привлечению внимания пытаются сделать так, чтобы человек как можно меньше жалел о времени, потраченном в интернете.
 
Даже если такое сожаление и возникает, социальные сети прекрасно умеют заставить пользователя вернуться. Казиношные кабинки Фридмана, о которых мы говорили ранее, были разработаны специально для того, чтобы провоцировать состояние тревожности, которое возникает, когда человек боится пропустить что-то, как ему кажется, интересное или важное (боязнь пропустить интересное, или БПИ): кабинка позволяет вам слышать крики восторженных игроков из соседней кабинки, не давая увидеть причину (до тех пор, пока вы не зашли в соседнюю кабинку). С этой же целью в социальных сетях пользователя периодически дразнят пуш-уведомлениями, намекая ему, что он, мол, упускает какую-то важную информацию и единственный способ быть в курсе всего — это снова войти в лабиринт. В результате того, что пользователя целый день атакуют этими уведомлениями, его внимание постоянно переключается между реальным и виртуальным мирами, и поэтому он так и не может полностью освоиться ни в одном из них.
 
В результате такое переключение внимания порождает свои собственные проблемы. Когда внимание постоянно перескакивает между параллельными задачами, возникает эффект «затрат на переключение внимания» (То есть, тратится дополнительное время и прилагаются лишние усилия для переключения с одной задачи на другую — прим. ИноСМИ), из-за этих переключений пользователь может потерять счет времени. Постоянно отвлекая пользователя, социальные сети, таким образом, способны снижать его бдительность и «укорачивать» его дни, даже в том случае, когда человек их не использует, из-за чего он начинает воспринимать реальный мир столь же поверхностно, как и виртуальный.
 
Теперь же, когда мы все это осознали, можно попытаться что-то как-то решить озвученную проблему. К счастью, у нас имеются инструменты, помогающие активно замедлить наше восприятие времени. Один из них — отказаться от социальных сетей вообще или же, по крайней мере, ограничить их использование. Исследования показывают, что отказ от социальных сетей может привести к мгновенному замедлению времени, особенно у тех пользователей, которые испытывают сильную зависимость от них. Более того, как показало исследование, в котором приняли участие 35 тысяч человек, отказ от социальных сетей, как правило, может уже всего через несколько недель отчасти положительно повлиять на психическое здоровье.
 
Однако в том же самом исследовании также было установлено, что время, сэкономленное людьми, отказавшимися от социальных сетей, часто тратилось на просмотр других приложений, в которые все чаще встраиваются функции искажения времени, характерные для социальных сетей. Возьмем, к примеру, чат-ботов. По сути, они построены как лабиринты: они не только часто дают ответы не соответствующие реальности, но и склонны «компенсировать многословием», то есть часто путаются и дают двусмысленные ответы, в результате чего каждый их ответ порождает еще больше вопросов и создает своего рода вербальный «эффект Груэна». Они также склонны подтверждать заблуждения пользователей, затягивая их все дальше и дальше в обманчивые и опасные «кроличьи норы», т.е. увлекая в сложные и долгие лабиринты, из которых трудно выбраться.
 
Чат-боты также становятся все более «криволинейными», «лабиринтообразными»; они все чаще заканчивают свои ответы вопросом или предложением дальнейшей помощи — образно говоря, эта пластинка все крутится и крутится без конца. Теперь Meta** планирует научить своих чат-ботов отправлять вам непрошеные сообщения, основанные на предыдущих разговорах (это аналог кабинок Фридмана, только на базе искусственного интеллекта). Эти разработки создают проблемы, так как имеются свидетельства, что при неосторожном использовании чат-боты могут нарушать осознанное восприятие и память, подобно соцсетям.
 
Таким образом, главная проблема, которая здесь просматривается, — это не социальные сети или чат-боты сами по себе, а криволинейные, запутанные лабиринты. Сохранять осознанное восприятие действительности и следить за временем мы сможем только если вместо того, чтобы бродить в лабиринтах по их плавно закручивающимся путям-дорогам, ведущим в никуда, мы станем делать резкие повороты к четко обозначенным целям. Мы могли бы даже научиться использовать социальные сети и чат-боты (а они, кстати, являют собой две невероятно полезные технологии) себе во благо — чтобы они наполняли нашу жизнь полезным содержанием, а не обедняли ее.
 
Теперь мы знаем, как именно платформам соцсетей удается ускорять время. Если же мы сможем использовать противоположные подходы, то в этом случае не исключено, что нам удастся замедлить бег времени. Для хорошего запоминания каких-либо событий человеческому мозгу нужны какие-то значимые стимулы: неожиданные, яркие события, сильные чувства, какие-нибудь значимые предметы. Социальные сети создают иллюзию всего этого, хотя на самом деле они же их и уничтожают. Вместо поиска всех этих вещей в виртуальном мире, мы должны искать все это в мире реальном.
 
Один из способов не утратить связь с реальностью заключается в том, чтобы всегда держаться того жизненного подхода, который с наибольшей вероятностью выведет на правильный путь: читать книги вместо того, чтобы зависать в соцсетях; отправляться в увлекательные поездки вместо того, чтобы сидеть дома. Человеку также необходимо сосредоточиться на тех впечатлениях, которые этот его образ будет вызывать. Самый простой способ усилить чувство — это наслаждаться им. Поэтому перестаньте безучастно листать страницы жизни, словно это лента новостей, и научитесь концентрировать внимание на настоящем, текущем моменте. Резюмируя сказанное в сорока семи научных статьях, можно сделать следующий вывод: существует связь между хорошо развитой осознанностью и замедлением субъективного времени (осознанность — это навык удерживать внимание в настоящем моменте — прим. ИноСМИ).
 
Чем меньше человек делает что-нибудь на автопилоте, тем больше событий он способен припомнить и тем более продолжительной будет ему казаться жизнь. Поэтому возьмите себе за правило — сопротивляйтесь автопилоту, сопротивляться привычке; вместо этого выберите жизнь, полную альтернатив. Всякий раз, когда вы будете ловить себя на том, что делаете что-то рутинное (например, постоянно проверяете телефон), спросите себя: зачем вы это делаете? А может быть есть какая-то альтернатива получше? Если есть, или же если вы не понимаете, зачем полезли в телефон, то займитесь чем-нибудь другим.
 
Здесь мы подходим к самому, пожалуй, сильному замедлителю времени — удивлению. Человек склонен запоминать новые впечатления гораздо лучше, нежели повторяющиеся, рутинные. Именно поэтому нам кажется, что время ускоряется с возрастом: чем старше человек становится, тем меньше новых впечатлений остается в его памяти. Именно поэтому пожилые люди лучше помнят свою молодость, чем зрелость. Свежие впечатления лучше запоминаются; вот почему становятся понятны причины, по которым ученые постоянно обнаруживают доказательства существования так называемого «эффекта неожиданности», то есть, явления, при котором неожиданный стимул, возникающий среди предсказуемых, воспринимается как более длительный. Вдобавок, недавно проведенными исследованиями было установлено вот что: обычный стимул, следующий сразу после неожиданного, также воспринимается как более длительный. А это говорит о том, что новые впечатления замедляют время, повышая обостренность восприятия.
 
Вот такие итоги. Если хотите, чтобы жизнь казалась вам длиннее, стремитесь по возможности к новому вместо обыденного, к намеренному вместо непроизвольного, к упорядоченному вместо хаотичного, к эмоциональному вместо безэмоционального, апатичного. И самое главное, не позволяйте технологическим гигантам навязывать вам темп жизни, поскольку они действуют не в ваших интересах.
 
Сенека однажды написал: «Самая короткая и беспокойная жизнь бывает у людей, которые не помнят прошлого, пренебрегают настоящим, боятся будущего» — но как раз именно к этому и понуждают нас социальные сети. Однако у человека всегда есть выбор — он может поступить наоборот и, тем самым, растянуть время, ведь важно не сколько дней в твоей жизни, а как эти дни проживаются. Цени настоящее — ведь когда-нибудь в будущем ты станешь оглядываться на это время, жалея, что не оценил его в полной мере. И вообще, не трать время попусту на просмотр сообщений в соцсети, о которых ты завтра даже и не вспомнишь.
 
Гурвиндер Бхогал (Gurwinder Bhogal)
 
*Принадлежит компании Meta, чья деятельность запрещена в России как экстремистская
**Компания признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена
Добавил suare suare 5 Октября
Дополнения:
The EconomistВеликобритания
06 февраля 2024 06:03
 

Economist: основным источником новостей для молодежи стали социальные сети

Человек тратит четверть своего времени бодрствования на соцсети, пишет Economist. Они не только приносят удовольствие, но и являются площадкой для дискуссий и политических кампаний. Эксперты рассказали, как трансформировались соцсети за последние 20 лет и что будет дальше.

Сеть Facebook* отмечает свое двадцатилетие. При этом социальные приложения продолжают трансформироваться.

Четвертого февраля сети Facebook* стукнет 20 лет, но и сегодня она все так же остается предметом споров и привлекает деньги, как и в те времена, когда она была всего лишь дерзким подростком-сорвиголовой. 31 января американские сенаторы подвергли критике основателя Facebook* Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) за распространение вредных материалов. На следующий день он объявил о новых блестящих достижениях Meta* (материнской компании, владеющей сетью Facebook*), стоимость которой сейчас оценивается в 1,2 триллиона долларов. Социальные сети неизменно привлекают к себе огромное внимание не только заядлых пользователей, но и критиков – и в то же время они претерпевают глубокую, но малозаметную трансформацию.
 
Причины притягательности социальных сетей заключались в том, что в них объединяется воедино частное общение и массовая коммуникация. Теперь же эта смесь вновь распадается на два элемента: сообщения, публикуемые вашими друзьями, уступили место видеоконтенту от незнакомцев, что напоминает этакий гиперактивный телевизор. Открытые публикации все чаще перемещаются в закрытые группы, подобно электронной почте. То, что господин Цукерберг называет цифровой «городской площадью», трансформируется, порождая проблемы.
 
И это важно иметь в виду, поскольку социальные сети — это показатель того, как именно люди взаимодействуют с Интернетом. Сам же Facebook* насчитывает более трех миллиардов пользователей. Социальные приложения занимают почти половину экранного времени мобильных устройств, то есть на них приходится более четверти всего времени бодрствования. На сегодняшний день они поглощают на 40% больше времени, чем в 2020 году, – да, мир перешел в онлайн. Социальные сети не только приносят удовольствие, но и являются площадкой для онлайн-дискуссий, а также триггером для проведения политических кампаний. Уже через год, когда половина населения нашей планеты отправится на избирательные участки, политики – от Дональда Трампа до Нарендры Моди – окунутся в интернет.
 
Поразительная особенность новых социальных сетей состоит в том, что они больше не являются социальными. Такие социальные приложения, как Facebook*, вдохновленные сетью TikTok, все чаще предлагают такой набор клипов, который был выбран искусственным интеллектом в соответствии с поведением пользователя при просмотрах контента, а не его социальными связями. При этом сообщений стали публиковать все меньше и меньше. Начиная с 2020 года, доля американцев, которые утверждают, что им нравится писать в Интернете о событиях своей частной жизни, упала с 40% до 28%. Обсуждение переходит на закрытые интернет-платформы, такие как WhatsApp и Telegram.
 
В общем, свет на городской площади погас. Социальные сети всегда были непрозрачны. Однако для исследователей сеть TikTok представляет собой «черный ящик». Twitter, переименованный в сеть X, опубликовал часть своего кода, но при этом ограничил доступ к данным, сообщающим о просмотрах твит-сообщений. Группы обмена личными сообщениями зачастую подвергаются шифрованию.
 
Некоторые результаты этих процессов можно только приветствовать. Так, например, политические деятели полагают, что им придется смягчать стилистику своих посланий, чтобы привлечь на свою сторону пользователей закрытых сообществ. Какой-нибудь провокационный пост, набирающий лайки в «медвежьей яме» под названием сеть X, способен лишь вызвать отторжение — например, со стороны пользователей какой-нибудь группы родителей школьников в сети WhatsApp. Кроме того, посты в приложениях для обмена мгновенными сообщениями ранжируются в хронологическом порядке, а не по алгоритму, повышающему вовлеченность пользователей, а это снижает стимул к публикации сенсационных сообщений. В частности, закрытые группы могут сослужить хорошую службу в деле сохранения психического здоровья подростков, ведь когда личная жизнь этих самых подростков обсуждалась прилюдно, им от такой публичности приходилось ох как непросто.
 
В гиперактивном сегменте социальных сетей алгоритмы, построенные на учете поведенческой реакции пользователей, будут добывать для вас сообщения за пределами вашего сообщества. Социальные сети по-прежнему могут действовать как «эхо-камеры», то есть усиливать и подкреплять идеи и утверждения пользователей, в ней пребывающих. Однако если интернет-канал выбирает контент из разных источников, он, по крайней мере, способен распространять те мнения и идеи, которые адекватнее отражают действительность.
 
Однако этому новому миру социальных сетей присущи и свои недостатки. Так, скажем, приложения для обмена сообщениями по большому счету не модерируются. Для небольших групп это хорошо: интернет-платформы должны контролировать сообщения так же, как это делают телефонные компании, отслеживающие звонки, – и не более того; напомним, что в диктаторских режимах зашифрованный чат может порой спасти человеческую жизнь. Однако в сети Telegram общение в группах, насчитывающих 200 тысяч человек, больше смахивает на какофонию, чем на диалог. Да и к тому же, политики в Индии распространяли через WhatsApp ложную информацию – а подобная информация наверняка была бы удалена из открытой сети, такой как Facebook*.
 
По мере того, как люди переходят в закрытые группы, покинутые открытые сети становятся менее полезными из-за снижения в них количества публичных сообщений. Во время пандемии COVID-19 ученые и медицинские работники участвовали в онлайн-дискуссиях, в которых содержались как правдивые данные, так и дезинформация. Информация из открытых источников появилась в тот момент, когда начался конфликт на Украине. На сегодняшний день подобные интернет-дискуссии исчезают или перетекают в закрытые каналы, замедляя распространение информации. Между тем, с гендерной точки зрения, пользователи, которые по-прежнему обладают влиянием в общественных сетях, – это пользователи мужского пола, причем они представлены в непропорционально большем количестве, чем женщины; они могут называть себя, скажем, то крайне левыми, то правыми – в общем, говоря простым языком, зануды.
 
Более того, алгоритмы открытой сети, основанные на анализе поведения пользователей, похоже, предназначены для распространения самых пикантных видеороликов. Раньше для того, чтобы некое сообщение «завирусилось» в социальной сети, пользователю нужно было всего лишь им поделиться. Теперь же, если пользователь просматривает сообщение, тем самым он его и одобряет, поскольку алгоритм повышает рейтинг лишь того контента, который привлекает к себе максимальное внимание. Намеренный процесс выбора контента был заменен системой, которая напрямую обращается к идентификатору. Выгоды для себя получат, помимо торговцев дезинформацией, возмутители спокойствия вроде Трампа или Наиба Букеле, ставшего фаворитом на выборах, которые пройдут на этой неделе в Сальвадоре. Интернет-платформы утверждают, что им лучше удается отсеивать фейковые сообщения; правда, с этим утверждением, скорее всего, не согласится известная певица Тейлор Свифт, ставшая жертвой так называемого скандала с дипфейком [здесь имеется в виду появление в сети изображений непристойного характера с Тейлор Свифт, которые были сгенерированы искусственным интеллектом; дипфейк – синтез изображения или голоса с помощью искусственного интеллекта. – Прим. ИноСММ]
 
Отсутствие в социальных сетях новостей, отражающих реальность, является еще более актуальной проблемой, чем даже рост фейкового контента. Цукерберг однажды заметил, что ему хотелось бы, чтобы сеть Facebook* была похожа на персонализированную газету, то есть газету, подогнанную под каждого отдельного пользователя. Но поскольку сеть ориентирована на развлечения, новости в ней составляют лишь 3% от всего контента. В социальных сетях на сегодняшний день только 19% взрослых еженедельно делятся новостями (в 2018 году их было 26%). Такие издания, как BuzzFeed News, которые полагались на распространение новостных сообщений, ушли со сцены. Но это не только их, но и наша проблема. Эта проблема касается каждого – почти половина молодых людей заявляет следующее: поскольку интернет-платформы, осуществляющие обмен сообщениями, решили, что новости более не интересны, основным источником новостей для молодежи являются социальные сети.
 
Некоторые утверждают, что изъяны социальных сетей могут быть устранены путем внедрения более совершенных методов управления, программирования или же использования какой-то иной бизнес-модели. Это, конечно же, может сработать. Однако проблемы, возникающие в связи с появлением приложений нового поколения, позволяют предположить, что недостатки социальных сетей – это зеркальное отражение изъянов, свойственных человеческому общению. Если социальные интернет-сервисы переходят к частным группам, то они неизбежно все больше будут выходить из-под контроля. Если пользователь покидает свою «эхо-камеру», то он вполне может столкнуться с более экстремальным контентом. Если пользователь выбирает безобидные развлечения, то ему будет предлагаться все меньше новостных сообщений. Поскольку социальные сети угасают, то операторам сетевых интернет-платформ и пользователям следует поменьше вспоминать старые битвы и побольше думать о том, что их ждет впереди.
 
*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
Добавил suare suare 5 Октября
Комментарии участников:
precedent
+2
precedent, 8 часов 10 минут назад , url

И вообще, не трать время попусту на просмотр сообщений в соцсети, о которых ты завтра даже и не вспомнишь.

 Заглянули в ответ и ещё раз убедились: читать надо с конца. А там сказано: «не читать». Забыли. 

KolVizin
+3
KolVizin, 2 часа 32 минуты назад , url



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать