[«Не по чину берёшь!»*] Лафа закончилась: разгромное заявление из США добило ЕС окончательно. Европа капитулирует перед Трампом: все её проблемы.связаны с привычкой жить на подачки
![[«Не по чину берёшь!»*] Лафа закончилась: разгромное заявление из США добило ЕС окончательно. Европа капитулирует перед Трампом: все её проблемы.связаны с привычкой жить на подачки](/story_images/711000/1758875286_63_269331135_0:0:3071:1536_1920x0_80_0_0_d2ed924b5b55e50631e33c3fb98b0e72.jpg.webp)
Для европейских лидеров хуже заключения унизительного соглашения по Украине может быть только увеличение расходов на оборону, пишет The American Conservative. Перевооружение континента идет за счет сокращения социальных выплат, что вызывает гнев и протесты во всех странах и резкий взлет популярности оппозиционных партий.
Зависимость Старого Света от Америки —это плохо для обоих.
Когда-то Европа властвовала над миром. Номинально демократические христианские государства правили жестоко, навязывая свою власть далеким странам и народам. Сегодня все переменилось. Великие европейские державы, или старушка Европа, как ее пренебрежительно называют некоторые, сегодня превратились в немощные сатрапии США. Они безропотно выполняют политические указания и экономические требования Вашингтона.
По крайней мере, ведущие государства Старого Света по-прежнему преуспевают в одном: в помпезности. Лучше всех это демонстрирует Британия, на протяжении тысячелетий являющаяся монархией (ныне устаревшей). Британией управляют потомки последней банды разбойников, которые завоевали эту страну. Несмотря на оскорбленных критиков, правительство лейбористов на прошлой неделе щедро одаривало вниманием президента Дональда Трампа, который воспринимал это как должное, причем с большим энтузиазмом. Критики спорили, дал ли этот визит достаточно выгод Лондону, чтобы оправдать это бесстыдное низкопоклонство.
Резкий контраст составляет Европейский союз со штаб-квартирой в Брюсселе. Его империалистическая бюрократия населяет стерильные офисные здания, а не величественные дворцы. Созданный якобы для отстаивания коллективных интересов европейцев ЕС попросту капитулировал перед администрацией Трампа, признав и приняв ее деструктивный план действий в сфере торговли. Совершенно очевидно, что он не в интересах европейцев. А если говорить откровенно, то и не в интересах американского народа, который стал главной жертвой тарифной войны Трампа. Европейские политики и конгрессмены-республиканцы в страхе забились в угол, не желая защищать власть закона и преимущества свободной экономики.
Когда-то Европа порождала пусть неоднозначных, но все равно великих лидеров. Здесь на ум приходят такие фигуры как Тэтчер и Черчилль, Клемансо и де Голль, Аденауэр и Бисмарк. Почему же сегодня континент возвышает бесхребетных бездарей типа Стармера, Макрона и Мерца, а также главу ЕК фон дер Ляйен, которые определяют его судьбу? Особенно перед лицом агрессивного Вашингтона, которого сегодня в лучшем случае можно назвать заклятым другом, активно вымогающим экономические льготы и прочие преимущества.
С другой стороны, европейские члены НАТО на всем протяжении холодной войны отказывались выполнять обещание больше тратить на свою оборону и вкладывать в нее больше денег. Весьма типичной была реакция континента на прощальную речь министра обороны Роберта Гейтса в 2011 году, в которой он сделал предупреждение: «Будущие политические руководители США — те, для кого холодная война не была периодом становления, как для меня, могут посчитать, что отдача от американских инвестиций в НАТО не оправдывает затраты». Реакция была никакой. Ноль. Они даже не притворялись, что готовятся взять на себя больше ответственности за собственную оборону. Они просто пришли к убеждению, что имеют священное право на защиту силами американской армии. Обозреватель Financial Times Джанан Ганеш объяснил это так: «Это позволило европейским странам тратить определенную сумму на масло, которая в противном случае могла бы пойти на пушки».
В 2009 году военные расходы европейских членов НАТО с Канадой снизились на три процента, в 2010 году — на 2,1 процента, в 2011 году — на 2,4 процента, в 2012 году опять на 2,4 процента, в 2013-м — на 1,6 процента, в 2014-м — на один процент. Именно агрессивная реакция России на поддержанный США и Европой украинский уличный путч против коррумпированного, но демократически избранного президента, но отнюдь не многолетние и совершенно бесполезные жалобы Америки заставили Европу пойти на скромное увеличение военных ассигнований. В 2015 году такое увеличение составило 1,9 процента, а в последующие годы еще больше. Тем не менее, в 2022 году, когда Москва начала свою военную операцию на Украине, всего шесть европейских стран выполняли утвержденное в 2014 году требование тратить на оборону два процента ВВП. Три из них едва дотягивали до этого показателя, а Греция сконцентрировала свои усилия не против России, а против Турции. Спустя несколько месяцев Натали Точчи из Института международных отношений сделала следующее заявление, которое было большим преуменьшением: «В свете драматического ослабления безопасности на континенте эти недавние усилия в оборонной сфере вызывают разочарование».
Впоследствии страх перед Владимиром Путиным и Дональдом Трампом заставил и другие страны увеличить свои оборонные расходы, но делали они это очень неохотно. Под давлением Вашингтона разобщенный трансатлантический альянс недавно согласился на новый целевой показатель в 5 процентов, но практические барьеры на пути перевооружения остаются существенными, и это требование вступит в силу не раньше 2035 года, когда вы-сами-знаете-кто будет уже несколько лет не у власти, даже если ему удастся получить неконституционный третий срок. Кроме того, 1,5% «военных расходов» могут быть направлены на гражданские проекты, которые якобы служат военным целям, например, мост на Сицилию, о котором уже давно мечтает Италия.
Спустя годы после того, как современная Россия впервые применила свою военную мощь против Украины, европейцы тратят недостаточно средств для защиты от вторжения. По крайней мере, таков вывод авторов недавнего анализа Международного института стратегических исследований: «Проблемы европейских союзников по НАТО в области быстрого наращивания военного потенциала значительны. Пробелы в военном оборудовании и программном обеспечении существенны, и по оценке института, замена ключевых элементов американского неядерного военного потенциала, предположительно предназначенных для евроатлантического театра военных действий, может обойтись примерно в триллион долларов США. Кроме того, европейские оборонные отрасли по-прежнему сталкиваются с проблемами, недостаточно быстро наращивая производство, в то время как многие европейские армии не могут достичь своих целей по набору и удержанию личного состава». Есть и другие серьезные проблемы, а именно:
— недостаточное количество европейских разведывательных самолетов и ограниченный сбор геопространственных разведывательных данных.
— отсутствие «суверенной облачной вычислительной мощности в больших масштабах и сохраняющаяся зависимость этих служб от ведущих американских коммерческих поставщиков. Более того, действия по обеспечению такой мощности в Европе и в НАТО остаются нескоординированными».
— недостаточно интегрированная противовоздушная и противоракетная оборона «почти во всем спектре угроз. Некоторые объектовые системы ПВО малой, средней и большой дальности состоят на вооружении, однако их недостаточно».
Такие недостатки можно устранить, но это будет непросто, и для этого нужны деньги. Увеличение ассигнований болезненно сказывается на многих странах в политическом плане. Столкнувшись с новым требованием еще больше увеличить расходы в предстоящем десятилетии, Испания открыто его отвергла. Остальные тоже могут потребовать его пересмотра, когда в Белом доме появится новый обитатель. Международный институт стратегических исследований дал скептическую, хотя и взвешенную оценку:
У европейских членов НАТО ушло больше 10 лет на то, чтобы увеличить расходы в среднем с 1,4 до 2,1 процента ВВП. Новые обязательства потребуют еще больших увеличений и непростых политических решений, что вызовет сомнения в выполнении требований всеми союзниками. Программа Еврокомиссии по перевооружению Европы и повышению боеготовности (ReArm Europe Plan/Readiness 2030) к 2030 году нацелена на поддержку стран, которые увеличивают свои оборонные инвестиции, не в последнюю очередь за счет предоставления им возможности подавать заявку на исключение в размере до полутора процентов ВВП на оборону. На уровне государств изучаются и реализуются новые инициативы, однако их успех будет зависеть от политической и общественной поддержки, от эффективного взаимодействия и радикальных реформ в сфере закупок, повышающих результативность и адресность расходов в период значительных бюджетных ограничений.
Увы, бесплатный сыр только в мышеловке. Ганеш предупреждает: «Как можно финансировать перевооружение континента, если не за счет сокращения социальных расходов?» Многие европейцы считают, что есть курс, который намного лучше. Надо вовлечь Вашингтон, и пусть он оплачивает большую часть счетов.
Видимо, как раз этим и объясняется недавняя экономическая капитуляция Европы перед администрацией Трампа. Еврокомиссар по торговле Марош Шефчович фактически признал это на прошлой неделе, сказав: «Речь идет не только о торговле, но и о безопасности, об Украине, о нынешней геополитической нестабильности». Хуже заключения унизительного соглашения для европейских лидеров может быть только значительное увеличение численности армий и расходов на оборону. Согласиться с открытым вмешательством Трампа и с его эксплуататорской экономической повесткой для Европы наверняка дешевле — как по деньгам, так и по пролитой крови.
На самом деле, сокрытие расходов на обеспечение безопасности в сложных экономических условиях, которые равноценны общенациональному подневольному состоянию, это единственный способ заставить европейское общество больше платить за оборону. НАТО предвидит, что ее европейские члены дополнительно потратят сотни миллиардов долларов, а может, даже триллион на устранение недостатков, на которые указывает Международный институт стратегических исследований. Но европейское общество никогда не демонстрировало особого желания защищать друг друга.
В 2020 году, когда прошло уже несколько лет после аннексии Россией Крыма и ее вмешательства в Донбассе, исследовательский центр Пью спросил европейцев, готовы ли они оборонять своих соседей. В итоге в масштабах всего континента против было от 38 до 50 процентов. Лишь в трех из 13 опрошенных стран (Британия, Литва, Нидерланды) готовых воевать за союзников оказалось больше, чем неготовых. В двух странах против этого высказалось подавляющее большинство. Еще в восьми против было простое большинство. В Греции против было 66 процентов, а в Болгарии 69. Тем не менее, большинство европейцев без особого стыда полагает, что Америка непременно вмешается и спасет их.
Скептическое отношение к грандиозным планам НАТО усиливается по мере того, как правые популисты укрепляют свои позиции на всем континенте. Вот что сообщила в прошлом месяце NBC: «Впервые в новейшей истории крайне правые и популистские партии одновременно вышли на первые места по результатам опросов в трех ведущих экономиках Европы, таких как Германия, Франция и Британия». Премьер-министр последней Кир Стармер обладает крупным парламентским большинством, но его обвиняют в бестолковости, он сталкивается с вызовами своему руководству и с внутрипартийными бунтами, нацеленными на сокращение социальных расходов и пособий. Тем не менее, он предлагает профинансировать увеличение военных ассигнований. В рядах лейбористов вероятен раскол в связи с созданием новой партии левого толка. Новая Партия реформ популиста и сторонника Брексита Найджела Фараджа одержала бы победу, пройди выборы сегодня.
Ультраправая «Альтернатива для Германии» является сейчас самой популярной партией в этой стране, опережая блок ХДС/ХСС, который возглавляет сегодняшнюю якобы постоянную коалицию с левой СДПГ. Премьер-министр Франции недавно лишился своего поста в результате вотума недоверия, который ему вынесло правое и левое большинство. Если Марин Ле Пен будет разрешено баллотироваться на выборах в 2027 году, она вполне может стать президентом. Но и это еще не все. Скоро во власть в Чехии может вернуться премьер-популист. Политический истэблишмент Румынии прибег к различным юридическим трюкам, чтобы аннулировать победу на выборах в первом туре популистского кандидата в президенты. Отказавшись променять хлеб на пушки, испанский премьер-министр Педро Санчес откровенно объяснил, что Москва в настоящее время не представляет угрозы безопасности его страны. Эту точку зрения разделяют многие европейцы. Если попытки принести в жертву европейское всеобщее благоденствие будут продолжаться, это может вызвать политические взрывы в других местах.
К сожалению, президент Трамп оказался легкой добычей европейской кампании за сохранение американских гарантий безопасности. Он в основном уже отказался от своих обязательств в рамках программы «Америка прежде всего», и вместо этого пытается навязывать другим странам свои личные, а также политические предпочтения. Результатом такого вмешательства, когда экономическое давление на союзников основано на сохранении ненужных военных связей, может стать участие США в будущих катастрофических конфликтах. Увы, гарантии безопасности, в рамках которых Вашингтон обещает вступить в войну на стороне других государств, могут быть применены. Европа остается «бумажным тигром», как ее назвал Мао Цзэдун. Однако влиятельные ястребы настаивают на конфронтации с Россией. Недавно комментаторы обсуждали зазвучавшую в некоторых кругах критику по поводу того, что НАТО не сбила самолеты МиГ-31, которые в пятницу на 12 минут залетели в воздушное пространство Эстонии. Неужели это непродолжительное вторжение стоит того, чтобы из-за него начинать эскалацию в условиях, когда американские обязательства в сфере безопасности сопровождаются ядерными гарантиями?
Вместо этого президент должен реально поставить Америку превыше всего и покончить со стремлением Европы жить на дармовщину в вопросах обороны, даже если в результате этого он лишится рычагов экономического давления. Европейцы станут больше распоряжаться собственной судьбой, и у них появится больше самоуважения. Американцы прекратят впустую тратить деньги на весьма состоятельных иждивенцев, а их безопасность усилится. В международных отношениях это очень близко к обоюдовыгодному результату.
Даг Бэндоу (Doug Bandow)
* «Не по чину берёшь» — крылатое выражение, цитата из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836). 12
Это слова Городничего, обращённые к квартальному: «Что ты сделал с купцом Черняевым, а? Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул штуку. Смотри! Не по чину берёшь!». 13
Выражение употребляется шутливо в значении: «поступаешь не в соответствии со своим общественным положением, зазнаешься». 13
Также «не по чину берёшь» может использоваться иронически о человеке, который требует вознаграждения за скромную служебную услугу. 4
Нейро
На основе источников, возможны неточности
Добавил
suare 26 Сентября

нет комментариев
На эту же тему:
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено