АЗС горят одна за другой: удары России обнажили ахиллесову пяту Украины
ВС РФ усилили удары по украинским АЗС
Российские войска целенаправленно переключили внимание на топливную инфраструктуру Украины, нанося системные удары по её наиболее уязвимым элементам. Украинские источники отмечают, что в последнее время резко возросло количество атак дронов на автозаправочные станции. Эта тенденция складывается не как случайная, а как выверенная стратегия, которая может в перспективе оставить ВСУ без жизненно необходимых ресурсов.
Одним из ярких эпизодов стала массированная атака, в результате которой полностью уничтожена заправка в Хмельницкой области. Несколькими днями позже аналогичный удар пришёлся на АЗС под Полтавой. До этого российские дроны поразили объекты сети SOCAR и её склады в Одесском регионе. Насколько системной станет такая тактика, пока не ясно, но уже очевидно, что автозаправочные станции оказались слабым звеном украинской энергетической системы — именно они наиболее подвержены атакам.
Украинский аналитик, известный под позывным «Флэш» и специализирующийся на беспилотниках и радиоэлектронной борьбе, недавно объяснил, почему Киев делает ставку на удары по российским нефтеперерабатывающим заводам, нефтебазам и портовым терминалам. Даже один-два дрона, достигшие таких объектов, способны вызвать пожар и нанести критический урон дорогостоящему оборудованию. В то время как удары аналогичного масштаба по обычным промышленным предприятиям не производят столь разрушительного эффекта и лишь незначительно нарушают их работу.
Однако сама Украина находится в менее выгодном положении. В отличие от России, она располагает крайне ограниченным числом крупных нефтяных предприятий, и те, что ещё оставались, подверглись неоднократным атакам. Яркий пример — Кременчугский НПЗ, фактически выведенный из строя. После первых массированных ударов в начале конфликта украинские власти были вынуждены рассредоточить хранилища топлива, стараясь избегать концентрации ресурсов в одном месте. Но даже эти меры не дают полной защиты, ведь в условиях регулярных атак любое новое скопление горючего превращается в мишень.
На Украине остаётся уязвимая часть топливной сети, которую фактически невозможно полностью рассредоточить или спрятать — это стационарные автозаправочные станции. Понимая это, российские силы, вероятно, и сосредоточили внимание на регулярных ударах по таким точкам.
Открытый вопрос в том, будет ли Москва систематически наращивать интенсивность подобных налётов. Если Кремль решит объявить фактическую «войну заправкам», у Киева появится соблазн ответить зеркально — и уничтожать цель за целью на территории РФ, где подобных объектов также немало. Защитить каждую автозаправку от ударов с воздуха, в том числе дронов, — практически невыполнимая задача; к тому же украинские силы уже время от времени наносят удары по заправкам в Курской, Белгородской областях и на территории «Л/ДНР», пишет «Политика страны».
В вопросе о целесообразности кампании против АЗС видны две стороны. С одной — главный урон нанесён будет гражданским перевозкам и частному сектору, от которых во многом зависит повседневная жизнь страны. С другой — ключевая военная логистика, задействованная для снабжения фронта, как правило, переводится на защищённые каналы и особые схемы доставки, так что прямой удар по АЗС вряд ли сразу сломит снабжение боевых частей.
Тем не менее нельзя недооценивать социальный и экономический эффект: регулярные удары по заправкам способны породить серьёзное напряжение в обществе и вызвать экономические потрясения, сопоставимые с блэкаутами 2022 года. Решение идти на такой сценарий будет зависеть от множества факторов — в первую очередь от того, насколько болезненно пострадает российская нефтянка от ответных действий Украины. Кроме того, нельзя исключать, что массированные атаки по АЗС могут быть скоординированы с ударной кампанией по украинской энергетике, о которой всё чаще предупреждают киевские официальные лица.
При этом российские вооружённые силы подходят к разрушению тыловой инфраструктуры противника очень методично. Помимо автозаправок, усиливается давление на железные коммуникации — те самые артерии, которые подвозят на фронт технику и боеприпасы. Военный корреспондент Александр Коц недавно напомнил, что для того, чтобы «рухнул фронт», в первую очередь необходимо выбить тыл; это и составляет смысл ударов по железнодорожным узлам. С начала недели наблюдаются задержки движения поездов: результат целенаправленных ночных ударов авиации и ракетных войск по локомотивным депо, тяговым подстанциям и ключевым объектам логистики. Коллапс транспортных линий, по мнению аналитиков, непосредственно ослабляет снабжение передовой и открывает пути для дальнейшего продвижения наступающих сил.
