Владимир Путин назвал формирование бюджета 2026 года «нервной работой»
Владимир Путин на пленарной сессии ВЭФ предупредил чиновников, прежде всего главу ЦБ Эльвиру Набиуллину, о личной ответственности за принимаемые в экономической сфере решения. Ключевая ставка, по мнению многих участников форума, остаётся на запретительном уровне и угрожает российской экономике рецессией. Путин не согласился с пессимистическими оценками, однако заявил, что решение по ставке «принимает конкретный человек» и он «должен за него отвечать».
![]()
Владимир Путин на пленарной сессии ВЭФ уделил большое внимание экономическим вопросам и, в частности, прокомментировал две наиболее «горячие темы» — высокую ключевую ставку, которая, по мнению многих, «убивает» экономику и чрезмерный — в 3,4% ВВП по итогам только первого полугодия — дефицит.
«Наверняка, здесь многие сидящие в зале скажут: да, это безобразие, невозможно, нужно ключевую ставку резко снижать», — осмотрев первые ряды, на которых, действительно, сидели многие критики ЦБ (в частности, банкиры и руководители крупных промышленных компаний), заявил президент. Однако резкие движения, по его словам, приведут к очевидному результату — росту цен. А это уже вызовет недовольство более широких слоев населения. (Не говоря уже о том, что государству придётся увеличивать расходы на социальные обязательства, многие из которых индексируются на процент инфляции.)
Путин подтвердил, что главная задача ЦБ вернуть инфляцию к «известным и нужным» показателям — не больше 4-5%. И эта позиция сохраняется, несмотря на возмущение ставкой, которое высказывают производители.
(Что касается банкиров, то, по мнению президента, у них особых проблем нет — кредиты продолжают брать и на нынешних условиях, только меньшими темпами.)
«Нам нужно решать проблемы макроэкономического характера, а для этого нужно обеспечить такую мягкую, спокойную посадку экономики, чтобы обеспечить макроэкономические показатели, затормозить рост цен», — объяснял особо непонятливым президент. Он заявил, что не согласен с оценками некоторых из присутствующих о том, что российская экономика уже вошла в стадию технической стагнации. Президент уверен, что в итоге удастся убить двух зайцев — поддержать определённые темпы экономического роста (недавно глава Минфина Антон Силуанов заявил, что они составят 1,5%) и добиться снижения инфляции.
Вместе с тем Путин указал на личную ответственность главы ЦБ за принимаемые в макроэкономической сфере решения. Комментируя возможность использования искусственного интеллекта для расчёта оптимальной ключевой ставки, ВВП сказал, что соответствующие методы «можно и нужно использовать при принятии любых решений», но в конечном счете ИИ — это только инструмент. «С него ничего не спросишь». «Принимать решения подобного рода должен конкретный человек. Он и должен отвечать за принимаемые решения", — подчеркнул Путин.
Очевидно, в таком же положении находятся чиновники экономического блока, допускающие на совещаниях в Кремле дальнейшее наращивание дефицита бюджета. Напомним, что к концу первого полугодия он уже вдвое превысил план на весь 2025 год и продолжил расти ускоренными темпами в июле-августе. Путин сказал, что «некоторые коллеги в правительстве считают, что можно и этот дефицит увеличить — ничего страшного в этом нет».
На какой дефицит по итогам года ориентируются в кабмине глава государства не уточнил. (Многие эксперты считают, что он достигнет 7-8 трлн руб). По словам президента, дисбаланс расходов над доходами не опасен для финансовой стабильности и бюджетной системы, поскольку «уровень нашей долговой нагрузки — и внешних долгов, и внутренних долгов, — он является не просто приемлемым, он является низким".
Вместе с тем глава государства назвал формирование бюджета 2026 года «нервной работой». Он признал, что расходы, в том числе на военные нужды и конкретно на СВО, растут, и это требует увеличения доходов, но не за счёт повышения налогов. «Имею в виду, конечно, не увеличение налогового бремени, а повышение эффективности производства. Нужно повышать производительность труда, внедрять новые технологии, лучше организовывать производство», — указал ВВП.
Заявление президента прозвучало на фоне планов правительства увеличить фискальную нагрузку для малого бизнеса и очередных призывов парламентариев ввести налоги для сверхбогатых, чтобы закрыть «дыру», образовавшуюся из-за снижения нефтегазовых поступлений.