[Дырочки и дыры] Запад признал свой провал: финансовые потоки России перекрыть не удалось. Почему санкции не прекратили огонь на поле боя? Рубль участвует в мировой экономике, несмотря ни на что
![[Дырочки и дыры] Запад признал свой провал: финансовые потоки России перекрыть не удалось. Почему санкции не прекратили огонь на поле боя? Рубль участвует в мировой экономике, несмотря ни на что](/story_images/709000/1756096874_34_270583117_0:148:3072:1684_1920x0_80_0_0_ce77456704ed6b86d17ae35b872114b6.jpg.webp)
Западу не удалось перекрыть финансовые потоки России, пишет NYT. Отключение российских банков от SWIFT не дало желаемого эффекта: рубли все равно фактически выводятся в общую экономику, что нейтрализует все санкции, отмечает автор статьи.
На протяжении десятилетий компании опасались оказаться под санкциями США. Однако теперь положение отчасти изменилось.
Каким образом Соединенные Штаты могут наказать другие страны за их проступки? В эпоху ядерного оружия ответ такой: с помощью экономической силы. Стоит лишь ввести санкции и перекрыть доступ к доллару США, полагают они, и мучительные экономические трудности заставят страну-изгоя вести себя хорошо.
И все же Россия (по некоторым показателям больше всех других стран обложенная санкциями страна) не проявляет особого желания сделать то, чего хотят Соединенные Штаты и европейские государства —не хочет прекратить боевые действия на Украине.
Вскоре после полномасштабного вторжения России начала конфликта в 2022 году США внесли более шести тысяч физических и юридических лиц, имевших связи с российскими военными, в официальный санкционный список. Для того, чтобы эти запреты работали, финансовые учреждения, которые осуществляют международные денежные переводы, должны проверять транзакции и пресекать незаконную деятельность. В противном случае им могут грозить серьезные ограничения со стороны Соединенных Штатов, включая штрафы или даже внесение в санкционный список.
Тем не менее, России удалось вести трансграничную торговлю на сотни миллиардов долларов. Одна из причин может заключаться в том, что не удалось выявить и наказать те финансовые учреждения, которые должны были оказывать содействие этой торговле.
Анализ, проведенный New York Times, показал, что восемь из десяти крупнейших исков о нарушении санкций, наложенных мировым сообществом еще в 2014 года, когда санкции впервые ввели против России в связи с присоединением Крыма, были поданы против финансовых учреждений. Однако только два из этих исков касались России: один против венчурной компании, управлявшей средствами некоего российского олигарха, который находился под санкциями, а другой против криптовалютной биржи Binance. При этом Binance была оштрафована не в первую очередь за то, что оказывала помощь России; кроме того, она также проложила, так сказать, финансовую дорогу для других стран, находящихся под санкциями, в том числе Иран, Северную Корею, Сирию и Кубу.
Что касается тех более шести тысяч организаций, которые были включены в санкционный список, связанный с Россией, то большинство из них —это физические лица и небольшие «компании-пустышки»; менее тридцати из них — крупные компании, базирующиеся за пределами России, и только пять из них — финансовые компании. В ходе продолжения военных действий на Украине стало еще сложнее наказывать финансовые компании, помогающие российской военной машине. Отрезанная от большей части западного мира, Россия укрепила связи с Индией и Китаем — крупными экономиками, которые обеспечивают ей экономическую поддержку.
«Множество компаний по всему миру нарушили требования вторичных санкций», — заявил старший научный сотрудник Эдвард Фишман (Edward Fishman) из Колумбийского университета, который раньше работал в Министерстве финансов США. Однако, задается вопросом Фишман, «неужели вы действительно хотите обострить отношения с ОАЭ или Китаем?»
Если бы санкции действительно были введены против крупных китайских банков, то в этом случае международная торговля значительно бы замедлилась. Многие американские компании не смогли бы заплатить китайским заводам за поставленные товары или получать платежи за свой экспорт. Цепочки поставок товаров, начиная от электроники и кончая фармацевтическими препаратами, были бы заблокированы, что привело бы к резкому росту цен для американских потребителей. По словам старшего научного сотрудника Мартина Чорземпы (Martin Chorzempa) из Института международной экономики Петерсона, из-за данного подхода китайские банки оказались практически «не подвержены санкциям».
Исключения и уклонения
Бывали времена, когда нахождение в санкционном списке считалось равносильно финансовому смертному приговору. Санкционный список, представляющий собой документ объемом в три тысячи страниц и размещенный на сайте Министерства финансов США, был впервые составлен в шестидесятые.
Организациям, попавшим в санкционный список, не только запрещено вести бизнес с Соединенными Штатами, но и не разрешалось взаимодействовать с банками, использующими доллары США. А поскольку доллар США является наиболее ходовой валютой в международных расчетах, данный запрет фактически отрезает такие организации от всей мировой финансовой системы.
Как показывает анализ правительственных документов, 20 лет назад Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) занималось по большому счету мелкими нарушителями: оно налагало штрафы в среднем на сумму в несколько тысяч долларов за такие правонарушения, как контрабанда кубинских сигар.
Однако затем американская программа санкций превратилась из узкоспециализированного инструмента в главный элемент внешней политики. Так, с 2002 по 2019 год средний размер суммы вырос в 400 раз. Многомиллиардные штрафы в отношении мировых финансовых институтов, которые способствовали уклонению от санкций, пусть даже непреднамеренно, стали нормой. В 2014 году французский банк BNP Paribas выплатил США почти девять миллиардов долларов за обработку транзакций от имени суданских, иранских и кубинских компаний.
Однако, начиная с 2019 года (а тогда США оштрафовали британский банк Standard Chartered почти на один миллиард долларов за нарушение правил борьбы с отмыванием денег) крупных штрафов было вынесено немного. Опасаясь огромных взысканий, международные банки вложили миллиарды долларов в надзорные отделы, которые пресекали подозрительную транзакционную деятельность и разрывали связи с целыми странами, считавшимися слишком рискованными.
В 2022 году санкционный список пополнился именами российских олигархов, наименованиями яхт и частных самолетов. Каждое обновление списка мгновенно добавляется в базы данных финансовых учреждений по всему миру, что дает возможность блокировки транзакций.
По словам директора программы по экономическому управлению при Атлантическом совете и сотрудницы Минфина США в администрации Байдена Кимберли Донован (Kimberly Donovan), OFAC успешно выявляет нечистоплотные компании-пустышки и частных лиц, а затем включает их в санкционный список. Однако, по словам Донован, возбуждение дел против крупных банков за нарушение ограничений «становится все сложнее»: «Честно говоря, это связано с ограниченными ресурсами».
Так было и при демократической, и при республиканской администрациях.
Как выразился бывший чиновник Минфина США Дэниел Таннебаум (Daniel Tannebaum), который сейчас возглавляет отдел по борьбе с финансовыми преступлениями в консалтинговой фирме Oliver Wyman, на протяжении десятилетий «значительная часть человечества очень боялась оказаться по ту сторону санкций». Однако, продолжил Таннебаум, «у компаний короткая память, и они уже отчасти забыли об этом страхе».
Вину за снижение эффективности применения санкций представитель Министерства финансов США возложил на администрацию Байдена, но при этом не объяснил, почему же эта проблема все-таки не была решена в первый срок президентства Трампа; кроме того, представитель Минфина и не привел примеров, которые бы свидетельствовали о том, как изменилась практика применения санкций во второй срок президента Трампа.
США способны проводить расследования в отношении банков, подозреваемых в нарушении санкций; данный процесс может занять годы. Такие дела могут обернуться наложением огромных штрафов. Однако гораздо бо̀льшую угрозу представляет право Министерства финансов США отключать банки от доллара.
Уже в феврале 2022 года санкции были введены против российского банка ВТБ, и его отключили от межбанковской платежной системы SWIFT. Напомним, что SWIFT — это международная сеть передачи финансовой информации, которая позволяет банкам по всему миру обмениваться важной информацией и обрабатывать международные финансовые операции, без доступа к ней ВТБ оказался бы отрезан от мировой финансовой системы.
Однако российский банк ВТБ, расширивший в последние годы свое присутствие в Китае, судя по всему, нашел как минимум один обходной путь, а именно: ВТБ предлагал своим клиентам возможность ежедневно переводить до одного миллиона рублей (около 10 тысяч долларов) на свои счета на гигантской китайской платежной платформе Alipay. При этом, как сообщил ВТБ, средства будут «мгновенно зачислены» и станут доступны в течение одного рабочего дня.
В результате этого в мировой финансовой системе может быть создана лазейка. Российские клиенты могут напрямую переводить рубли из ВТБ на Alipay, а потому уже эти средства, оказавшись на Alipay, могут быть перечислены в любую точку мира, благодаря чему рубли, по сути, фактически выводятся в общую экономику, что по большому счету нейтрализует западные санкции.
Владелец Alipay — Ant Group — отрицала какие-либо связи с ВТБ. После того, как The Times запросила комментарий у Ant Group и ВТБ, упоминания об Alipay вдруг исчезли с сайта ВТБ, который теперь сообщает клиентам, что у них теперь есть возможность переводить деньги в «популярные китайские кошельки». ВТБ не ответил на многочисленные запросы о комментариях; ВТБ также не ответил на вопросы о том, использует ли этот банк китайских посредников для перевода средств на Alipay.
В последние недели своего пребывания у власти президент Джо Байден подверг санкциям некоторые платежные каналы между Китаем и Россией, включив в санкционный список девять китайских компаний, которые содействовали проведению финансовых транзакций. Однако в основном это были подставные фирмы и небольшие торговые дома, а отнюдь не крупные платежные системы, вроде Alipay.
Все идет как обычно
В апреле этого года в Москве деловая жизнь шла по заведенному порядку, без сбоев. На фотографиях с крупной международной выставки электроники Expo Electronica, в которой приняли участие более 600 компаний, мы видим выставочные стенды с образцами современных полупроводников, причем на светодиодных экранах рекламировались как раз те самые чипы, экспорт которых в Россию США пытались заблокировать. Делегация российского Министерства обороны во главе с руководителем программы Кремля по развитию искусственного интеллекта Василием Елистратовым прошлась по выставочному залу и пообщалась с участниками.
Среди участников был поставщик полупроводников гонконгская компания Allchips, за восемь месяцев до того внесенная в санкционный список США.
На вопрос о том, каким образом компания принимает оплату, торговый представитель Allchips, контактная информация которого была указана на странице компании в сети LinkedIn, ответил по WhatsApp так: Allchipsпринимает оплату в долларах и китайских юанях через Alipay или банковским переводом на счет компании в ВТБ.
На вопрос об этих платежных отношениях, представители Ant Group ответили отрицательно о связи платежной системы Alipay с Allchips. На последующие запросы о том, каким же образом компания осуществляла долларовые переводы в условиях санкций, представители Allchips ответа не дали.
В последние месяцы Евросоюз ввел санкции против двух региональных китайских банков за содействие транзакциям с Россией.
Однако, по словам старшего научного сотрудника Центра стратегических и международных исследований (SCIS) Марии Снеговой (Maria Snegovaya)*, у Европы нет финансовых рычагов для обеспечения соблюдения санкций в глобальном масштабе. «У них имеется не так много механизмов, которые бы могли обеспечить соблюдение санкций», — добавила Снеговая*.
Аарон Кролик (Aaron Krolik)
*данное лицо выполняет функции иностранного агента

Аарон Кролик (Aaron Krolik)
*данное лицо выполняет функции иностранного агента
Добавил
suare 7 часов 10 минут назад

2 комментария
На эту же тему:
11
Саммит в Тяньцзине станет самым масштабным в истории ШОС, заявил посол КНР
— 11 часов 0 минут назад
12
Совершил ли Трамп геополитическую ошибку в отношении Индии: его решение давить тарифом 50% толкнуло Дели в объятия Пекина
— 22 Августа
13
Глобальная энергетическая безопасность невозможна без России
— 22 Августа
20
Bloomberg: Санкции привели к буму в российском виноделии
— 15 Августа
19
Темные искусства торговой войны: чем опасно «китайское удушение» Си Цзиньпин овладел темными искусствами торговой войны
— 13 Августа
19
Окончание СВО всех сильно удивит. У России появился неубиваемый козырь на переговорах в Анкоридже: БРИКС сомкнул ряды
— 13 Августа
Комментарии участников: