Максим Черкашин: «Боевые действия будут продолжаться»
Встреча Дональда Трампа с европейскими лидерами и Владимиром Зеленским поначалу оставила больше вопросов, чем ответов. Итоги политического шоу вызвали неоднозначную реакцию. Младший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Максим Черкашин в беседе с «МК» рассказал, как продвигается «игра» Трампа и почему пока рано думать о мире.
![]()
«Зеленский может почти сразу же положить конец конфликту с Россией, если захочет, или же продолжит сражаться. Некоторые вещи никогда не меняются», — написал Трамп в своих соцсетях в преддверии большого саммита в Белом доме. Но в Вашингтоне мир достигнут не был.
Помимо Трампа и Зеленского, в переговорах приняли участие генсек НАТО Марк Рютте, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, премьер-министры Великобритании Кир Стармер и Италии Джорджа Мелони, президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Финляндии Александр Стубб.
Как сегодня выясняется, обсуждали территориальный вопрос и гарантии безопасности для Украины, предполагающие коллективную защиту. Однако, как отметил Трамп, членства Украины в НАТО не предвидится.
Дипломатический протокол был нарушен, когда Трамп неожиданно прервал встречу, чтобы позвонить Владимиру Путину. Разговор длился около 40 минут, в то время как европейские лидеры и Зеленский перешли в режим ожидания.
Помощник Путина Юрий Ушаков позже пояснил, что Трамп проинформировал российского президента о переговорах с украинской стороной. Оба лидера поддержали идею прямых переговоров между делегациями России и Украины.
Трактовка вашингтонских договоренностей противоположной стороной очень отличается от того, что сказал Ушаков. Трамп, например, объявил, что после встречи Путина и Зеленского(!) «будут трехсторонние переговоры, на которых будут два президента, плюс я».
Зеленский сказал, что готов к трехсторонней встрече, но уклонился от ответа на вопрос о территориальных уступках. А еще, как выдала Financial Times, Зеленский хочет от России репараций из замороженных золотовалютных резервов, а от Европы — $100 млрд, чтобы купить в США оружия.
Президент Франции Макрон провокационно подчеркнул, что «трехсторонняя встреча — это очень важно, но сначала нужно добиться прекращения огня». Хотя даже Трамп на этот счет уже высказался: мир возможен и без перемирия.
Еще один провокатор — глава Еврокомиссии фон дер Ляйен заявила, что ЕС готов работать над гарантиями безопасности для Украины «по аналогии с 5-й статьей НАТО». Оказывается, формула «гарантии безопасности» подразумевает, в частности, ввод иностранных войск на Украину и поставки Киеву оружия при координации США.
Военный эксперт Александр Зимовский уверен, что саммит на Аляске и встреча в Вашингтоне — это тактическая пауза. «Когда Запад говорит о «поддержке Украины», но не вводит войска НАТО и не снимает для Киева ограничения по ударам вглубь России — это признак слабости. А значит, у Москвы еще есть время и пространство для маневра», — считает эксперт.
По его словам, никакого «замирения» не будет. Россия сохраняет инициативу, а Украина продолжает терять территории, надеясь на помощь, которая так и не придет. «У России еще есть все шансы завершить эту войну на своих условиях», — заключил эксперт.
Политолог Максим Черкашин считает, что, поскольку в Вашингтоне не было никаких совместных заявлений, меморандумов, европейским лидерам не удалось склонить Трампа к тому, чего от него хотели.
— То есть он не отступил от своих позиций после переговоров с Путиным на Аляске. Да, какие-то процессы запущены. Но ключевой момент: Зеленский отверг наши основные условия, которые озвучили в субботу.
Пока все выглядит так, будто Трамп предпочитает дистанцироваться — возможно, не сразу, но в течение месяца-двух он, может, просто умоет руки и отойдёт от всей этой истории.
— Украина после этой встречи станет активнее наращивать силы или, наоборот, затихнет?
— Что им наращивать? У них кризис личного состава, резервы на исходе, затыкать дыры на фронте уже нечем. Пытаются внедрить какую-то новую тактику — ту же «стену дронов», но, судя по нашему продвижению, эффективность под вопросом.
Вооружение они и так получают по максимуму, но страны коалиции «желающих» физически не могут резко увеличить поставки, да и операторов для него не хватает. Фронт пока держится, но с резервами полная беда. Ситуация там крайне тяжёлая.
— Киев сохранит курс на террор?
— Конечно. Асимметричные ответы — это единственное, что им сейчас доступно. Думаю, такого будет ещё много. Надеюсь, наши спецслужбы держат руку на пульсе.
— То есть вариант, что всё завершится в течение недели-двух, уже не рассматривается?
— Лично я в это не верю. Потому что не вижу желания со стороны США давить на Зеленского и его европейских союзников, чтобы те приняли наши условия. А нам, в свою очередь, нет смысла соглашаться на что-то меньшее.
Да, Зеленский научился говорить спасибо, видимо, после прошлого раза прошел курсы вежливости, но ключевые моменты — например, по территориальному вопросу — твёрдо отвергает. Так что пока боевые действия будут продолжаться.