А Ильхам-то голый! Восточные сказки для Европы у Азербайджана есть, а нефти кот наплакал

Баку обвиняет Россию в загрязнении своей нефти хлоридами, ударах по объектам газотранспортной системы Украины, по которым шёл азербайджанский газ, и намерен судиться с Москвой в международных судах, одновременно активнее помогая Киеву.
В общем, всё как всегда: если в кране нет воды, значит, кто виноват? … Ну, все знают. Вот и в Баку спешат обвинить Москву в замаячивших проблемах Азербайджана по расширению поставок своей нефти, в том числе обеспечению ею Европы. Посмотреть на происходящее и в собственной стране, в целом, и в энергетической отрасли, в частности, Баку недосуг, да и незачем. Ильхам Алиев, видимо, считает, что, задружившись с Вашингтоном и прочими «демократиями», обзаведясь «добрыми» соседями, можно лаять на слона, то есть на Россию.
История о том, как российские диверсанты заливали цистерны (!) хлора в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, до которого из России еще добраться надо, как минимум, абсурдна. Разве что опять вездесущие и всемогущие Боширов с Петровым постарались. И как только всё успевают. Но коли есть возможность еще раз нагадить соседу, то любые восточные сказки сгодятся. К тому же эту идею Азербайджана поддерживает Румыния, куда в числе прочих испорченная нефть поступила. Опять же, минуя Россию.
Между тем, в минувшем июле Азербайджан по добыче нефти отставал от квоты ОПЕК+ на 81 тыс. б/с, сообщает «Финмаркет» со ссылкой на обзор S&P Global. А тут еще история с «испорченной» нефтью репутацию подмочила, и жаждущие избавиться от российской нефти европейцы, украинцы и прочие «товарищи», наверняка, чешут затылки — рискнуть и угробить дорогое оборудование или поискать других поставщиков? Значит, вопрос о том, куда девать нефть с подмоченной репутацией может встать остро. А кстати, так ли много этой самой азербайджанской нефти, что Баку готов залить ею всех друзей и партнеров, кабы Москва не мешала?
— Они давно не выбирают квоты, — констатирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Ежегодно у них добыча падает, это продолжается уже много лет.
Бакинские месторождения истощенные, там добыча началась еще во времена Российской империи. Знаменитая история, что туда еще братья Нобели приезжали, добывали там, построили завод. Это была одна крупнейших в мире компаний. Нобелевская премия с этих денег выплачивалась, и до сих пор отчасти.
Поскольку месторождения истощенные, даже довольно крупные инвестиции в нефтяную индустрию позволяют только снизить темпы падения добычи, но не удержаться даже на том уровне, который есть. В нефти и газе разные тенденции. В газе в последние годы увеличили добычу, запустили крупное месторождение Шах-Дениз-2, а в нефти продолжается падение.
Пока они остаются нефтеэкспортерами, продавцами. В основном нефть идет по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. В турецком порту нефть грузится в танкеры и доставляется в Европу. Как правило, далеко не возят, потому что нет необходимости — тут короткое транспортное плечо и берут. Тем более что европейцам надо было чем-то заместить после 2022 года российскую нефть. Италия, Франция, Балканы нефть разбирают. Турция в меньшей степени, потому что у нее есть возможность покупать у нас дешевле.
Азербайджан не испытывает проблем с реализацией. Основная проблема у него с тем, что довольно интенсивно падает добыча. Может лет через 7−10 они станут из нефтеэкспортеров импортерами, но пока держатся.
СП: Тогда на что рассчитывает Баку, планируя залить нефтью Европу?
— По нефти вряд ли. Думаю, что в Баку иллюзий не испытывают. Могут говорить в целом про энергоресурсы. По нефти они могут говорить, скорее, для привлечения инвестиций. Говорить, что у них есть потенциал, есть где бурить, что разрабатывать: «Приходите, и мы будем много добывать».
На практике, думаю, открыть крупные месторождения нефти вряд ли получится. Там вся геологоразведка проведена. Если бы было что-то привлекательное, то уже бы ввели в эксплуатацию.
Не думаю, что даже нынешний объем добычи удержат, не то что Европу зальют. Как правило, когда в Баку говорят об увеличении поставок энергоресурсов в Европу, то имеют в виду газ. Эти запасы еще есть, но оказалось, что даже на том месторождении, с помощью которого в последние годы увеличивали добычу — Шах-Дениз-2, во время разработки существенно превысили смету. Оно обошлось гораздо дороже. Разработка плюс строительство газопроводов в Европу стоили примерно 43 млрд долларов. Очень дорого. При добываемых объемах еще много лет будет окупаться.
Чтобы увеличить добычу, надо инвестировать и много. На коммерческом уровне большой вопрос, надо ли компаниям, которые занимаются добычей углеводородов, вкладывать такие деньги в довольно скромные объемы.
Еще проблема в рынке сбыта. Нефть легко перевозить, а газ в случае с Азербайджаном только трубопроводами можно транспортировать. И нет гарантии рынка сбыта. Европейцы же не отказались от программы декарбонизации. Они планируют вообще отказаться от ископаемых источников энергии.
Получается, чтобы Азербайджану нарастить добычу, надо много вложить, а значит, на десятилетия гарантировать рынки сбыта с довольно высокой доходностью. А в Европе говорят: «Нет, мы бы сейчас взяли, а на десятилетие вперед не гарантируем, что что-то будем брать». Контракт Европа с Баку не подписывает и вообще старается ни с кем не подписывать. И тут Азербайджан попадает в некую ловушку — нет инвестиций, чтобы вкладывать в ресурсную базу.
