Принуждение к миру: как Россия остановила войну в Южной Осетии

В ночь на 8 августа 2008 года вооруженные силы Грузии начали массированный артобстрел города Цхинвал, столицы Южной Осетии, и напали на российских миротворцев, находящихся в регионе. Для защиты своих граждан Россия ввела в зону конфликта войска. Бои продолжались пять дней и закончились бегством грузинской армии. В годовщину трагических событий ТАСС вспоминает историю конфликта, в результате которого Россия признала суверенитет Южной Осетии и Абхазии, и публикует кадры (некоторые — впервые).
«С древнейших времен территорию сегодняшней Южной Осетии населяли предки осетин — ираноязычные племена скифо-сармато-аланского этнического массива, — говорится на сайте Министерства иностранных дел Республики Южная Осетия. — Земля Южной Осетии никогда не входила в состав какого-либо грузинского государства, являясь частью могущественного племенного союза северокавказских иранцев, осуществлявших в период Cредневековья через этот регион свою политику в Закавказье».
«В 1774 году осетинский народ со всеми своими землями добровольно вступил в подданство Российской империи, а в 1843 году на южной части Осетии был образован Осетинский округ в составе Тифлисской губернии, включенный в административно-территориальную систему России», — напомнил МИД России.
Дипломатическое ведомство добавило, что после распада Российской империи в 1917 году грузинское руководство предприняло попытку присоединить южную часть Осетии, и в 1920 году Грузия напала на ее территорию, в результате чего около 20 тыс. человек погибли, более 50 тыс. стали беженцами. С образованием Советского Союза Южная Осетия стала частью Грузинской ССР как Юго-Осетинская автономная область (ЮОАО), а Северная Осетия вошла в состав РСФСР.10 ноября 1989 года решением Совета народных депутатов ЮОАО стала автономной республикой в составе Грузинской ССР. Власти Грузии не признали новое образование, грузинские националисты начали блокаду Цхинвала, длившуюся четыре месяца. После провозглашения парламентом Южной Осетии республики в сентябре 1990 года Верховный совет Грузинской ССР 10 декабря того же года заявил об упразднении ЮОАО и перебросил в регион войска. Началось вооруженное противостояние, в ходе которого к лету 1992 года по обеим сторонам конфликта погибло до 4 тыс. человек, более 100 югоосетинских сел было сожжено.
Войну удалось остановить соглашением, подписанным президентом России Борисом Ельциным, председателем Госсовета Республики Грузия Эдуардом Шеварднадзе и представителями Южной и Северной Осетии. После этого в зону конфликта были введены российско-грузино-североосетинские миротворческие силы. Также была создана Смешанная контрольная комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта, в которой в качестве наблюдателя приняла участие ОБСЕ.
При этом в январе 1992 года и впоследствии в сентябре 2006 года в Южной Осетии прошли референдумы, где более 99% проголосовавших высказались за независимость республики.
Обострение Саакашвили
В ноябре 2003 года в результате «революции роз» к власти в Грузии пришла оппозиция, в январе 2004 года президентом страны стал Михаил Саакашвили. При новом лидере произошло резкое увеличение военного бюджета (с $18 млн в 2002 году до $900 млн в 2007-м, то есть в 50 раз), стремительно наращивались закупки наступательных вооружений, к июлю численность грузинской армии составляла 37 тыс. человек. В вооружении Грузии активно участвовали США, Великобритания, европейские страны; особенно большое количество оружия страна получила в 2008 году от Украины. При этом продукция военного назначения зачастую поставлялась Тбилиси по сниженным ценам или бесплатно.
«В марте 2007 года началось возведение новой военной базы в Гори, фактически у границ Южной Осетии, — вспоминал бывший глава Северной Осетии Александр Дзасохов. — В зоне грузино-осетинского конфликта осложнялась деятельность смешанных сил по поддержанию мира. Грузинский батальон окончательно вышел из-под контроля объединенного командования. Ротация грузинских военнослужащих использовалась для ознакомления с театром будущих военных действий».
По воспоминаниям Дзасохова, в июне-июле 2008 года у границ Южной Осетии началась резкая эскалация напряженности. «Уже 3 июля грузинские военные захватили несколько стратегических высот в Южной Осетии и оборудовали там огневые позиции, с которых вели регулярный обстрел территории», — рассказывал экс-лидер Северной Осетии, упоминая об экстренных дипломатических усилиях России по разрешению конфликта, не встретивших поддержки на Западе. «К 7 августа у границ Южной Осетии, в зоне ответственности миротворческих сил и бывшей демилитаризованной зоне, была сосредоточена ударная группировка спецподразделений МВД и Министерства обороны Грузии, в том числе три армейские бригады с 75 танками, ракетно-артиллерийские батальоны, оснащенные установками „Град“, — сообщал Дзасохов.
Грузия начинает
В ночь на 8 августа 2008 года Грузия начала войсковую операцию под названием „Чистое поле“, направленную против Южной Осетии. 7 августа в 23:40 начался массированный удар по Цхинвалу. После полуночи под огонь минометов, реактивных систем залпового огня и грузинских танков, бивших прямой наводкой, попали российские миротворцы — как места их дислокации, так и штаб в столице республики.
Силовая операция готовилась при участии американских военспецов. Грузинские военные должны были огнем подавить два российских миротворческих батальона, блокировать Цхинвал занятием господствующих высот, уничтожить югоосетинские силы, а в последующие дни разрушить Рокский тоннель (единственную магистраль между Южной Осетией и Россией) и овладеть территорией республики. Затем боевые действия планировалось перенести в Абхазию — другой регион, объявивший о независимости.
Эксперты напоминают, что момент нападения был выбран Грузией идеально: российские войска только завершили учения „Кавказ-2008“, а грузинские — Immediate Response 2008, но намного раньше, что дало возможность подготовиться к боевым действиям. Именно 8 августа 2008 года открывались Олимпийские игры в Пекине, поэтому фокус внимания спецслужб, СМИ был смещен на них.
Грузинские силы начали наступление по нескольким направлениям, вошли в Цхинвал, для ударов по Южной Осетии была задействована авиация. В 11:00 Совет безопасности непризнанной республики обратился к России за помощью. К полудню подразделения Вооруженных сил Грузии захватили территорию одного городка российских „голубых касок“, а бойцы второго продолжали отражать атаку за атакой, потеряв убитыми двух человек.
Россия вмешивается
»Ситуация дошла до того, что миротворцы с грузинской стороны стреляли по российским миротворцам, вместе с которыми были обязаны выполнять свою миссию по сохранению мира в регионе, — заявил 8 августа в обращении Дмитрий Медведев, занимавший пост президента России. — Сейчас в Южной Осетии гибнут мирные люди, женщины, дети, старики, и большинство из них — это граждане Российской Федерации. <...> Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание".
Россия, выполняя обязательства по соглашению 1992 года и в порядке права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН, направила в помощь российским миротворцам Вооруженные силы РФ, начав операцию по принуждению Грузии к миру. Уже вечером 8 августа они вступили в бой с частями ВС Грузии и закрепились на окраине столицы республики.
На следующий день грузинские силы отступили из Цхинвала, пытаясь закрепиться на новых рубежах и продолжая обстреливать город. Артиллерийским ударам подвергались как подразделения усиления ВС РФ, так и колонны югоосетинских беженцев.
К берегам Абхазии подошли корабли Черноморского флота. Тогда же группа ВМФ РФ из двух больших десантных, малого противолодочного и малого ракетного кораблей обнаружила несколько приближающихся быстроходных грузинских катеров. После пересечения москитным флотом противника объявленной ранее 50-километровой зоны безопасности малый ракетный корабль «Мираж» открыл по целям огонь. В результате два катера были потоплены, остальные обратились в бегство.
К вечеру 9 августа грузинские части, встретив сопротивление российских военных и югоосетинских сил, прекратили наступление и начали окапываться на занятых рубежах. 10 августа в Южную Осетию продолжали прибывать спецподразделения, мотострелковые и десантно-штурмовые части, 11 августа Вооруженные силы РФ приступили к формированию буферной зоны, чтобы прекратить артобстрелы Цхинвала, освобождали югоосетинские села. Военно-воздушные силы России подавляли противовоздушную оборону грузинской армии, уничтожали критически важные объекты. Вечером российские части вышли в район города Гори, а 12 августа — на трассу на Тбилиси, захватив несколько военных баз и большое количество трофеев, включая танки.
В тот же день Дмитрий Медведев объявил о завершении операции по принуждению Грузии к миру. «Цель операции достигнута. Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес очень значительные потери. Его вооруженные силы дезорганизованы», — сказал он.
Мир в Южной Осетии
В результате грузинской агрессии погибло 64 российских военнослужащих, включая 12 миротворцев, более 300 было ранено. Число жертв среди мирного населения составило около 1,5 тыс. человек, десятки тысяч остались без крова и пищи, на территорию России перешли 35 тыс. беженцев.
12 августа 2008 года президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози согласовали принципы мирного урегулирования конфликта, которые впоследствии были дополнены. 26 августа российский лидер подписал указ №1261 «О признании Республики Южная Осетия». К настоящему времени республику признали также Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия.
«Главное, чего удалось достичь в результате исторического решения руководства России о признании независимости Южной Осетии, — это обеспечить мир и безопасность жителей республики, — сказал в интервью ТАСС президент республики Алан Гаглоев. — Южная Осетия была избавлена от угрозы уничтожения и получила возможность мирного развития. Повседневная гибель гражданского населения, теракты, обстрелы, разрушения, блокада — все эти ужасы остались в прошлом».
Россия помогает восстанавливать разрушенный грузинскими войсками Цхинвал и его городское хозяйство, выделив на это свыше 43 млрд рублей в 2008–2014 годах. Также Москва инвестирует в различные проекты, газифицирует республику, между Южной Осетией и Россией действует соглашение о двойном гражданстве.Меняется позиция грузинских властей, которая после нападения на Южную Осетию заключалась в обвинении в агрессии России — эту же повестку продвигали западные медиа. В 2024 году премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что руководство страны не может позволить себе скрывать, что войну в Южной Осетии развязал Саакашвили. «Мы обязательно найдем в себе силы, чтобы извиниться за то, что по заданию [извне] предательское „Национальное движение“ в 2008 году окутало в пламени огня наших осетинских братьев и сестер», — сказал основатель и почетный председатель правящей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» Бидзина Иванишвили.

Есть интервью айфони (он ведь дурачек, не понимает, что мелет), в котором он прямо рассказывает, как ему доложили о нападении на миротворцев (когда всетаки нашли его), а он «ну это же бред. Давайте подождем.»
А сейчас-то он лепит из себя всего такого агрессивного, да. Болтать-то что-угодно можно, а вот дела его гнилые все. Как же хорошо, что его запихнули туда, где он меньше вреда приносит. Вонять только в СМИ он не перестал, а они и рады это вонь транслировать, еще бы — одного поля ягодки, как говорится.