Невероятное-27: В России создано «всевидящее око» для роботов, у которого нет аналога на Западе

Благодаря разработкам для СВО наша страна находится на пороге новой технологической революции. На выставке «Иннопром-2025», недавно прошедшей в Екатеринбурге, совместный стенд компаний «Интратул» и «Семаргл» посетила делегация Саудовской Аравии во главе с министром промышленности и минеральных ресурсов Бандаром аль-Хурейфом.
Высокопоставленных саудитов, которые в каких только америках, япониях и европах не были в поисках альтернативных «нефтянке» решений для развития своей промышленности, заинтересовала российская роботизированная ячейка для автоматизированной сортировки деталей, которая может заменить целый участок технического контроля.
Стороны обсудили системный инжиниринг умных производств и физическую реализацию систем, которые выпускает «Интратул». Как пояснил заместитель директора департамента машиностроения ГК «Интратул» Андрей Сахаров, «представленный на выставке образец настроен для измерений, но это всего лишь один из вариантов применения данной технологии.
Аналогичным образом можно настраивать линии по изготовлению деталей, комбинировать с логистическими операциями".
По словам Андрея Сахарова, в изделии внедрены технологии машинного зрения и искусственного интеллекта.
Такое решение позволяет определять тип деталей, их местоположение и выдавать роботу команду по оптимальной траектории для захвата и выдачи детали. Ячейка совершенно автономна и может работать 24 часа, семь дней в неделю.
Подобные гибкие производственные системы могут применяться на машиностроительных производствах, включая атомную и энергетическую отрасли. Они обеспечивают кратное повышение производительности за счет автономности и автоматизированной работы.
Кстати, эксперты международной консалтинговой компании McKinsey & Company, к чьим оценкам прислушиваются ведущие в мире инжиниринговые корпорации, считают, что прямо сейчас начинается очередная промышленная революция, связанная с роботами, функционирующими на базе искусственного интеллекта и машинного зрения.
Это не просто эволюционное улучшение, утверждают всезнайки из M&C, «это смена парадигмы в промышленной автоматизации», но нужно пройти гигантский путь, чтобы новые роботы пошли на заводы.
При этом машинное зрение является ключевой технологией — «новой нефтью», и при кажущейся доступности в реализации таит в себе огромное количество нерешенных задач.
Как ни странно, именно развитие дронов в ходе нашего конфликта с бандеровцами дало невероятный скачок на этом наукоемком направлении.
Есть смысл обозначить задачи, которые нужно решить инженерам и ученым, чтобы их робот сам взял изделие, скажем, на ленте подачи и произвел необходимые действия, в данном случае совершил технологический контроль.
Во-первых, для идентификации изделия используют две камеры, размещенных под разными углами, что позволяет роботам вычислять положение объекта в пространстве с необходимой точностью. Этот метод также помогает в автономной навигации и точном размещении объектов.
Во-вторых, нужно еще точно определить геометрию, чтобы захватить изделие. Для этого структурированный свет проецирует заранее разработанный узор на поверхность и измеряет искажения, чтобы отобразить в «мозгу робота» форму объекта с точностью до 10 микрометров.
А еще нужно измерить время, за которое свет отражается от объекта, тем самым создавая 3D-карты в реальном времени, причем с частотой обновления до 120 Гц.
В-третьих, подключается фотограмметрия, которая объединяет несколько изображений, сделанных с разных точек обзора, для создания подробных 3D-реконструкций с точностью до миллиметра.
Фотограмметрия на основе искусственного интеллекта позволяет обрабатывать данные на 60% быстрее, чем при использовании традиционных методов.
В-четвертых, роботу нужно понять, из чего сделана деталь. Для этого используется гиперспектральная визуализация, которая охватывает широкий диапазон длин волн за пределами видимого спектра, что позволяет роботам идентифицировать материалы, анализировать химический состав и оценивать состояние сельскохозяйственных культур с беспрецедентной точностью.
Как пояснил Андрей Сахаров, разработанное программное обеспечение с искусственным интеллектом позволяет исключить предварительные операции по раскладыванию деталей в определенные положения, за счет чего кратно сокращаются подготовительные операции и необходимые человеческие ресурсы.
Добавим, одной из наиболее распространенных сфер применения машинного зрения в робототехнике являются автоматизированный контроль и проверка качества.
При высокоскоростном производстве даже незначительные дефекты могут привести к значительным производственным потерям, поэтому критически важно проводить точную проверку в режиме реального времени.
Роботизированные системы машинного зрения используют камеры высокого разрешения, структурированное освещение и алгоритмы глубокого обучения для обнаружения дефектов поверхности, измерения размеров и проверки маркировки с гораздо большей точностью, чем это в состоянии делать люди.
Например, при производстве полупроводников машинное зрение проверяет поверхности пластин на наличие микроскопических дефектов, что позволяет выявлять неисправные чипы перед сборкой.
В автомобилестроении роботы, оснащённые системами машинного зрения, сканируют металлические поверхности на наличие царапин, вмятин или непроваров.
В отличие от традиционных методов контроля, основанных на фиксированных измерениях, системы машинного зрения могут адаптироваться к изменениям в освещении, текстуре поверхности и расположении объектов, что делает их очень гибкими для использования в различных производственных условиях.
Те, кто в теме технических сложностей создания роботов с машинным зрением и искусственным интеллектом, прекрасно понимают, что стоит за их разработкой и, главное, какие перспективы открываются после их внедрения. Понятно, что Запад будет всячески препятствовать технологическому развитию нашей страны.
Кстати, тем же саудитам янки с европейцами и японцами ни за какие деньги не помогут создать свою машиностроительную промышленность. Мол, зачем — всё у США и ЕС купите, готовое.
Вот только в Эр-Рияде хорошо знают обратную сторону этой медали. Отсюда и потребность в новейших технологиях, которые созданы у нас. «Министра (Бандара аль-Хурейфа) заинтересовала возможность создания безлюдных производственных участков, — рассказал Андрей Сахаров. — Мы готовы, если такой заказ поступит, обеспечить поставки за рубеж».
