Москва построит нефтепровод в Европе вопреки санкциям Брюсселя
Новый сырьевой маршрут соединит Россию прямой трубой с Венгрией и Сербией
Несмотря на продолжающуюся санкционную атаку Евросоюза по энергетическому сектору России, дружественные Москве потребители континента продолжают укреплять партнерские отношения с отечественными производителями углеводородов. Ярким подтверждением тому служит желание Венгрии и Сербии построить новый трубопроводный маршрут, упрощающий и удешевляющий импорт российской нефти. Вследствие реализации проекта наша страна не только сохранит свое присутствие на европейском сырьевом рынке, но и получит прямой доступ к розничным сбытовым площадкам ЕС.
Текущая стадия подготовки к реализации нефтепроводного проекта, нюансы территориальной укладки трубы и вопросы распределения инвестиционной нагрузки были обсуждены на онлайн-встрече министра иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петера Сийярто с министром энергетики Сербии Дубравкой Джедович-Ханданович и замглавы Минэнерго России Павлом Сорокиным. Как заявил венгерский дипломат, стороны постараются форсировать прохождение всех бюрократических и других процедур для скорейшего претворения в жизнь своего замысла.
Ранее, в начале июля, российская «Транснефть» и венгерская MOL подписали соглашение о техническом соответствии спецификаций для строительства нефтепровода, что подтвердило прогрессивные подвижки в развитии проекта.
О создании прямого канала поставок российской нефти венгерским покупателям Белград и Будапешт договорились задолго до объявления Евросоюзом большинства экономических и энергетических рестрикций против Москвы. Меморандум о строительстве трубопровода от финансового, промышленного, логистического и транспортного центра Сербии — города Нови-Сад, расположенного на берегу Дуная, до венгерской деревушки Алгьо, в основном знаменитой своими туристическими достопримечательностями, был подписан еще в июне 2023 года. К январю 2025-го стороны подготовили технико-экономическое обоснование проекта.
Протяженность маршрута будет относительно небольшой — всего 300 километров (180 км — по Венгрии и 120 км — по Сербии), а ежегодная мощность составит 5 млн сырья. На границе двух стран будет установлена контрольно-измерительная станция. По словам Петера Сийярто, по новому нефтепроводу Будапешт сможет круглый год обеспечивать нефтью сербские перерабатывающие заводы в Нови-Сад и Панчево, которые в дальнейшем будут переправлять готовое топливо соседям и станут играть «ключевую роль в энергоснабжении» венгерской промышленности и стабилизирует затраты населения на коммунальные услуги. На территории Венгрии новую магистраль предполагается соединить с российским экспортным трубопроводом «Дружба». По предварительным расчетам, строительство нефтепровода начнется в конце 2025 — начале 2026 года, что позволит ввести линию в эксплуатацию к 2027 году. Планируется, что еще спустя год труба будет готова к работе в полном объеме.
В досанкционные времена российская нефть экспортировалась в Сербию морскими путями. Сырье грузилось на танкеры в Новороссийске, а затем суда через черноморские проливы шли в Хорватию, где существует логистическое разветвление: первое идет в направлении перерабатывающего завода в Сербии, второе — в сторону топливных хранилищ в Венгрии, которая также получала энергоресурсы из нашей страны через «Дружбу».
Проблемы начались в июне 2022 года, когда Брюссель в рамках 6-го пакета экономических санкций против Москвы наложил запрет на экспорт российской нефти в государства Евросоюза морским транспортом, а также транзит нашего сырья по территории участников ЕС. Будапешт добился от Брюсселя права получать российскую нефть по «Дружбе», однако венграм пришлось использовать дискомфортный и коммерчески обременительный маршрут через Белоруссию и Украину. Белград оказался в еще более затруднительном положении. Дошедшие до Венгрии углеводороды переправлялись в хорватский порт, а потом отправлялись в обратном направлении по второму ответвлению сербским потребителям. «Дополнительный новый прямой участок между Венгрией и Сербией сократит дистанцию доставки нефти и позволит убрать из экспортной цепочки Хорватию — ненужного посредника, транзитные услуги которого приходится отдельно оплачивать конечным покупателям российского сырья», — объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Россия также сможет извлечь вполне ощутимые дивиденды из сербско-венгерского нефтесвязующего звена. Во-первых, наша страна так или иначе сохранит свое присутствие на европейском рынке жидких углеводородов. Хотя Брюссель давно пытается полностью запретить поставки российского «черного золота» всем членам ЕС, экспорт посредством трубопроводов до сих пор не обременен никакими ограничительными рестрикциями. Во-вторых, Россия как и прежде будет обеспечивать Будапешт и Белград не только сырой нефтью, но и готовым моторным топливом. Дело в том, что контрольный пакет сербского сырьевого концерна Naftna industrija Srbije (NIS), в состав которого входят перерабатывающие предприятия в Панчево и Нови-Сад суммарной мощностью около 7,3 млн тонн в год, принадлежит «Газпром нефти» и «Газпрому», то есть фактически российскому правительству. После приобретения акций NIS наши госкомпании вложили значительный объем инвестиционных средств в модернизацию производственных мощностей НПЗ, превратив заводы в одни из лучших отраслевых комбинатов Европы. Также сербский холдинг владеет широкой сетью из 330 заправочных станций, расположенных по всей территории балканской республики. Соответственно, Россия обладает непосредственным доступом к сбытовым площадкам, что позволяет сохранять статус вертикально-интегрированного топливного бизнеса в Сербии.
Между тем, несмотря на нынешнее радужное настроение будущих партнеров по новому трубопроводу, сохраняется реальная угроза срыва проекта. «Главным риском эксплуатации разработанного маршрута и в целом поставок российской нефти в дружественные нашей стране государства является перекрытие Украиной значительного участка магистрали «Дружба», — рассуждает экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. — За три года спецоперации Киев уже предпринимал попытки блокировки поставок нефти по этой транспортной артерии. Правда впоследствии, после того как европейские покупатели, главным образом Венгрия и Словакия, выражали свое возмущение демаршем Незалежной, украинские власти все-таки возобновляли транзит энергоносителей. Остается надеяться, что и на этот раз, точнее после завершения реализации проекта, у Будапешта хватит политического авторитета воспрепятствовать подобным ничем не оправданным выходкам».
