Актеру и режиссеру Василию Ливанову исполнилось 90: Шерлок Холмс, Карлсон, Андрей Рублев

19 июля Василию Ливанову исполнилось 90 лет. Он оказался крепок и могуч, мужественно боролся с навалившимися болезнями. В какой-то момент казалось, что умирал, но вновь и вновь воскресал, несмотря на серьезный возраст.
Прошлым летом Ливанов попал в больницу: подвело сердце. Ему сделали операцию по удалению тромба. А 1 октября вновь госпитализировали: потребовалось еще одно хирургическое вмешательство, повлекшее остановку сердца. Врачи вновь спасли Ливанова. Дело пошло на поправку, но через несколько дней, проведенных дома, самочувствие актера вновь ухудшилось. Пришлось вызвать «скорую помощь», снова потребовалась госпитализация, но Василий Ливанов настоял на лечении дома. После этого жизнь продолжалась, а какой она была, что приходилось преодолевать, знают только самые близкие люди.
У Василия Ливанова неповторимый голос с хрипотцой – последствие съемок в трудных условиях, когда писали звук прямо на площадке. По голосу его тут же узнают, даже не видя лица. Им он наделил около 300 анимационных персонажей – Крокодила Гену, Карлсона, Удава, даже летучую мышь. С «Союзмультфильмом» у Ливанова связана почти вся жизнь. Там он озвучивал своих анимационных героев, написал с Юрием Энтиным сценарий анимационного фильма «Дед Мороз и лето», из которого потом родился дивный мультфильм Валентина Караваева.
Окончив Высшие режиссерские курсы при Госкино, Ливанов дебютировал как режиссер мультфильма «Самый, самый, самый, самый», где его голосом заговорила Крокодилица. Вместе с Энтиным он работал на «Бременских музыкантах», музыку к которым написал друг всей его жизни и одноклассник Геннадий Гладков. Благодаря анимации Василий Ливанов встретил свою вторую жену – художника-постановщика и аниматора «Союзмультфильма» Елену Балабанову (Ливанову).
Карьеру в кино Василий Ливанов завершил в 2018 году фильмом «Медный всадник» – не по Пушкину, как можно подумать, а по собственному сценарию о создании памятника Петру I французским скульптором Фальконе. Десять лет пришлось искать средства на проект. А когда они вдруг нашлись, инвесторы решили выйти из игры. Тогда Ливанов написал открытое письмо бывшему президенту Франции Николя Саркози. Кому же еще, ведь Фальконе был французом.
Главным героем самого Ливанова стал Шерлок Холмс, которого он сыграл в фильмах Игоря Масленникова по произведениям Артура Конан Дойла. Знаменитого британского сыщика он сыграл даже в рекламе, компьютерных играх, аудиоспектаклях. Это его бренд. Холмс-Ливанов вальяжно распутывает сложнейшие преступления, покуривая трубку, размышляя вслух, вовлекая в свои хитроумные построения каждого зрителя.
Как у любого человека его поколения, у Василия Ливанова была трудная судьба: военное детство, голод, эвакуация на Урал, суровая жизнь в послевоенной Москве. Актером Ливанов мог бы и не стать. Склонность к рисованию привела его после седьмого класса в Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР. Потом по плану был Институт им. Сурикова, но вдруг возникло осознание того, «что без актерства не проживу», и Ливанов поступил в Театральное училище им. Б.В.Щукина. Его знаменитый отец, актер Московского Художественного театра Борис Ливанов просил коллег гнать сына в шею, если у него нет способностей. Но они были, и Василия ни в какую шею не погнали.
Склонность к режиссуре появилась в студенческие годы, но была и актерская востребованность. Ливанов сыграл незрячего юношу в «Слепом музыканте» Татьяны Лукашевич по повести Владимира Короленко, где единственный раз встретился на площадке со своим отцом. В «Коллегах» Алексея Сахарова по повести Василия Аксенова он сыграл молодого врача и получил награду на престижном аргентинском фестивале в Мар-дель-Плате. Через год вышла «Синяя тетрадь» Льва Кулиджанова, где Ливанов сыграл Феликса Дзержинского. В «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля он сыграл Николая I.
Помимо работы в анимации и «Медного всадника» Ливанов-режиссер снял модернизированную «Синюю птицу» по сказке Метерлинка, «Дон Кихот возвращается», где сыграл главную роль. Существует несколько невероятных историй о том, как мечтал снять кино об Андрее Рублеве, вдохновившись его работами, и как из-за этого разругался с Тарковским и Кончаловским. Не раз Ливанов эмоционально рассказывал, что его идею присвоили после того, как он в кругу друзей поспешил поделиться своим замыслом. И хотя Тарковский подал заявку на фильм гораздо раньше, Ливанов был уверен в своей правоте. Он мечтал сыграть Рублева, но двух «Рублевых» советский кинематограф не мог потянуть.
