В Германии отменили программу по отказу от АЭС

В Германии произошел фундаментальный поворот в энергетической политике. Новое правительство во главе с канцлером Фридрихом Мерцем официально отменило план поэтапного отказа от атомной энергетики, который был принят при предыдущем кабинете.
Согласно прежней стратегии, атомные электростанции должны были быть полностью выведены из эксплуатации к 2035 году. Основной целью того курса была декарбонизация экономики — переход на 80 процентов генерации из возобновляемых источников энергии к 2030 году и полный отказ от ископаемого топлива к 2035 году.
Актуализация подхода к атомной энергетике стала результатом изменений в международной и внутренней энергетической обстановке. В истории Германии уже предпринимались попытки отказаться от АЭС: первый такой план был утвержден в 1998 году. Однако мировой финансовый кризис 2008–2009 годов затормозил его реализацию.
Новым толчком к антиядерной политике стала катастрофа на японской АЭС «Фукусима» в 2011 году. Под давлением общественности и экологических движений Германия экстренно остановила восемь реакторов, а оставшиеся было решено закрыть к 2022 году.
Тем не менее энергетический кризис, вызванный резким снижением поставок природного газа из России, существенно скорректировал курс. В условиях дефицита энергоносителей было принято решение продлить работу трёх последних немецких атомных энергоблоков до весны 2023 года. Эти реакторы обеспечивали стабильность электроснабжения в зимний период.
На фоне отказа от части традиционных источников энергии и нестабильности поставок газа, в энергетическом балансе Германии произошли ощутимые изменения. Производство электроэнергии за период с 2011 по 2021 годы сократилось с 612 до 596 тераватт-часов, а внутреннее потребление — с 605 до 480 ТВт·ч.
В то же время страна из крупного экспортера электроэнергии (свыше 70 ТВт·ч в 2021 году) превратилась в импортёра. К 2023 году Германия начала закупать электроэнергию у скандинавских стран и Франции, сохранив положительное сальдо торговли лишь с Австрией и Люксембургом.
Уменьшение объёмов генерации до 476 ТВт·ч и рост оптовой цены до 98 евро за мегаватт-час повлекли за собой удорожание электричества для конечных потребителей и вызвали негативные экономические последствия, включая закрытие ряда энергоёмких промышленных предприятий. Особенно уязвимыми оказались предприятия металлургической, химической и строительной отраслей.
