Договорняка не будет: Украина и Европа взвыли от требований русских в Стамбуле
Главный итог переговоров — судьбу Киева решат Путин и Трамп
«Их (России) требования неприемлемы», – сказал пресс-секретарь МИД Украины Тихий по итогам переговоров в Стамбуле. Это лучшее, что можно было услышать. И можно, хотя бы на этом этапе, выдыхать: липкий, кисловато-гнилостный запашок договорняка на переговорах был развеян крепким, холодным и свежим ветром ультиматума. Прекрасно.
Если еще какое-то время назад западной пропаганде как-то удавалось нивелировать и не замечать неадекватность Зеленского, то в канун переговоров лидер киевского режима предстал во всей красе — не хватало только клоунского носа. Обычно его ахинея растягивалась во времени, а тут спрессовалась в сутки.
«Нам не назвали место и время переговоров», – заявил, например, Зеленский. И это заявление можно даже не комментировать: дурость его очевидна. У России «бутафорский» уровень делегации, сказал Зеленский. Опустим даже тот факт, что этот же «бутафорский» уровень, практически тот же самый состав, был и в 2022 году и вполне Украину устраивал. Опустим этот факт, но заметим, что Зеленский тут же назначил главой украинской делегации аж министра обороны. То есть все серьезно, да? Указ о запрете переговоров с Россией (который, по мнению Зеленского, не распространяется на самого Зеленского, хотя в указе об этом ни слова) так и не отменен, но переговоры состоялись… Комедиант выпрыгивал из штанов, пытаясь сыграть что-то политическое, но против природы не попрешь: получилась генитальная партия для рояля.
Если разбирать сухо «по очкам» ситуацию, то получается вот что. Путин предложил провести переговоры, и они состоялись. При этом условия, которые ставились для их начала — 30-дневное перемирие, присутствие Путина, присутствие американских посредников, — были успешно проигнорированы. Отдельное удовольствие доставляет тот факт, что украинская делегация перестала ломать комедию с «державной мовой» и спокойно разговаривала на естественном для них русском языке.
В практической плоскости два достижения — договоренность о масштабном обмене пленными, тысяча на тысячу, и договоренность о разработке каждой стороной условий прекращения огня.
В политической — успех. Возможно, история о том, что российская делегация заявила: или сейчас вы признаете пять регионов нашими, или в следующий раз их будет шесть (якобы кто-то из нашей делегации после переговоров говорил: не шесть, а восемь), и Россия готова воевать сколь угодно долго, – выдумка журналистов. Возможно, появившиеся в западной прессе «российские требования» – тоже не совсем точная информация. Вот они: на территории Украины не должно быть иностранных войск или оружия массового поражения, что аналогично модели нейтралитета Австрии; взаимный отказ от любых претензий на возмещение ущерба, причиненного войной; права русскоязычных граждан – Украина должна принять европейские стандарты прав меньшинств и положить конец националистической пропаганде; Украина не должна отрицать конституционные претензии России на пять регионов (ДНР, ЛНР, Херсонскую, Запорожскую области и Крым) и их международное признание; условие немедленного прекращения огня – украинские войска должны быть выведены со всех пяти российских территорий. Возможно, всё так, а может, эдак. Но.
Премьер Британии Стармер заявил, что позиция РФ на переговорах «неприемлема», и обвинил Москву в затягивании перемирия. Президент Франции Макрон заявил: «Отказываясь от прекращения огня и диалога с Украиной, Россия показывает, что не хочет мира и просто пытается выиграть время, чтобы продолжать войну». Канцлер Германии Мерц обвинил Москву в срыве переговоров, хоть и отметил, что на переговорах произошел «очень маленький, но первый положительный сигнал». Премьер Польши Туск заявил, что Кремль отказался вести диалог при участии США, выдвинул неприемлемые условия и «вероятно, нас еще ждут очень трудные дни». Как же тосклив и печально-прекрасен этот вой на болотах. И бесполезен.
Главное — после переговоров стало окончательно ясно, что Зеленский и «коалиция желающих» ему помочь отодвинуты в сторону. Не им решать. «Западная стратегия ведения войны на истощение против России не работает», – заявила заместитель спецпосланника президента США Морган Ортэгус. А Трамп по итогам Стамбула заявил, что устал от этих бесконечных встреч и разговоров и уже готов заключить соглашение с Путиным: «Мы, вероятно, запланируем это (соглашение с Россией). Потому что я устал от того, что разные люди ходят на встречи, и это вот все. Стив Уиткофф проделал потрясающую работу, но это очень сложная задача. Я думаю, я единственный, кто сможет это сделать. И мы сделаем это быстро, я уверен. Думаю, Путин тоже устал от всего этого». Собственно, на 19 мая уже анонсирован телефонный разговор Путин–Трамп, обе стороны не скрывают, что готовится и личная встреча.
Так что лучший (и, честно признаюсь, – неожиданный) итог переговоров в Стамбуле – это наглядная демонстрация со стороны России того факта, что России эти переговоры вовсе не обязательны. Живительная русская весна продолжается. Это прекрасно.
