Целью геноцида был весь народ Советского Союза

отметили
7
человек
Целью геноцида был весь народ Советского Союза
Действия Гитлера против советского народа в годы Великой Отечественной войны следует считать геноцидом, пишет Junge Welt. Еще до начала немецкой восточной военной кампании было запланировано уничтожение миллионов людей, отмечает собеседница издания, историк Ксения Чепикова.
Не все историки считают войну на уничтожение, которую вела фашистская Германия на востоке, геноцидом. Беседа с Ксенией Чепиковой
Интервью: Фабиан Линдер
Что можно сказать об исторических исследованиях войны на уничтожение, которую вела Германия в Восточной Европе?
Многие эксперты, изучающие эту тему, говорят о геноциде, другие — нет. 27 января, в годовщину освобождения Освенцима и Ленинграда от блокады, газета Berliner Zeitung опубликовала интервью с одним из ведущих исследователей в этой области, Гетцем Али. Он четко и ясно заявил, что планы нацистского руководства заморить голодом и холодом пять миллионов человек в Ленинграде, а затем сравнять город с землей, а также аналогичные планы в отношении Москвы, свидетельствовали о намерении совершить геноцид. Частичная реализация этих планов унесла жизни почти миллиона мирных жителей. Поэтому Али считает требование признать блокаду Ленинграда геноцидом вполне обоснованным. Война против Польши, начавшаяся в 1939 году, и против Советского Союза, начавшаяся в 1941 году, сопровождались соответствующими планами.
Историк Кристиан Штрайт также использовал термин «геноцид» в книге «Война на уничтожение на Востоке», изданной в 2020 году. Штрайт написал эту книгу совместно с Ханнесом Хеером, организатором выставки «Преступления вермахта» 1995 года. В интервью 8 мая 2020 года Хеер заявил, что «еще один геноцид, задуманный и осуществленный по расовым мотивам, не сохранился в коллективной памяти и до сих пор не нашел места в истории. Это геноцид славян. 30 миллионов человек, славянские „недолюди“ на жаргоне нацистов, погибли при еще одном геноциде, совершенном фашистами».
В 1988 году историк Рольф-Дитер Мюллер говорил о «еще одном Холокосте». Тогда он писал в Zeit: «многое указывает на то, что русскому народу была уготована судьба, подобная судьбе еврейского народа. Речь шла об уничтожении восточных соседей, об истреблении русского народа». Понятие «еще один Холокост» позже появилось в публикациях известных и уважаемых экспертов. Впрочем, есть и историки, которые сознательно избегают термина «геноцид» в отношении агрессии Германии на Востоке, по каким бы то ни было причинам, но при этом говорят о преднамеренном, запланированном массовом уничтожении советского гражданского населения. Это, безусловно, свидетельствует о геноциде.
Видите ли вы другие признаки геноцида?
В Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой в 1948 году, дано четкое юридическое определение. Геноцидом называется одно из следующих действий, совершаемое с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы, причинение им тяжких телесных повреждений или тяжелых психических страданий, преднамеренное вынуждение их к жизни в условиях, предназначенных для их полного или частичного уничтожения, принятие мер, направленных на ограничение рождаемости в группе, и насильственное перемещение детей из такой группы в другую.
Все пять пунктов применимы к войне на уничтожение против Советского Союза. По каждому из них сегодня существует исчерпывающая историография на немецком, английском и русском языках. То, что нацистское руководство намеревалось по расово-идеологическим мотивам осуществить массовое уничтожение советского гражданского населения, в особенности славянских народов, и проводило его с особой жестокостью, было официально подтверждено не только приговором Международного военного трибунала в Нюрнберге, но и рядом приговоров судов Западной и Восточной Германии.
Например, в решении Тюбингенского земельного суда от 1964 года по делу личного состава концлагеря Штуттгоф говорится: «Гитлер и его пособники ставили перед собой цель истребить всех евреев в Германском рейхе. Славянские народы считались низшими и подлежали уничтожению». Согласно приведенному выше определению, даже частичное уничтожение считается геноцидом. В другом приговоре этого суда от 1969 года в отношении Эрхарда Крегера, командира айнзацкоманды 6, входившей в состав айнзацгруппы C, говорится, что нацистские власти с целью получения жизненного пространства на Востоке планировали не только общую ликвидацию интеллигенции и руководящих слоев восточных народов, но и их физическое уничтожение. Эти планы были реализованы уже во время и после польской кампании, а также, в частности, в ходе войны против Советского Союза.
Эти судебные решения по-прежнему имеют юридическую силу и, вероятно, были вдохновлены, прежде всего, решением Международного военного трибунала. В решении от 1946 года установлено, что, по крайней мере, на востоке массовые убийства и преступления совершались не только для подавления сопротивления. В Польше и Советском Союзе эти преступления были частью плана, направленного на уничтожение всего населения путем изгнания и истребления.
Кроме того, все, что происходило с 1941 по 1945 год на оккупированных советских территориях, а также на территории Рейха с советскими военнопленными и так называемыми «остарбайтерами», точно соответствует определению геноцида. Уничтожению подверглись 5,7 миллиона славян в Польше, более десяти миллионов славян в Советском Союзе, а также более двух миллионов евреев и неустановленное число неславянских жителей Советского Союза.
Существуют ли различия в оценке этих событий историками европейских стран?
На мой взгляд, нет различий, по крайней мере, между российскими и немецкими исследованиями, хотя в нынешней политической ситуации это было бы вполне ожидаемо. Различия скорее касаются других аспектов Второй мировой войны. В ФРГ исследования в этой области ведутся примерно с конца 1980-х годов. В России же не было необходимости доказывать, что была война на уничтожение. Люди знали это наверняка, ведь в каждой семье кого-то не стало. Во время перестройки, начавшейся в 1985 году, и последующего распада Советского Союза в определенных слоях общества возникли сильные антисоветские настроения, которые привели к ревизионизму и пропаганде национал-социализма. Только в 2007 году вышла книга Александра Дюкова «За что сражались советские люди». В ней описана судьба, уготованная населению оккупированных советских территорий. В 2017 году Егор Яковлев опубликовал книгу «Война на уничтожение». Он был, пожалуй, первым российским исследователем, который непосредственно занялся этой темой, и сегодня считается ведущим экспертом в области.
Народы СССР по-разному подверглись уничтожению. Не следует ли в этом контексте дифференцировать понятие «геноцид»?
Нет. Целью геноцида были в первую очередь славяне, то есть русские, белорусы, украинцы, а также, конечно, советские евреи, синти и рома. Однако в так называемом жизненном пространстве, которое немцы хотели захватить, проживали и неславянские народы. Нацистское руководство не говорило прямо об уничтожении татар, калмыков, коми, черкесов и других народов, однако в планах колонизации определенные территории были отведены исключительно для немецких поселенцев. Местное население должно было исчезнуть, то есть подлежать изгнанию или уничтожению, независимо от этнической принадлежности. Не было и готового плана уничтожения азиатских народов Советского Союза, но нередко военнопленных азиатского происхождения и евреев просто расстреливали — за то, что они были азиатами и нацисты считали их особенно дикими, опасными и неполноценными. Такие выражения, как «азиатские орды» или «азиатская угроза», были типичными для нацистской пропаганды.
В определении геноцида речь идет не только об этнических или религиозных группах, но и о национальных. По моему мнению, советский народ можно считать полиэтнической национальной группой — подобно тому, как американцы сегодня воспринимают себя как нацию. Исходя из этого, можно говорить не только о геноциде славян, но и о геноциде советского народа.
Как такую классификацию можно соотнести с другими случаями геноцида?
Это сложный вопрос, и сегодня в научной дискуссии в России обсуждается проблема «конкуренция между жертвами». Военную кампанию Германии на востоке можно классифицировать как колониальный геноцид. Речь шла не об уничтожении группы, независимо от того, где проживали ее представители, а о территории, на которой проживало местное население, подлежащее уничтожению. Это другой вид геноцида. Долгое время Холокост считался единственным геноцидом XX века. Он занял прочное место в массовой культуре и увековечен в фильмах, книгах, на мемориалах и через образы таких известных личностей, как Анна Франк. В определенных кругах, в том числе в России, наблюдается недовольство в связи с отсутствием признания геноцида славян, в частности, когда утверждается, что такое признание отнесло бы трагедию евреев к обычным явлениям. Я думаю, что такой конкуренции между жертвами не должно быть. Речь идет о двух разных геноцидах, каждый из которых унес миллионы жизней. Но есть важные различия, например, то, что евреи подлежали полному уничтожению, а славяне — частичному. Историки, которые сегодня выступают за признание геноцида славян, всегда подчеркивают, что такой геноцид ни в коем случае не относится к Холокосту.
Почему сегодня важно признать этот геноцид?
На протяжении десятилетий для широкой общественности Холокост был по сути единственным геноцидом, его считали синонимом геноцида. Сегодня геноцид все еще представляют себе именно так: лагеря смерти, газовые камеры, печи для кремации и бюрократизированное уничтожение в промышленном масштабе. Отсюда возникает мнение, что сегодня геноцид более невозможен. Это неверно. Геноцид имеет много форм, он возможен в любое время и происходит где-то прямо сейчас.
Еще одна причина — признание исторической правды. Мы живем в несправедливом мире, но если мы можем восстановить историческую правду в одном конкретном случае, почему бы не сделать этого?
Признание геноцида часто сопровождается требованием о возмещении ущерба. Возможно ли такое требование в этом случае?
Большинства людей, переживших немецкую оккупацию, уже нет в живых. Речь идет не о выплатах, а исключительно о признании их и их потомков. Требуя признать блокаду Ленинграда геноцидом, в России не говорят о деньгах. Тем не менее, довольно странно, что Германия готова выплатить компенсацию только жертвам блокады из числа евреев, а другим — нет. Очевидно, что все жители Ленинграда в то время страдали и погибали одинаково.
Что касается возмещения ущерба, то в 1953 году Советский Союз принял решение отказаться от всех репарационных требований к Германии. Существует соглашение с ГДР, которое действует до сих пор.
Играет ли тема геноцида какую-либо роль в политике России и других бывших республик СССР?
Существуют разные мнения. На Украине это связано с текущей политической ситуацией. В странах Балтии есть свое видение. В Белоруссии геноцид белорусского народа официально признан на законодательном уровне уже три года. Белоруссия в то время сильно пострадала от немецкой оккупации. Существовали концентрационные лагеря для детей, было сожжено более девяти тысяч деревень, более пяти тысяч из них были уничтожены вместе с жителями. В России в апреле этого года в Государственной думе приняли соответствующий закон о геноциде советского народа.
На внешнеполитическом уровне следующим шагом могло бы стать требование признания геноцида Организацией Объединенных Наций. Внутри страны это важно для сохранения исторической памяти и противодействия попыткам переписать, исказить или фальсифицировать историю Великой Отечественной войны. Даже по прошествии десятилетий необходимо знать, что нацистское руководство планировало значительно сократить советское население, что смерть миллионов советских мирных жителей была прямым следствием этого и что они не были случайными жертвами военных действий. Речь не идет о том, чтобы придумать новую картину истории, которая бы соответствовала текущей политической ситуации. Речь идет о том, что весной 1941 года, еще до начала восточной военной кампании, было запланировано уничтожение миллионов людей, которое и было осуществлено в ходе войны.
В Германии в настоящее время представителям России не дают возможность почтить память советских жертв. Как это согласуется со стремлением хранить память?
Это противоречит самой сути памятных дат. Такие мероприятия посвящены не современной политике, а почтению памяти жертв того времени.
Вы упомянули о возможности обратиться в ООН с требованием признать геноцид. Почему этого не сделали в 1945 году, когда была создана ООН?
В то время юридического и политического понятия геноцида еще не существовало. Его автор, Рафаэль Лемкин, польско-немецкий юрист, который в конце войны жил в США, использовал его уже с конца 1944 года; он был помощником американского прокурора Роберта Джексона на Нюрнбергском процессе, но он не имел достаточного авторитета, чтобы продвинуть введенный им термин. Таким образом, приговор Международного военного трибунала гласил, что нацистское руководство планировало изгнать и уничтожить все население Польши и Советского Союза, но только в 1947 году Лемкин разработал для ООН законопроект о наказании за геноцид, который был принят в конце 1948 года. К тому времени уже шла холодная война, и Советский Союз, как и до Второй мировой войны, рассматривался как большевистская империя зла. Это определило отношение Запада к СССР и к его участию в войне. В ФРГ преобладал миф о «чистом» вермахте, признание вины своей страны было политически нежелательным. Кроме того, Советский Союз в то время не выдвигал таких требований. По разным причинам о геноциде не говорилось.
Как выглядела ситуация в ГДР?
В ГДР фактически признавался геноцид. Этот термин встречается в решениях районных судов ГДР, и формально эти решения, если не было явного противоречия или если приговоры не были отменены, действуют до сих пор. Люди в ГДР имели другое представление о Второй мировой войне, чем в ФРГ. Многие в ГДР считали Красную армию освободительницей от нацизма, на Западе все было иначе. Кроме того, в ГДР сложилась другая культура памяти с мемориальными комплексами, памятными мероприятиями, тесным сотрудничеством с советскими властями и общественными организациями. Мне кажется, это до сих пор определяет отношение людей в восточной Германии.
Добавил Игорь Иванов 39114 Игорь Иванов 39114 2 часа 12 минут назад
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать